Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Представлена картотека игр по развитию речи, на развитие слоговой структуры слова, овладения звуковым анализом. Для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.
Игры на развитие слоговой структуры слова

1.Дидактическая игра «Звуковые шапочки» 
Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.
Ход: В игре принимают участие 2-3 ребенка. Они выбирают себе шапочки со съемными кармашками, в которые вкладываются буквы (согласные-гласные). На полу разложены вырезанные из цветной бумаги кружочки, на них написаны буквы, обозначающие гласные (согласные) звуки. По сигналу (музыка, бубен) дети двигаются по комнате, когда (музыка, бубен) останавливается, дети берут рядом лежащий кружочек, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: у ребенка на шапочке буква «С», он остановился возле кружочка «А», ребенок берет и произносит слог «СА». Или, если на шапочке гласный «А», ребенок остановился возле кружочка «С», тогда он произносит слог «АС».

2.«Закончи слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Дети стоят в кругу. Педагог находится в центре круга и бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) — и бросает мячик ведущему.
Слова на начальном этапе нужно подбирать короткие, постепенно, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Па...» — и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «ра» — и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «ход» (Па-ра-ход) -и бросает мяч ведущему и т. д.

3. «Угадай слово»
Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.
Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. Затем можно добавлять слова из 3-4 слогов.

4. Игра «Прохлопай слово»
Цель: развивать у детей умение делить слово на слоги с помощью хлопков.
Ход игры: Педагог произносит слово, а ребенок должен прохлопать каждый слог. После прохлопывания ребенок должен сказать, сколько слогов он насчитал.

5. Игра «Назови заданный слог в слове»
Цель: научить детей выделять и называть определенный слог в слове.
Ход игры: Педагог по слогам произносит слово из двух прямых слогов и просит ребенка назвать в нем первый, затем второй слог. Например: ка-ша, но-га.
В процессе работы и по мере тренировки, педагог предлагает ребенку двухсложные слова с обратными или закрытыми слогами, трех-четырехсложные слова (ма-ши-на) и слова со стечением согласных, например, мед-ведь.

6. Игра «Скажи наоборот»
Цель: тренировать детей в преобразовании слогов путем замены твердого звука в слоге на мягкий или, наоборот, мягкого на твердый.
Ход игры: Дети стоят по кругу, педагог в центре круга. Педагог показывает детям, как превратить твердый слог в мягкий (мягкий в твердый), если заменить в нем гласный звук. Например: мы-ми, ро-ри, ка-ки, и т.д. В игре, педагог бросает мяч ребенку и произносит слог «ма», ребенок бросает мяч обратно и произносит «мя»

7. Игра «Выложи слог, который услышишь»
Цель: развить навыки фонематического анализа.
Оборудование: фишки синие, красные, (зеленые).
Ход игры: Педагог четко и медленно произносит слоги, содержащие звуки, которые ребенок может произнести правильно, и предлагает выложить эти слоги из фишек. По мере тренировки, добавляются слоги с мягкими согласными.

8. Игра «Длинное – короткое»
Цель: учить различать длинные и короткие по звучанию слова.
Оборудование: длинные и короткие полоски бумаги, картинки.
Ход игры: Ребёнок называет слова на картинках и раскладывает их на две группы: к длинной полоске и к короткой.

9. Игра «Сосчитай, не ошибись»
Цель: учить делить слова на слоги, одновременно выполняя механическое действие.
Материал: счетный, природный материал, пирамидка и т.д.
Ход игры: Педагог произносит слово, ребёнок произносит заданное педагогом слово и выкладывает камешки (кольца пирамидки и др.). Сравнить слова: где камешков больше, то и слово длиннее.

10. Игра «Что изменилось?»
Цель: учить различать разную слоговую структуру слова.
Материал: фишки.
Ход игры: ребёнок объясняет различие между словами, определяя количество слогов в словах фишками. Например: кот, кош-ка, ко-тё-нок.

Игры для овладения звуковым анализом

1.«Дружные звуки»
Цель: научить узнавать звуки, произносимые с утрированной интонацией.
Ход игры: Педагог создаёт игровую ситуацию следующим рассказом: Жили-были разные звуки в одном Звуковом государстве. Когда стали создаваться слова, пришлось им    разойтись по своим домам-словам. И вместо одного звука «А» появилось много таких же звуков «А». Хотят они собраться вместе, потому что скучают друг    без друга. Помогите    звукам собраться   вместе. Я буду произносить по 2 слова, а вы хлопайте в ладоши в том случае, если звуки будут одинаковые. Например: ААА-ня - ААА-лла, УУУ-ля - ИИ-ра, Оля – осы  и т.д.

2. Игра «Спой начало»
Цель. Учить выделять первый ударный гласный звук в слове.
Ход игры: Педагог называет слова, протягивая первый гласный звук: Ууулица, ооослик,  аааист и т.д. (слова подбираются так, чтобы первый гласный звук был ударным), ребенок называет звук, который стоит в начале слова. Аналогично можно поиграть, протягивая последний звук в словах.

3. Игра «Назови последний звук»
Цель. Учить ребенка выделять последний согласный звук в слове.
Ход игры: Педагог называет слова с утрированным произнесением последнего согласного звука в слове: коттт, маккк, соккк и др., ребенок выделяет и называет последний звук. Аналогично, проводится работа по выделению и называнию ребенком первого согласного звука в слове (лллак, нннос, мммак и др.).

4. Игра «Какой звук поется?»
Цель: Учить выделять гласный звук в середине слова.
Ход игры: Педагог называет слова с утрированным произнесением гласного звука в середине односложного слова, ребенок выделяет и называет гласный звук в середине слова. Например: кооот, пооол,  сооон и др.

5. Игра «Утки и окуни».
Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и  У.
Ход игры: Дети делятся на 2 команды: окуни и утки. Они двигаются    произвольно. Педагог произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-«окуни» должны замереть, когда услышат слово со звуком «О», а «утки»-когда услышат слово со звуком «У». Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден, облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

6. Игра «Три слова»
Цель: Учить ребенка самостоятельно     определять    звук, с которого начинаются три слова.
Ход игры: Педагог называет три слова, ребенок называет звук, который встречается в каждом слове. Например: утка, уши, узел. (Звук «У»). Затем педагог уточняет, «Где ты услышал звук  «У» в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Если ребенок   успешно      выделяет   заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в    конце слова, а затем в середине.    
Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова.  

7. Игра «Путешествия по группе»
Цель: Учить ребенка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.
Ход игры: Педагог предлагает детям поискать слова с заданным звуком в группе. Например: Мы будем ходить по нашей группе и находить предметы, в названии которых есть звук [С], [М] и т.д. Предложите ребенку проверить правильность выполнения вами задания, похвалите, если он самостоятельно заметит допущенную ошибку.

8. Игра «Цепочка  слов»
Цель: Учить ребенка выделять последний звук  в  слове  и   подбирать слова с этим звуком.
Ход игры:
1-ый вариант: На подносе лежат картинки. Педагог берет картинку, кладет на стол, называет ее, выделяя голосом последний звук. Например: ЛУК.
Ребенок находит картинку, название которой начинается со звука «К», и кладет рядом с первой картинкой, называя ее. Например: КОТ, выделяя   голосом последний звук.  
Игра   заканчивается,    когда    все   картинки   будут разобраны игроками.
2-ый вариант: Правила те же, но без картинок.
Педагог: Я назову слово, а  ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет начинаться с этого звука: РАК.
Ребенок: Коза и т.д.
Необходимо помнить, что слова,    написание    которых   расходится с произнесением,   в таких    играх    лучше не   использовать (например, нельзя брать слова, в конце которых пишется звонкая    парная   буква: зуб, мороз и т.п.

9.Игра  «Звук потерялся»
Цель: Учить ребенка выделять пропущенный звук.
Ход игры: Педагог показывает картинку и называет ее название, намеренно пропуская звук при стечении согласных: «зот» - зонт, «тиг» - тигр, «бат» - брат.
Ребенок добавляет пропущенный звук, если усложнять задание, то можно попросить ребенка выделить звуки – соседей.

10. Игра «Что заменим?»
Цель: Учить ребенка выделять заменяемый звук и звук заменитель.
Ход игры: Педагог спрашивает: Какой звук нужно заменить, чтобы вместо слова «сок», получилось слово «сук»?
Слова: Толя – Коля, Поля – воля, игра – игла- икра, кара- фара – фарс, кисть – кость- гость, лук – жук – сук – сок – кок – кот – тот, кол – вол, кабина – калина – малина – Марина, кошка – мошка - мышка – мишка - миска – маска – марка, сам – сом – сор – и т.д.

11. Игра «Подарки»
Цель: отработка навыков выделения первого и звука в слове.
Ход игры: Педагог показывает детям игрушки, даёт им имена в зависимости от  темы   занятия.  Каждой игрушке предлагается подобрать подарки из ряда предметов, стоящих на отдельном столике так, чтобы первые звуки в названии предмета и имени игрушки совпадали.

12.Игра «Чудесный мешочек»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: Сложить в мешочек разные предметы или картинки. Ребенок  достаёт картинку (предмет) и называет первый, последний звук в названии картинки (предмета).

13.Игра «Поезд»
Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.
Ход игры: На доске располагается поезд с окошками, в которые ставятся карточки. Детям предлагаются картинки, первый ребенок ставит свою картинку в окошко первого вагона и называет картинку, второй ребенок ставит картинку во второй вагон, если название начинается на последний звук первой картинки и т.д.

14.Игра «Сигнальщики»
Цель: определение мягкости или твердости согласного звука в слове.
Ход игры: у детей сигнальные   карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном взрослым первый звук звучит твёрдо, дети поднимают синюю карточку, если мягко-зелёную.

15.Игра «Колокольчик»
Цель: определение звонкости-глухости согласного звука в слове.
Ход игры: Раздать детям карточки с изображением  колокольчика и наушников, дети поднимают карточки на заданный звук. Например: подними колокольчик, если первый звук в слове звонкий или наушники, если глухой.

16.Игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход игры: Педагог выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда. Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

17.Игра «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование: карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры. Каждый ребенок получает карточку. Логопед показывает картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.

18.Игра «Подбери слово к схеме»
Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения звуков в словах.
Ход игры: Получив карточку, ребенок подбирает 3 картинки (слова с заданным звуком), ориентируясь на закрашенный квадрат.

19.Игра «Новоселье у зверей»
Цель: научить определять количество звуков в словах, произнесенных вслух самим ребенком.
Ход игры: У детей картинки различных животных. Педагог показывает домики с нужным количеством окошек, а дети выбирают нужные домики для своих животных. При этом они называют слово вслух, затем каждый звук — отдельно, подсчитывают количество звуков и просят себе домик с таким же количеством окошек.

20.Игра «Найди свою схему»
Цель: Учить выполнять звуковой анализ слов.
Ход игры: Три ребенка превращаются в слова: кит, кот, крот. Из 3 моделей, изображенных на доске, каждый выбирает свою модель и доказывает, что это его схема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной  группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

В картотеке представлены игры по развитию речи для детей подготовительной группы....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе....

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе

Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.Дидактическая игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратны...

Картотека дидактических игр по развитию речи в подготовительной группе.

Дидактическая игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.Ход: В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбираю...