Консультация для родителей: "Ваш ребёнок- первоклассник!"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Лазарева Оксана Борисовна

В данной статье даны рекомендации родителям будующих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vash_rebyonok-_pervoklassnik.docx21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Ваш ребёнок – будущий первоклассник»

          В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительно облегчить его – вполне реальная задача. Часть первоклассников успешно овладевают школьной программой, но для части детей радость жизни в школе омрачается неудачами, часто связанными с недоразвитием речевых процессов. Таким детям трудно даются задания, связанные и с устной и письменной речью, что в итоге отражается на развитии ребенка в целом. Не справляясь с нагрузкой, постоянно испытывая неудачи, дети теряют интерес к учёбе.

Это может даже стать причиной формирования отрицательного отношения к школе, сформировать нежелания учиться. Диагностика речевого обследования последних лет показала, что более 50 % детей, поступивших в школу, имеют нарушения устной речи и нуждаются в её коррекции.

 Всех родителей, конечно же, всегда беспокоит вопрос: правильно ли развивается их ребенок, не будет ли у него проблем в будущем, когда он пойдет в школу, не стоит ли обратиться за советом к специалисту, "пока еще не поздно"?

        Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего необходимо знать: «Что же должен уметь ребёнок в 6 лет?»

           Перед тем как пойти в школу ребенок должен обладать элементарными знаниями, в овладении которыми ему помогает дошкольное образование и родители. Год за годом ребёнок не просто растёт, а развивается. Каждый день он познает окружающий мир. Чем больше знаний об окружающем мире у ребёнка, тем легче ему будет в дальнейшем освоить школьную программу. Многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Но это большое заблуждение! Чтение и письмо – это сложные психофизиологические процессы. И не следует ставить эти процессы как главный показатель готовности к обучению в школе. Убедитесь, что ребёнок готов осваивать такой сложный вид деятельности как письменная речь (сначала чтение, а потом письмо). Показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс.

 Что же имеется ввиду?

Во-первых, произносительная сторона речи полностью формируется в дошкольном возрасте. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять, так как в 6 лет ребенок должен правильно говорить все звуки, не торопясь и выразительно проговаривать все слова; Сюда можно отнести и слоговую структуру слова: не «весипед», а велосипед; не «катан», а стакан. Ошибки звукопроизношения и изменения слоговой структуры слов в 2 дальнейшем могут привести к тому, что ребёнок и на письме будет писать неправильный звук или писать слова, переставляя слоги, а может вовсе не дописывать слова.

Во-вторых, у ребёнка должен быть хорошо развит фонематический слух: дети должны уметь выделять первый и последний звук в слове; определять, где находится заданный звук.

В-третьих, грамматический строй речи во многом должен быть сформирован: не «глазы», а глаза; не «яблоковый» сок, а яблочный и т.п.

 В-четвёртых, ребёнок должен обладать достаточно большим словарным запасом: он должен использовать слова по назначению, подбирать синонимы, антонимы, владеть обобщающими понятиями.

В-пятых, ребёнок должен владеть связной речью: уметь рассказать о себе; описать игру, в которую играл; объяснить, что ему хочется.

В-шестых, должна быть достаточно развита мелкая моторика (это относится только к овладению письмом). Ребёнок должен свободно владеть карандашом и кистью при рисовании. Изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием. Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры. Ну и, конечно, же уметь завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнии.

Так же ребёнок должен знать и уметь:

 Знать названия основных профессий, объяснять, чем занимаются люди этих профессий.

 Ребенок должен уметь называть группы предметов обобщающим словом.

 Знать основные правила дорожного движения.

 Знать последовательность времен года, частей суток, дни недели.

 Различать окружающие предметы, знать их назначение, характеризовать материалы, из которых они изготовлены.

  Различать и называть деревья, кустарники по листьям, плодам.

 Знать свое имя, фамилию, имя и отчество своих родителей, профессию своих родителей и место работы, свой домашний адрес, название города, в котором он живет.

 Ориентироваться в окружающем мире, знать, что такое день и ночь.

  Знать правила поведения – здороваться при встрече и говорить до свидания, когда уходит.

  Знать, как его зовут, какого он пола, знать по именам всех членов своей семьи и даже называть имена друзей. Называть адрес, где он живет. Знать название города, в котором он живёт.

  Ориентироваться пространстве: направо, налево, высоко, низко, далеко, близко и т.д.

 Речь у дошколенка должна быть осмысленной, стройными предложениями и законченной мыслью.

  Должен уметь считать (достаточно знать цифры до десяти) и узнавать буквы (знать половину алфавита – неплохой показатель).

  Должен знать основные цвета и называть их. 3 Речевое развитие ребёнка 6-7 лет

 Правильно произносить все звуки родного языка.

 Отчетливо и ясно произносить слова.

 Использовать в речи развернутые фразы, точные высказывания.

  Определять место звука в слове.

 Уметь заменять один звук в слове другим.

 Уметь рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.

  При описании предметов и явлений передавать своё эмоциональное отношение.

 Уметь составлять связный рассказ по картинке, по серии картинок, по воспоминаниям.

 Уметь пересказывать небольшие тексты, прочитанные родителями сказки.

 Употреблять в речи слова с суффиксами и приставки.

  Использовать в своей речи существительные, а также прилагательные, глаголы, наречия.

 Правильно использовать в речи предлоги.

 Уметь подбирать противоположные по смыслу слова – существительные (вход - выход), прилагательные (хороший – плохой), наречия (быстро - медленно), глаголы (говорит - молчит).

  Подбирать прилагательные к существительным (Какой может быть дождь? - холодный, сильный, грибной, мелкий, кратковременный), наречия к глаголам (Как может говорить мальчик? - быстро, хорошо, медленно, четко, тихо, громко и т.д.).

 Уметь подбирать близкие по смыслу слова (ходить - идти, шагать, топать, вышагивать и др.);

  Уметь согласовывать слова в роде, числе, падеже.

 Точно спрягать часто употребляемые глаголы.

 В разговорной речи ребёнок в соответствии с вопросом и темой разговора использует, как краткие, так и развернутые ответы.

 Свободно пользоваться монологической речью. Как научить ребенка читать? Чтение: вред или польза… Обучение ребёнка чтению, является одним из главных условий успешного детского раннего развития ребёнка.

                 Родители часто задают педагогам вопросы о том, когда ребёнку уже пора читать, как его научить читать. С какого возраста нужно учить малыша читать? Сколько времени ребёнку нужно для того, чтобы освоить чтение? Нужно ли учить ребёнка называть буквы? Какая методика обучения ребёнка чтению эффективнее? Давайте попробуем разобраться в этих вопросах. 4 Все ли дети могут научиться читать рано? Сторонники большинства существующих методик обучения детей чтению гарантируют стопроцентный результат. Однако никто из них не анализирует случаи не слишком успешного обучения детей. Было бы глупо отрицать положительные стороны разных обучающих методик. Тем не менее некоторые дети не могут научиться читать вплоть до 7–8 лет или они допускают специфические ошибки во время чтения (дислексия). Что может стать препятствием для обучения ребёнка чтению?

 Побуквенное чтение. Родители, которые не знают, как правильно учить читать, учат ребёнка буквам: “А — Бэ — Вэ — Гэ — Дэ…”. В процессе обучения ребёнок запоминает названия букв. Но когда родители начинают учить малыша складывать буквы в слова, простое слово “мама” звучит как “МЭ-А-МЭ-А” и ребёнок не понимает, какое слово он прочёл. Прочитанное слово не похоже на то, которое малыш привык слышать. Обучение чтению превращается в зубрёжку. И родители, и ребёнок при таком обучении чувствуют разочарование.

  Механическое чтение. Часто родители в процессе обучения чтению не показывают и не разъясняют ребёнку картинки или предметы, названия которых он только что прочёл. Поэтому ребёнок не может объяснить прочитанное слово или фраз

 Индивидуальные особенности развития ребёнка. Чтение — сложный процесс, который зависит от совместной работы нескольких участков коры головного мозга. Недоразвитие или повреждение одного из участков мозга может привести к тому, что навык чтения появится у ребёнка гораздо позже или будет нарушен, вплоть до полной невозможности освоения чтения (алексия).

      Одну из главных задач в процессе чтения выполняют затылочный и затылочно-теменной участки коры, которые отвечают за зрительное восприятие. Эти зоны созревают позже других участков коры головного мозга. Если развитие этих зон головного мозга запаздывает, то для успешного обучения ребёнка чтению придётся воспользоваться другими системами восприятия (тактильная чувствительность, общие движения). Например, Мария Монтессори предлагала детям запоминать начертания “шершавых” букв, вырезанных из наждачной бумаги, “прописывая” их пальчиком.

          Можно ли учить ребёнка читать, используя одновременно несколько методик? Конечно! Методики обучения чтению, одинаково эффективной для каждого ребёнка, не существует. Это не означает, что вы должны метаться от одних методов обучения чтению к другим. Учить ребёнка читать можно разными способами. Возможно, вы разработаете индивидуальную программу обучения чтению для вашего ребёнка.

Как помочь ребенку легче адаптироваться в школе?

  • Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.
  • Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: “Смотри не балуйся!”, “Веди себя хорошо!”, “Чтобы сегодня не было плохих отметок!” и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день.
  • Забудьте фразу: “Что ты сегодня получил?” Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.
  • После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания - с 15 до 17 часов.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут “перемены” - желательно подвижной.
  • Во время приготовления уроков не сидите “над душой”, дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь - наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: “Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу”. Похвала, даже если что-то не получается, необходима.
  •  В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если сделаешь, то...” Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.
  • Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.
  • Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.
  • Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять 6 напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
  • И не стоит забывать про общее развитие: плавайте, танцуйте, пойте, гуляйте, посещайте театры, играйте, общайтесь. Развивайте память, внимание, мышление, вырабатывайте усидчивость – это также очень важно для готовности к школьному обучению и освоению письменной речи.

 Важно, чтобы Вы, уважаемые взрослые, были заинтересованы в успешности своего ребёнка – будущего ученика!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей "Ваш ребёнок - первоклассник"

Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником....

Консультация для родителей " Если ребёнок балуется" , "Если ребёнок плохо ест", "Если ребёнок дерётся" , "Если ребёнок закатывает истерики"

В данном материале содержатся рекомендации, как избежать этих проблем и что делать, если они уже есть. Уважаемые родители, просьба почитать данный материал и  возможно кому это пригодится....

Консультация для родителей «Ваш ребёнок первоклассник»

Консультация для родителей  «Ваш ребёнок первоклассник»...

Консультация для родителей "Ваш ребёнок будущий первоклассник"

Консультация для родителей « Ваш ребёнок будущий первоклассник»Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоци...

19.07.2021 г Консультация для родителей «Безопасность ребёнка». Рекомендации родителям по безопасности. "Открытое окно-опасность для ребёнка!"

Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопасности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сформулированную инструкцию родителей в связи с возрастными осо...