ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОСУГИ – КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОНР
консультация по логопедии

 Ирина Владимировна Колосовская

Консультация "ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОСУГИ –КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл log_dosug_v_rabote_s_roditelyami_moy.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОСУГИ –
КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОНР

ВОСПИТЫВАЕТ  ВСЁ:  

ВЕЩИ,  ЯВЛЕНИЯ,  НО  ПРЕЖДЕ  ВСЕГО

И ДОЛЬШЕ ВСЕГО – ЛЮДИ.

      ИЗ  НИХ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ –

      РОДИТЕЛИ И ПЕДАГОГИ

                                                                   Макаренко А.С.

    Речь является ведущей психической функцией, влияющей на полноценное, всестороннее развитие ребенка, на его успешное обучение в школе, на формирование его эмоционально-личностной сферы, на его успешность в будущем.

Коррекция такой важной психической функции возможна лишь при активном участии родителей.

К сожалению, практика показывает, что некоторые родители недооценивают свою роль в развитии ребенка, устраняются от участия в коррекции его речевого недоразвития, считая, что это целиком и полностью обязанность педагогов. Другие родители, не владея достаточными знаниями в вопросах патологии и коррекции речи, не могут оказать детям необходимую действенную помощь. Задача учителя-логопеда состоит в том, чтобы помочь родителям осознать свою роль в процессе развития ребенка, вооружить их определенными методами и приемами преодоления речевого недоразвития, наполнить конкретным содержанием занятия с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний.

Поэтому одним из важных направлений в работе логопеда является взаимодействие с родителями на всех этапах коррекционной работы с целью их активизации и повышения педагогической грамотности. Учителя-логопеды часто озадачены вопросом, как сделать процесс взаимодействия интересным, занимательным и продуктивным.

Мы хотим поделиться своим опытом и рассказать о проведении в нашей группе совместных логопедических досугов, которые позволяют значительно оптимизировать взаимодействие между педагогами, родителями и детьми. Практика подтвердила, что совместный досуг является эффективной и инновационной формой вовлечения родителей в коррекционно-развивающий процесс.

Если говорить о досугах в целом, то в зависимости от содержания досугового мероприятия их можно разделить на:

• спортивно-игровые;

• музыкально-игровые;

• познавательно-речевые.

Логопедический досуг входит в группу познавательно-речевых досугов. Мы называем его логопедическим, так как на нем закрепляются и расширяются знания, полученные на коррекционных логопедических занятиях и на занятиях  по развитию речи. Он также может включать в себя элементы спортивно-игрового и музыкально-игрового досуга с элементами театрализации. По времени в старшем дошкольном возрасте досуг может занимать 40 минут.

Логопедический досуг целесообразно проводить по окончании изучения лексической темы, а так же для закрепления материала по обучению элементам грамоты.

Традицией в нашей группе стало проведение итоговых досугов в конце каждого учебного года, например в младшей группе – это была инсценировка сказки «Теремок», в средней группе – мини-пьеса «Репка», в старшей группе – мюзикл «Муха-Цокотуха», в подготовительной группе – «Праздник правильной речи», который проводился в форме соревнования команд родителей и  детей. Особенность этих итоговых логопедических досугов - это то, что в них принимают участие абсолютно все дети группы, независимо от их речевых возможностей.

   Участие родителей в досуге может быть различным. 

   Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

   Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников и способствует заинтересованности каждого родителя в успешности своего ребенка на досуге, к которому они вместе готовились и в преодолении его речевого недоразвития в целом.

Наиболее продуктивным и эмоционально насыщенным является третья форма - непосредственное участие родителей в досуге. Такая форма участия позволяет родителям показать свой речевой и интеллектуальный потенциал, активно взаимодействовать с ребенком, совместно с ним решать познавательные и коррекционные задачи, почувствовать поддержку друг друга и единство в достижении общих целей. Взрослый во время проведения совместных игр становится не просто родителем, а другом, товарищем и партнером при выполнении различных игровых заданий и стремлении добиваться положительных результатов. В своей работе мы чаще используем вторую и третью форму участия родителей.

Досуги мы чаще проводим не в группе, а в музыкальном зале. Новизна обстановки, оформление, музыка – все это позволяет детям и родителям уже при входе в зал позитивно настроиться на необычное занимательное действие. А использование презентации с различными анимационными и музыкальными эффектами, введение сказочных персонажей, проведение различных игр, конкурсов и соревнований способствует эффективному достижению поставленных целей и задач.

Такая нетрадиционная форма совместной деятельности вызывает живой интерес у детей и родителей, помогает им раскрепоститься и преодолеть барьер в общении с педагогами. Досуг позволяет развивать у детей и родителей творческие возможности, познавательную активность, коммуникативные умения. Во время увлекательного игрового досуга дети не только закрепляют знания и речевые навыки, приобретают опыт публичных выступлений, учатся соблюдать правила в совместных играх, но и получают множество положительных эмоций. Им вдвойне приятно решать познавательно-речевые задачи вместе со своими родителями. А у родителей появляется возможность примерить на себя роль ребенка, больше узнать о том, чем занимаются их дети в детском саду и получить практические знания, которые они смогут применить, играя и занимаясь с ребенком дома. Можно сказать, что и авторитет педагогов в глазах родителей после таких мероприятий значительно возрастает.

Совместный с родителями логопедический досуг, безусловно, эмоционально сближает родителей с детьми и педагогами и способствует активному, осознанному и творческому участию родителей в воспитании и коррекции речевого недоразвития детей.

   Психологами, педагогами, врачами доказано, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, веселых улыбок, тепла, вырастает наиболее устойчивым к различным жизненным ситуациям. И уже почти афоризмом стали слова: “Без праздников не бывает детства!”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья...

Адаптированная коррекционно-развивающая программа работы с детьми с ОВЗ на период 2017 –2022 г.г.

Содержание коррекционной работы выстроено в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) направлено на создание системы комплек...

Статья "Игра и её коррекционно -развивающее значение работы с детьми ОВЗ"

В статье рассматривается вопрос о коррекции детей  с ОВЗ через игру....

Методы вовлечения родителей в совместную деятельность с педагогами и детьми

Современные условия деятельности дошкольных учреждений выдвигаютвзаимодействие с семьей на одно из ведущих мест....

«Параметры оценки умственного развития детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционно-развивающих направлениях работы с детьми с ОВЗ в условиях центра содействия семейному воспитанию».

организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не посещающего дошкольное образовательное учреждение, подбор адекватных спосо...

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ДОСУГИ – КАК СРЕДСТВО ВОВЛЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В СОВМЕСТНУЮ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ С ОНР

Презентация к докладу на Совете педагогов "Логопедические досуги как средство вовлечения родителей в совместную коррекционно-развивающую работу с детьми с ОНР"...

Комплексное совместное коррекционно-развивающее занятие с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.

Формирование зрительного и слухового восприятия, развитие понимания речи....