Статья "Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста ".
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Владова Кристина Васильевна

Статья предназначена для учителей-логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

"Использование дидактических игр   для развития речи у детей дошкольного возраста ".

          Игра— вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе.

       Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

       Цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Значение игровой технологии.

     Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом образования; деятельностью для реализации творчества; первым шагом социализации ребёнка в обществе.

        Воспитательное и образовательное значение игры зависит от:

знания методики игровой деятельности; профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр;

учёта возрастных и индивидуальных возможностей.

          На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована: для освоения темы или содержания изучаемого материала; в качестве НОД или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.

Требования, предъявляемые к игровой технологии.

•        Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

•        Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

•        Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

•        Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

•        Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

•        Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

•        Выбор игры - зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей - происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

•        Предложение игры - создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий;

•        Объяснение игры - кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

•        Игровое оборудование - должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

•        Организация игрового коллектива - игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

•        Развитие игровой ситуации - основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

•        Окончание игры - анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Игровые технологии:

•        активизируют воспитанников;

•        повышают познавательный интерес;

•        вызывает эмоциональный подъём;

•        способствуют развитию творчества;

•        максимально концентрируют время занятий за счёт чётко сформулированных условий игры;

•        позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.

Актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие. Среди методов коррекции речевых нарушений дошкольников с положительной стороны в плане эффективности зарекомендовали себя методы игровой терапии. Именно в ходе игры выстраивается система взаимоотношений дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре речевые навыки. Игра дошкольников:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует закреплению навыков пользования инициативной речью;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- способствует обогащению словаря;

- оказывает влияние на формирование грамматического строя языка.

Дидактическая игра — одна из форм обучаемого воздействия педагогов на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, игра реализует обучающую (которую преследует педагог) и игровую (ради которой действует ребенок) цели. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у дошкольников живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний.

А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, подчеркивал: «Нам необходимо добиться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка».

Игровая деятельность – форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от

его реальной жизненной позиции.

Виды деятельности:

Творческие игры.

Игры с правилами:

—дидактические (по содержанию: математические, речевые, экологические; по дидактическому материалу: игры с предметами, настольно-печатные,

словесные — игры-поручения, игры-беседы, игры-путешествия, игры-пред-

положения, игры-загадки:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, обличают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры – предположения («что было бы, если…»). Перед детьми ставится задача и создается ситуация, которая требует осмысления последующего действия. При этом активизируется мыслительная деятельность детей, они учатся слушать друг друга.

Игры – загадки. В основе их лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. - дидактическая задача;

- игровая задача;

- игровые действия;

- правила игры;

- результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью образовательного и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами закрепляются знания, умения, навыки.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Игровая задача определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи – незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение.

В современной дефектологии дидактическая игра создается педагогом специально в образовательных целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Дидактическая игра выступает одновременно как вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия логопеда с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Хорошая речь важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

 Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Интеграция речевых игр в разных образовательных областях коммуникация познание «Писатель» (тема: Посуда «Из чего сделана а) посуда?» «Если бы..» «Кто знает, пусть дальше считает» «Объясни Буратино» «От каждого по «Собираем урожай» словечку» «Вершки-корешки» «Цепочка слов» «Что где растет?» «Снежный ком» «Разложи по полочкам» «Какой звук «Какая профессия потерялся?» самая главная?» «Измени слово» «Кого я видел в «Телеграф» зоопарке?» «Кто подберет больше слов к цифре 2, 3, 4, 5 чтение художественной литературы «Что убежало от Федоры?»(«Федорино горе») «Загадка» «Играем со сказкой» «Нарисуй картину словами» «Придумай сказку» «Узнай героя?» «Что делали пчелы?» (по сказке «Вини-Пух и все-все-все».)

Виды дидактических игр.

Настольно печатные игры используются как наглядные пособия, направленные на развитие зрительной памяти и внимания: «Что растёт в саду, лесу, огороде?», «что сначала, что потом?», «Что кому нужно?», «Лото».» Логический поезд», «Где это я видел?» и др. Игры с предметами или игрушками направлены на развитие тактильных ощущений, умение манипулировать с различными предметами и игрушками, развитие творческого мышления и воображения: «Что изменилось?», «Найди и назови», «Магазин», «Чьи это детки?», «Кто скорее соберет?» и др. Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи. «Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом». «Похож не похож», «Кто больше заметит небылиц», «До и после?», «Так бывает или нет?» и др.

 Применение дидактических игр и упражнений, направленных на стимуляцию зрительного восприятия в комплексе с предметной деятельностью, способствуют формированию у детей положительной мотивации к развитию речи важному условию реализации любой деятельности. Игровые приёмы с обычными игрушками может использовать в своей работе как учитель-логопед, так и воспитатель во время обучения элементарным математическим представлениям, ознакомлению с окружающим, развитию речи и в других режимных моментах.

Использование игрушек в работе по развитию речи . Игры .Падежное управление «Живое неживое», «Кто как голос подаёт»,  «Один много» «Кого не стало?», «Один много» «Кто к кому в гости пришел?», «Угощение» «Кого я люблю?», «Кого любит мама?» «Кто кем любуется?», «Кто чем работает?» «Кто о ком заботится», «Кто о чём мечтает?» Предлоги «Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?» Словообразование Скажи ласково», «Какие глаза», «Какой предмет?», «построй по росту», «Раздели на команды» Родовые понятия «Мальчики и девочки», «Кто что делает», «Узнай по описанию», «Чья игрушка», «Мой, моя, моё» (соревнование) Лексика «Классификация», «Четвёртый лишний». Связная речь «Чудесный мешочек», «Магазин», «Что игрушка расскажет о себе»

            Использование дидактических игр и упражнений даёт большие возможности для развития речи у детей - дошкольников: повышается речевая мотивация, успешно развиваются коммуникативные навыки; обеспечивается психологический комфорт; дети запоминают большое количество речевого материала; активизируются высшие психические функции (память, внимание, мышление).

Дидактические игры универсальны и их разнообразие, и наполнение содержанием зависит только от вашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.

Подготовила учитель-логопед Владова К.В.

Используемая литература и Интернет-ресурсы:

1.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 1999. - 272 с.

2.Бондаренко Е.А. Дидактические игры для детей от года до трех лет. – М.: АСТ, 2003. – 127с.

3.Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Шестакова Наталья Валериевна https://docplayer.ru/49422714-Didakticheskie-igry-v-razvitii-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta-shestakova-natalya-valerievna.html

4.https://scienceforum.ru/2013/article/2013008584


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Речь детей хорошо развивается в игровой деятельности. Дидактические игры и упражнения - отличное средство для формирования грамматически правильной речи. Хорошая, правильная речь - залог успешного обу...

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста".

"Использование дидактических игр для развития речи у детей дошкольного возраста"."Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности".              ...

Семинар-практикум для воспитателей детского сада «Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста».

Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста».План.1. Оценка речевого развития детей до...

Семинар-практикум для воспитателей по теме "Дидактические игры по развитию речи для детей дошкольного возраста"

Семинар-практикум для воспитателей Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме  «Дидактические игры  по развитию речи для детей дошкольного возраста»....

Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста

Данный материал поможет воспитателям на занятиях развития речи в старшей группе.картотека игр и упражнений подобрана в соответствии возрасту ребенка....