Картотека игр и упражнений по лексической теме "Весна"
картотека по логопедии (подготовительная группа)
Данный материал может быть полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека игр и упражнений по теме "Весна" | 199.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Весна. Приметы весны.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ: весна, март, апрель, май, снег, сосульки, проталины, солнце, ручьи, гонцы весны, половодье, ледоход, капель, паводок, лужи, влага, посевы, посадки, пробуждение, подснежник, оттепель.
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: холодные, журчащие, звонкие, говорливые, буйные, шумливые, многоводные, весеннее, лучистое, теплое, яркое, приветливое, красное, влажный, мартовская, вешние воды, лазурное, чистое, ясное, птичье, прохладные, солнечный, рыхлый, суровый.
ГЛАГОЛЫ: наступила, продвигается, прилетели, вылетели, кружатся, вьются, хлопочут, вьют, журчат, бегут, звенят, затопляет, тронулся, поют, пробиваются, тает, светит, греет, пригревает, капает, течет, дышится, пахнет, просыпается, оседать.
ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ ПОДБИРАТЬ ПРЕДМЕТЫ К ДЕЙСТВИЯМ:
Пришла – весна
Плывут - …
Дует - …
Бегут - …
ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ К ПРЕДМЕТАМ:
Солнце – греет, светит…
Облака - …
Снег - …
ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ И НАОБОРОТ:
Земля – черная, холодная, мерзлая…
Солнце - …
Птицы - …
Чистый, быстрый, звонкий – ручей
Яркое, лучистое, теплое - …
ПОДБИРАТЬ СРАВНЕНИЯ:
Синий лед похож на (стекло…)
Густой туман - …
Пушистые облака - …
Сосулька - …
СОСТАВЛЯТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ "ПОТОМУ ЧТО":
Почему снег тает? Снег тает, потому что…
Почему бегут ручьи?…
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Какое время года мы провожаем? (Мы провожаем зиму.)
Какое время года начинается? (Начинается весна.)
Познакомьте ребёнка с приметами ранней весны:
весной природа просыпается;
солнышко ярко светит и начинает пригревать;
тает снег, бегут ручьи, появляются проталинки;
на крышах появились сосульки;
дни становятся длиннее, а ночи короче;
на деревьях набухли почки и проклюнулись листочки;
появилась первая травка;
расцвели подснежники;
весело зачирикали воробьи,
скоро прилетят первые перелётные птицы из жарких стран;
проснулись насекомые;
поднялись после зимней спячки дикие животные;
люди сняли тёплую зимнюю одежду.
Прочитайте стихотворение о ранней весне, выучите наизусть:
Звонко с крыши капли скачут,
Над окном сосульки плачут.
Скачут капли мне в ладошку,
И на бабушкину кошку,
На ступеньки, на перила.
Кошка даже рот открыла.
Звонко скачут капли с крыши.
К нам весна идёт. Мы слышим:
Кап! Кап! Кап! Кап!
ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА. «ТАЛАЯ ВОДА».
Пришла весна. Солнышко греет. Снег тает и текут ручейки. Кругом много воды. Радуются дети - можно пускать по воде лодочки, шлёпать по лужам в резиновых сапогах. Радуются деревья - они попьют талой воды и будут зеленеть и цвести. Радуются грачи - в мокрой земле на полях много червяков. Грачи сыты. Радуются воробьи - они пьют воду, купаются в лужах и громко чирикают: "Весна пришла!"
ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ:
- После какого времени года наступает весна?
- Что делает солнышко?
- Что происходит со снегом?
- Кому нужна талая вода?
- Чему радуются дети?
- Для чего нужна вода деревьям?
- Почему радуются грачи?
- Зачем грачам червяки?
- Кто купается в лужах?
ВЕСНА. ТЕКСТ ДЛЯ ПЕРЕСКАЗА.
Наступает весна. Тает снег, звенит капель. Весной ярко светит солнышко. На реке ломается лёд. На деревьях лопаются почки и появляются душистые листочки. В лесу расцветают подснежники. Дети развешивают на деревьях скворечники, пускают кораблики. Просыпаются насекомые, птицы вьют гнёзда. Пришла весна!
Речь с движением:
Воробей с березы На дорогу — прыг! Больше нет мороза, Чик-чирик! | Ритмично прыгают, хлопают руками по бокам. |
Вот журчит в канавке Быстрый ручеек, | Бегут по кругу, взявшись за руки. |
И не зябнут лапки — Скок, скок, скок! Высохнут овражки! Прыг, прыг, прыг! Вылезут букашки — Чик-чирик! | Ритмично прыгают по кругу сначала по часовой стрелке, потом — против. |
М. Клокова
Солнышко Солнышко, солнышко, Золотое донышко. Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. | Идут по кругу, взявшись за руки. |
Побежал в саду ручей, | Бегут по кругу друг за другом на носочках. |
Прилетели сто грачей, | Бегут, взмахивая руками как крыльями. |
А сугробы тают, тают, | Медленно приседают |
А цветочки подрастают. | Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки. |
Развитие высших психических функций:
Игра «Четвертый лишний»
Игра «Что изменилось?»
Игра «Что перепутал художник?»
Игра "Подбирай, называй" на подбор определений и глаголов к существительным.
Весна (какая?) - ранняя, теплая, долгожданная и т.д.
Солнце (какое?) - ...
День (какой?) - ...
Игра "Посчитай" на согласование числительных с существительными.
Один ручей, 2 ручья, 3 ручья, 4 ручья, 5 ручьев.
Одно солнце, два солнца, 3 ..., 4 ..., 5...
Один ветер, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Одна весна, 2 ..., 3 ..., 4 ..., 5...
Игра "Назови ласково" на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Ручей - ручеек, лужа - лужица, солнце - ..., ветер -…, день - .
Игра "Один - много" на употребление родительного падежа существительных мн. числа.
Один ручей - много ручьев, одна лужа - много луж, один ветер - …, один день - …
Упражнение «Что делает?» [Уточнение и расширение глагольного словаря.]
Логопед. Я буду показывать картинку и задавать вопрос: «Что делает?» — а вы должны будете подобрать как можно больше слов, отвечающих на этот вопрос.
Логопед показывает картинку с изображением солнышка.
1-й ребенок. Светит, греет, сверкает, блестит.
Логопед показывает картинку с изображением подснежника.
2-й ребенок. Растет, цветет, пахнет.
Логопед показывает картинку с изображением грача.
3-й ребенок. Летает, строит гнездо, выводит птенцов. Логопед показывает картинку с изображением ручейка.
4-й ребенок. Течет, блестит, журчит.
Игра «Что перепутал художник?» [Развитие зрительного внимания и воспитание связной речи.]
Логопед. Вы показали, что очень хорошо знаете признаки времен года, а вот художник, который рисовал эту картину, знает их не очень хорошо. Он сделал много ошибок. Картина называется «Весна». Посмотрите на нее внимательно и расскажите, чего не бывает весной.
1-й ребенок. Весной не купаются в реке. На реке ледоход.
2-й ребенок. Весной не собирают землянику. Землянику собирают летом.
3-й ребенок. Весной не убирают урожай. Урожай убирают летом и осенью.
4-й ребенок. Весной не лепят снеговика. Весной снег тает. Снеговика лепят зимой.
Логопед. Молодцы. Я обязательно расскажу художнику о том, что вы помогли ему исправить ошибки. Конечно же, дети не купаются во время ледохода...
3. Игра с мячом «Когда это бывает?» [Развитие речевого слуха, памяти, мышления.]
Логопед. Я расскажу о времени года и брошу одному из вас мяч. Он поймает мяч и скажет, когда это бывает. Слушайте внимательно. На проталинках расцвела мать-и-мачеха... (Бросает мяч.)
1-й ребенок. ...Весной.
Логопед. Перелетные птицы улетают на юг...
2-й ребенок. ...Осенью.
Логопед. Люди загорают и купаются в реке...
3-й ребенок. ...Летом.
Логопед. Дети катаются на лыжах и санках...
4-й ребенок. ...Зимой.
Какое солнышко?
Логопед. Посмотрите, какое солнышко нарисовал для вас художник. Что вы можете сказать о нем? Какое оно?
Дети. Веселое, доброе, теплое, весеннее.
Логопед. Правильно. Послушайте стихотворение о нем.
Солнце вышло из-за тучки, Протянуло солнце ручки. Ручки солнышка — лучи — Так нежны и горячи.
Пальчиковая гимнастика «Кап, кап...» [Развитие тонкой моторики, координации речи с движением.]
Логопед приглашает детей на ковер, предлагает сесть по-турецки и вспомнить упражнение «Кап, кап...»
Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель.
Ритмично стучат по ковру подушечками пальцев, начиная с большого.
Логопед встречает детей в дверях кабинета с корзинкой в руках и предлагает выбрать бумажные кораблики. Дети выбирают кораблики, благодарят логопеда и проходят в кабинет.
2. Дыхательная гимнастика. Упражнение «Разноцветные кораблики». [Формирование направленной воздушной струи.]
Логопед приглашает детей к надувному бассейну, стоящему на столике, и предлагает детям присесть на корточки вокруг стола.
Логопед. Опустите кораблики в воду. Сейчас мы проведем соревнование. Посмотрим, чей кораблик дальше уплывет. Вы будете делать вдох и дуть по моей команде на парус своего кораблика. Помните, что нужно вытянуть губы трубочкой и не раздувать щеки (рис.26).
Логопед следит за тем, чтобы паруса корабликов были расположены на уровне ртов детей. Упражнение выполняется 3—4 раза. Затем логопед предлагает достать кораблики из воды и положить на стол для просушки.
Рассказ логопеда по картине. [Развитие речевого слуха. Формирование навыка договаривания фраз за логопедом.]
Логопед приглашает детей к мольберту и предлагает послушать рассказ по картине.
Логопед. А теперь послушайте рассказ о том, как дети гуляли весной рядом с детским садом. Можете попробовать рассказывать вместе со мной.
Наступила ранняя весна. Солнышко ярко светит и пригревает. Снег начал таять, появились проталинки, побежали ручейки. На проталинках зацвела мать-и-мачеха. На кустах и деревьях начали набухать почки. Прилетели грачи и стали строить гнезда.
Собрались дети на прогулку. Они оделись потеплее, потому что на улице еще холодно. Вышли дети на полянку. Одна девочка сорвала цветочек мать-и-мачехи. В детском саду она поставит его в вазу. Мальчик пускает кораблик в ручейке. Его друг стоит рядом и смотрит на кораблик. Девочка в зеленом пальто сидит на скамеечке и рассказывает своему Петрушке о весне. Она хочет сделать куличики из последнего снега. Детям интересно и весело весной на прогулке!
Рассматривание картины и беседа по ней. [Развитие связной речи.] Логопед. А теперь посмотрите на картину. Кого вы видите на ней?Дети. Мы видим мальчиков и девочек.
Логопед. Что они делают?
Дети. Они гуляют около детского сада.
Логопед. Посмотрите на девочку в красном пальто. Что она держит в руке? Начните со слова «девочка».
Дети. Девочка держит мать-и-мачеху.
Логопед. Девочка сорвала цветочек. Она принесет его в детский сад и поставит в вазу. А где девочка сорвала цветок? Посмотрите внимательно на картину.
Дети. Она сорвала цветок на полянке, на проталинке.
Логопед. Верно. Девочка, сорвала мать-и-мачеху на проталинке, где снег уже растаял. А почему снег растаял?
Дети. Солнышко стало пригревать.
Логопед. Да, солнышко ярко светит и греет, поэтому снег тает, появились проталинки, побежали ручейки. А кого вы видите на березе?
Дети. На березе птички.
Логопед. Правильно. Это грачи. Что они делают?
Дети. Они вьют гнезда и будут выводить птенцов.
Логопед. Теперь посмотрите вот сюда. Кого вы видите на картине слева? Что они делают?
Дети. Это мальчики. Один мальчик пускает кораблик в ручейке. Другой мальчик смотрит на него.
Логопед. Расскажите про девочку, которая сидит на скамеечке.
Дети. Девочка держит Петрушку. Рядом с ней стоят ведерко и формочки. Девочка хочет сделать куличики из снега.
Логопед. Скоро снега совсем не будет. Он растает. Обратите внимание на то, как одеты дети.
Дети. Они одеты тепло.
Логопед. Почему они одеты тепло?
Дети. На улице еще холодно.
Логопед. Правильно, ранней весной на улице еще холодно. Давайте представим, что мы замерзли на прогулке. Нужно немного погреться.
Составление предложений о весне с опорой на картинки. [Совершенствование грамматического строя речи.]
1-й ребенок. Грач сидит на ветке.
2-й ребенок. Мать-и-мачеха расцвела под деревом.
3-й ребенок. Бабочка кружится над вербой.
4-й ребенок. Кораблики плывут по ручейку.
Составление и распространение предложений о весне (с опорой на картинки). [Совершенствование грамматического строя речи.]
Логопед. Выберите по картинке, рассмотрите их, расскажите, что вы видите на них.
1-й ребенок. Девочки собирают мать-и-мачеху.
Логопед. Какая мать-и-мачеха?
1-й ребенок. Желтая.
Логопед. Повтори еще раз, что делают девочки. Не забудь сказать, какая мать-и-мачеха.
1-й ребенок. Девочки собирают желтую мать-и-мачеху.
2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в ручейке.
Логопед. Подумай, какой ручеек. Что о нем можно сказать?
2-й ребенок. Ручеек весенний.
Логопед. Повтори еще раз, что делает мальчик. Не забудь сказать, какой ручеек.
2-й ребенок. Мальчик пускает кораблик в весеннем ручейке.
3-й ребенок. Грачи вьют гнезда.
Логопед. Какие грачи? Что ты можешь сказать о них?
3-й ребенок. Грачи черные.
Логопед. Повтори еще раз все сначала и не забудь сказать, какие грачи.
3-й ребенок. Черные грачи вьют гнезда.
4-й ребенок. По реке плывут большие льдины.
ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ О ВЕСНЕ:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла… (Весна)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник
Расцветёт. (Весна)
Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
Тает снежок,
Ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Я раскрываю почки,
В зелёные листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна,
Зовут меня… (Весна)
Снег чернеет на полянке,
С каждым днем теплей погода.
Время класть в кладовку санки.
Это, что за время года. (Весна)
Зеленоглаза, весела,
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла,
То что всем понравится:
Зелень — листьям,
Нам — тепло,
Волшебство
Чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица — … (Весна)
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой. (Подснежник)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Не пешеход, а идёт.
Мокнут люди у ворот.
Ловит дворник его в кадку.
Очень трудная загадка? (Дождь)
Белые горошки
На зелёной ножке. (Ландыш)
Шорохом неслышным
Лепестков
Жемчуг белоснежный
Распустился,
Свежим нежным крохотным
Цветком
Из-под снега
К солнцу устремился. (Подснежник)
Жёлтые, пушистые
Шарики душистые.
Их укроет от мороза
В своих веточках… (Мимоза)
Он — Цветочный принц-поэт,
В шляпу жёлтую одет.
Про весну сонет на бис
Прочитает нам… (Нарцисс)
Их в Голландии найдёте,
Там везде они в почёте.
Словно яркие стаканы,
В скверах там цветут… (Тюльпаны)
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? (Март)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад
Заглянул к нам месяц… (Март)
В тёплых солнечных сапожках,
С огонёчком на застёжках,
По снегам бежит мальчишка
Снег пугает, шалунишка:
Только ступит — стаял снег,
Раскололся лёд у рек.
Охватил его азарт.
А мальчишка этот — …(Март)
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель
В гости к нам пришёл… (Апрель)
В ночь — мороз,
С утра — капель,
Значит, на дворе… (Апрель)
Будит лес, поля и горы,
Все полянки и сады.
Он во все стучится норы,
Напевает у воды.
«Просыпайтесь! Просыпайтесь!
Пойте, смейтесь, улыбайтесь!»
Далеко слышна свирель.
Это будит всех… (Апрель)
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? (Май)
Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край
Нас теплом встречает… (Май)
В лапотках бежит малыш,
Ты шаги его услышь.
Он бежит, и всё цветёт,
Он смеётся — всё поёт.
Спрятал счастье в лепестках
У сирени на кустах.
«Ландыш мой, благоухай!»
Повелел весёлый… (Май)
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы… (Скворечник)
Здесь на ветке чей-то дом
Ни дверей в нем, ни окон,
Но птенцам там жить тепло.
Дом такой зовут… (Гнездо)
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
В самый разгар
Весенней поры
Капает сок
С белоснежной коры. (Береза)
Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц ... (март).
Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришёл ... (апрель).
Сад примерил белый цвет,
Соловей поёт сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает ... (май).
Новоселье у скворца -
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы ... (скворечник).
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает. Когда это бывает? (Весной)
Висит за окошком кулёк ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
К маме-речке бегу и молчать не могу.
Я сын её родной, а родился я весной. (Ручей)
Первым вылез из земли на проталинке.
Он мороза не боится, хоть и маленький. (Подснежник)
Чёрный, проворный, кричит: "Крак!"
Червякам - враг.(Грач)
Дом построен для певца
Без окошек, без крыльца. (Скворечник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений по лексической теме "Мамин праздник"
Данный материал может быть полезен для учителей-логопедов по лексической теме "Мамин праздник"...
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный речевой материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Фрукты».
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Картотека игр и упражнений по лексической теме «Осень».
Данный материал поможет педагогам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в работе по лексической теме "Осень"....
Картотека игр и упражнений по лексической теме НАСЕКОМЫЕ
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме "Насекомые" для старшего дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений по лексической теме РЫБЫ
Картотека игр, упражнений, художественной литературы по теме "Рыбы" для старшего дошкольного возраста....
Картотека игр и упражнений по лексической теме "Домашние животные" (для детей 5-7 лет)
Игры на развитие связной речи, словаря, грамматчиеского строя....