Картотека логопедических игр-заданий
картотека по логопедии (подготовительная группа)
В картотеке представлены игры-задания для развития связной речи, формирования лексико-грамматических категорий и обучения грамоте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека логопедических игр-заданий | 40.92 КБ |
Предварительный просмотр:
" Опиши предмет" Дидактическая задача: учить описывать предмет, выделяя его существенные признаки, развивать интонационную выразительность речи. Оборудование : набор игрушек ( 6 – 8 ), муляжи овощей и фруктов. Содержание: выбрав одну игрушку, педагог предлагает рассмотреть ее, вспомнить все, что лети знают о ней, описать игрушку. Образец первого описания дает педагог. Затем описываются две игрушки, одновременно – путем сравнения. Можно описать игрушку, не показывая ее. Кто угадает, о чем речь, становится ведущим. Впоследствии описываются любые знакомые детям предметы: телевизор, аквариум, телефон и т.д. | " Составим рассказ вместе" Дидактическая задача: вводить в речь детей элементы рассуждения (т.е. сообщения о фактах, находящихся в причинно-следственных отношениях), учить работать сообща. Оборудование: набор картинок, сюжеты которых отражают трудовые процессы и отдых людей в разное время года ( сенокос, на почте, день урожая). Содержание: педагог раздает детям картинки по командам ( каждый ряд работает с набором картинок по одной теме), предлагает детям внимательно их рассмотреть и рассказать, что они видят на картинке. Из отдельных рассказов составляется общий рассказ. Игра проводится как соревнование между командами, выявляется команда-победитель. |
" Приготовим обед" Дидактическая задача: учить соблюдать последовательность в рассказе, развивать монологическую речь. Оборудование: фанты. Содержание: дети, ожидая гостей, готовят какое-либо блюдо. Все свои действия дети должны перечислять по порядку. Поправки педагога носят игровой характер: Вкусно получается? Нет. Почему? Забыли положить соль, перец и т.д. За каждую ошибку дети платят фант. | " Про куклу" Дидактическая задача: развивать монологическую речь детей, вводить в их речь элементы повествования, проверить умение детей слышать в словах определенные звуки. Оборудование: разные куклы. Содержание: дети придумывают рассказ из 3-4 предложений про куклу Катю. В каждом предложении должен быть звук "К". Педагог дает образец рассказа. Слова со звуком "К" анализируются. Кто придумает лучший рассказ, в этот день играет с куклой или дает ее поиграть своему другу. В дальнейшем дети придумывают рассказ про куклу Риту и т.д. |
" Местное радио". Дидактическая задача: развивать связную речь и наблюдательность, память, способность к проявлению чувства юмора в детской речи. Оборудование: фанты. Содержание: педагог говорит, что сегодня диктор сделает важное сообщение. Он будет описывать потерявшегося ребенка, а мы должны найти того, кто потерялся. Образец сообщения дает педагог (описывает кого-нибудь из присутствующих детей), затем назначает диктора. Надо отметить характерные признаки внешности потерявшегося. Если диктор дал описание, по которому дети никого не узнали, они говорят, что "такого ребенка у нас нет" Тогда диктор платит фанты. Фанты в конце игры разыгрываются. | "Придумай небылицу". Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей, оказать помощь в подборе и поиске образных выражений. Оборудование: звездочки. Содержание: Игра проводится после того, как дети научатся замечать небылицы в рассказах и объяснять их. Педагог дает образец рассказа-небылицы. Дети слушают и замечают, называют элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывают свой связный рассказ-небылицу из 5-7 предложений. За лучший рассказ звездочка. |
"Пригласи гостей" Дидактическая задача: учить детей правильно описывать путь от дома до детского сада и обратно. Оборудование: настольно-печатные игры с знаками дорожного движения. Содержание: игровая ситуация создается при помощи вопроса: кто хочет пригласить гостей и рассказать как к нему добраться? Педагог дает образец рассказа. Далее ребенок сам называет улицы, по которым идет, указывает повороты, особые приметы тропинок и переулков и т.д. Педагог помогает детям, стараясь не нарушать игровую ситуацию. Игра проводится в конце занятия. За лучшие рассказы дети получают настольно-печатные игры с правилами дорожного движения. | " Опиши, не видя". Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его. Оборудование: различные предметы и игрушки. Содержание: дети запоминают предметы, стоящие на полочке, а затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше 4-х, в дальнейшем их число увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются. |
" Опиши, не видя". Дидактическая задача: совершенствовать умение описывать предмет, не видя его. Оборудование: различные предметы и игрушки. Содержание: дети запоминают предметы, стоящие на полочке, а затем отворачиваются. Один из предметов убирается. Ребенок должен определить, какого предмета не стало, описать его несколькими фразами. Первоначально предметов на полочке должно быть не больше 4-х, в дальнейшем их число увеличивается до шести-восьми. Предметы могут быть подобраны так, чтобы в их названии содержались определенные звуки. Лучшие ответы поощряются. | " Составь загадку" Дидактическая задача: увеличивать активный словарный запас детей, учить определять предметы, выделяя их характерные признаки и свойства. Оборудование: знакомые предметы и игрушки. Содержание: ведущий выходит из помещения. Педагог показывает детям хорошо знакомый предмет. Коллективно выделяются его характерные признаки для составления загадки. Дети прячут предмет. Кто-то из детей загадывает ведущему загадку. Ведущий по описанию должен узнать спрятанный предмет. Впоследствии дети составляют загадку без помощи педагога. |
"Кто увидит больше всех". Дидактическая задача: выявлять активный словарь детей, развивать связную речь. Оборудование: сюжетная картинка. Содержание: педагог вывешивает перед детьми картинку и предлагает рассказать, что на ней изображено. Дети, не умеющие рассказывать могут назвать 2-3 главных предмета. Дети с большим запасом слов называют предмет, его действия или состояние. Дети, владеющие связной речью, составляют 4-5 предложений. Игра продолжается, пока не будет названо все существенное, изображенное на этой картинке. Вариант: дети рассматривают картинку, а затем она убирается. Дети по памяти рассказывают, что на ней изображено. Для контроля картинка вывешивается еще раз. | "Придумай небылицу". Дидактическая задача: развивать монологическую речь, фантазию детей, оказать помощь в подборе и поиске образных выражений. Оборудование: звездочки. Содержание: Игра проводится после того, как дети научатся замечать небылицы в рассказах и объяснять их. Педагог дает образец рассказа-небылицы. Дети слушают и замечают, называют элементы небылицы. Затем каждый ребенок придумывают свой связный рассказ-небылицу из 5-7 предложений. За лучший рассказ звездочка. |
"Когда это бывает?" Дидактическая задача: упражнять детей в умении отвечать на вопрос полными предложениями, уточнить представления о временах года. Оборудование: сюжетные картинки на тему "времена года". Содержание: участники игры получают по одной сюжетной картинке. Педагог задает вопросы, н-р: когда собираются овощи и фрукты? Когда опадают листья? когда дети катаются на санках? Ребенок, имеющий соответственную картинку, показывает ее и твечает на вопрос двумя – тремя предложениями. | "Где был новичок?" Дидактическая задача: учить вводить в рассказ элементы описания, узнавать объекты по описанию. Оборудование: призы, фанты. Содержание: педагог говорит: представьте, что в нашу группу пришел новый человек. Ему очень понравился наш д/c / Пусть он расскажет нам куда он заходил, не называя мест, а мы сами догадаемся. Дети по очереди самостоятельно или с помощью педагога описывают помещения д/с . Если ребенок описывает постороннее помещение, которого нет в д/с, он платит фант. За лучшее описание приз. |
"Запомни и назови". Дидактическая задача: учить определять значение слов, развивать память, фонематический слух детей. Оборудование: стихи, небольшие рассказы. Содержание: педагог читает небольшой рассказ или стих. Дети должны запомнить и назвать слова, обозначающие предметы, о которых говорилось в рассказе ( н-р: продукты). Кто назвал больше всех слов, тот выигрывает. Игра повторяется с разными текстами, чтобы дети приучались сосредоточивать свое внимание. | "Найди подходящее слово". Дидактическая задача: вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи ( существительное или прилагательное), воспитывать навыки взаимопомощи. Оборудование: жетоны. Содержание: педагог произносит часть предложения, а дети должны закончить его, используя разные существительные или прилагательные. Н-р: на клумбе в саду росли разные цветы – пионы…. На клумбе растут разные цветы – красные…. Условие: не повторять слова за товарищами. За правильный ответ – жетон. В конце игры подсчитывается количество жетонов и определяется победитель. |
"Скажи рифму". Дидактическая задача: учить подбирать пару рифмующихся слов, развивать поэтический слух. Содержание: педагог предлагает прослушать небольшое стихотворение и найти в нем слова, похожие по звучанию – рифмующиеся. На основе этой игры можно самим придумывать небольшие стихотворения. | "Кто знает – пусть продолжает". Дидактическая задача: учить соотносить родовые и видовые понятия. Оборудование: звездочки. Содержание: педагог называет родовое понятие, дети – слова, относящиеся к данному роду, н-р: дикие животные – лось……., На одном занятии игру желательно провести не менее, чем с двумя родовыми понятиями. Кто ошибся или повторил слово – платит фант. Вариант 1 : педагог называет ключевое слово, ребенок называет не менее 3-х слов, н-р: цветы – ромашка, тюльпан, ландыш и т.д. Вариант 2 : педагог называет видовые понятия, ребенок – ключевое слово , н-р: валенки, ботинки, тапочки – обувь. |
"Отвечай быстро". Дидактическая задача: развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме, качеству материала, быстро и правильно подбирать нужное слово. Содержание: дети становятся в круг, педагог бросает мяч и произносит слова, н-р: зеленый. Дети ловят мяч и быстро называют то, что может быть зеленого цвета (листок, елка, лягушка и т.д.) Если ребенок медлит с ответом – платит фант. В конце игры фанты разыгрываются. Вариант : педагог предлагает назвать предметы какой-либо формы – круглые, квадратные, узкие, широкие или сделанные из определенного материала. За правильный и быстрый ответ ребенок получает фишку. По такому же принципу можно провести игру по темам: сад, огород, деревья и т.д. | "Скажи по- другому". Дидактическая задача: учить подбирать синонимы к данному слову, обогащать речь словами с оттенком ласкательности, значением увеличения. Оборудование: флажки красного, зеленого и синего цветов. Содержание: педагог называет слово , ребенок находит слово с одинаковым значением, н-р: большой – крупный, громадный и т.д. Победитель награждается цветным флажком. Игра проводится в быстром темпе. Вариант: педагог называет слово – ребенок называет это слово с оттенком ласкательности, н-р: глаза - глазки – глазоньки и т.д. Или наоборот : глаза – глазищи. |
"Кто больше слов подберет" Дидактическая задача: развивать умение подбирать слова, нужные по смыслу, обогащать словарь детей глагольными формами. Оборудование: вымпел. Содержание: педагог называет предмет, дети должны назвать как можно больше действий, присущих этому предмету, используя глаголы в переносном значении. Н-р: мяч – прыгает, катится, скачет и т.д. или солнце – спит, встает, улыбается и т.д. Вымпел вручается тому, кто больше назвал слов ( или команде). Вариант: педагог называет глагол, дети – предметы. Н-р: шить – платье, пальто, рубашку и т.д., завязывать – шнурки, узелок, веревку, шарф и т.д. | "Кому что нужно". Дидактическая задача: учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии, предметы, относящиеся к этой профессии. Оборудование: предметные картинки, изображающие людей разных профессий, раздаточные картинки с орудиями их труда. Содержание: педагог показывает картинку с человеком, дети выкладывают на столе предметы для его работы и называют их. Игру можно проводить без картинок с помощью бросания мяча ребенку с вопросом : что нужно …(врачу, учителю и т.д.) Вариант: педагог показывает одну за одной картинки с изображением предметов, дети называют профессию. |
"Один – много" Дидактическая задача: упражнять детей в различении звуков Ы – И, учить употреблять в речи слова во множественном числе. Оборудование: карточки с изображением звука Ы и И на обеих ее сторонах на каждого ребенка. Содержание: педагог называет слова в единственном числе, а дети хором отвечают это слово во множественном числе и показывают одновременно с ответом звук. Н-р: роза – розЫ - карточка со звуком Ы. Примечание: в игре можно отрабатывать и навыки классификации предметов, если называть представителей одного рода или вида. | "Наоборот". Дидактическая задача: обогащать лексику антонимами. Оборудование: звездочки. Содержание: педагог произносит определенное слово, дети называют его противоположное значение: вперед – назад, низко – высоко и т.д. Чтобы избежать механических ответов, можно связывать слова с существительными, н-р: широкая дорога – узкая дорога. Материал – дополнение: скажу я слово ВЫСОКО – а ты ответишь ( НИЗКО) скажу я слово ДАЛЕКО – а ты ответишь ( БЛИЗКО ) скажу тебе я слово ТРУС – ответишь ты ( ХРАБРЕЦ ) теперь НАЧАЛО я скажу – ну отвечай… (КОНЕЦ). |
"Капитаны". Дидактическая задача: упражнять в составлении прямых слогов и чтении их. Оборудование: рисунок, изображающий берег моря, кораблики, касса букв. Содержание: "на берегу моря" устанавливаются гласные буквы – порты. Дети – капитаны, держа в руках кораблики с прикрепленными согласными буквами (начальными буквами названий кораблей), подводят кораблики каждый к своему порту – гласной букве и читают при этом получившийся слог. Примечание : дети сами могут дать названия своим кораблям, тогда капитаном становится тот, чье название самое удачное. | "У кого больше" Дидактическая задача: упражнять детей в чтении текста, запоминании сложных графем (ча-ща, чу-щу и т.д.). Оборудование: небольшие тексты. Содержание: педагог предлагает детям прочитать текст и найти в нем определенную графему ЧА-ЩА или ЧУ-ЩУ или ЖИ-ШИ. Дети на пальцах показывают, сколько они отыскали графем. |
"Читай и запоминай". Дидактическая задача: отрабатывать навыки выборочного чтения слов из небольшого текста, развивать наблюдательность. Оборудование: небольшие текусты. Содержание: педагог после первоначального чтения предлагает детям найти в тексте и прочитать слова на заданный звук, либо на твердый согласный, либо на шипящий и т.д. Тот, кто ошибся – сам предлагает задание. | "Выбирай любую букву". Дидактическая задача: учить составлять из букв прямые слоги, читать их. Оборудование: гласные и согласные буквы. Содержание: к доске прикрепляются слоги. Дети получают задание – найти определенные буквы в кассе. Затем можно слог не вывешивать на доске, а произнести его вслух. |
"Слушай и смотри – быстро говори". Дидактическая задача: совершенствовать произношение прямых слогов с опорой на гласный звук. Оборудование: согласные буквы. Содержание: педагог показывает детям карточку с согласной буквой и затем называет гласную букву. Дети хором произносят получившийся слог. | "Цепочка". Дидактическая задача: формировать навыки чтения разных слогов, учиться следить за чтением своего товарища. Оборудование: слоговая таблица. Содержание: игра проходит в виде соревнования между парами, каждая пара получает задание прочитать столбик слогов. Дети читают эстафетой, цепочкой: сначала один из пары, затем второй, затем превый из другой пары и т.д. Если участник не подхватил эстафету, то цепочка обрывается и эта пара проигрывает и выбывает из соревнований. |
"Полубуковка". Дидактическая задача: распознавать и запоминать конфигурацию букв. Оборудование: небольшая ширма, касса букв и слогов. Содержание: педагог медленно показывает из – за ширмы половинку буквы, дети должны дорисовать вторую половину, можно не рисовать, а просто отгадать эту букву. Можно нарисовать отгадку полностью и показать ее педагогу. | "Живые слоги". Дидактическая задача: развивать навык чтения слогов и слов, воспитывать сосредоточенность. Оборудование: касса букв и слогов. Содержание: детям раздаются карточки с гласными и согласными буквами. По команде дети объединяются в пары. Затем каждая пара прочитывает получившийся у них слог. Вариант: собраться не парами а каким-нибудь словом из 4-х букв, встать правильно, чтобы слово читалось. |
"Подари игрушку". Дидактическая задача: упражнять в составлении и чтении слов, формировать опыт нравственного поведения в коллективе. Оборудование: игрушки, предметные картинки/, кассы букв и слогов, таблица слов – названий игрушек. Содержание: вызванный ребенок подходит к столу, выбирает себе игрушку или предметную картинку и находит в кассе слог, содержащийся в названии этой игрушки, он должен также определить местоположение этого слога в слове. Вариант: ребенок ищет по таблице слово-название игрушки. | "Что изменилось в слове" Дидактическая задача: упражнять в чтении коротких слов, развыивать навыки словообразования путем замены буквы. Оборудование: касса букв. Содержание: педагог составляет на наборном полотне слово, дети хором прочитывают его и закрывают глаза. Педагог меняет одну букву в слове. Дети открывают глаза и прочитывают новое слово, говорят какую букву поменяли. Слова для игры: СОК – СОН – СОР – СЫР – СЫН, МАК – РАК – ЛАК – ЛУК – ЖУК – СУК – СУП, СОЛЬ – РОЛЬ – БОЛЬ – БЫЛЬ – ПЫЛЬ, МЫШКА – МОШКА – МИШКА – МИСКА – МАСКА, РОЗЫ – КОЗЫ – КОСЫ – РОСЫ. |
"Кто – кто в теремочке живет?" Дидактическая задача: учить составлять и читать слова из прямых слогов. Оборудование: слоговая линейка в виде теремка. Содержание: педагог двигает слоговую линейку в окошечке, дети читают слог и отгадывают - кто живет в теремке. Н-р: слог ЛЯ ( ЛЯГУШКА) и т.д. | "Мои друзья". Дидактическая задача: развивать навыки печатания, упражнять в написании заглавной буквы. Оборудование: касса букв и слогов, песочные часы. Содержание: педагог показывает букву, дети печатают в тетрадях имена с этой буквы или составляют имена из прямых слогов, прикрепленных к доске. Можно предложить детям сразу 2-3 буквы. |
"Собери разные слова". Дидактическая задача: упражнять в составлении и чтении слов разной слоговой структуры, развивать сообразительность. Оборудование: касса слогов, наборное полотно, индивидуальные кассы. Содержание: детям дается задание составить как можно больше слов из заданных слогов разной структуры. Поощряется помощь товарищу. Детям, испытывающим затруднения предлагается повторять у себя составленные на наборном полотно у доски слова. | "Какая буква в начале слова" Дидактическая задача: соотносить звук и букву, запоминать гласные буквы. Оборудование: предметные картинки, индивидуальные кассы букв и слогов. Содержание: педагог показывает картинку, а дети поднимают букву, с которой начинается это слово. Вариант: педагог показывает гласную букву, а дети находят картинки с предметами, начинающимися на эту букву. Кто ошибся – кладет картинку перевернутой на стол, победил тот, у кого нет ни одной перевернутой картинки. |
" Напечатай и проверь". Дидактическая задача: развивать навык печатания, добиваться осмысленного чтения. Оборудование: касса букв и слогов, тетради, наборное полотно. Содержание: дети читают и запоминают, составленные на наборном полотне три слова, которые пишутся как читаются. Педагог считает до 5-ти и задергивает шторку. Дети по памяти печатают эти слова в тетрадях или выкладывают их в своих кассах. В дальнейшем количество слов увеличивается. | "Дополни предложение". Дидактическая задача: упражнять детей в составлении простых и сложных предложений, понимать причинные связи между явлениями. Содержание: педагог начинает предложение, а дети должны его закончить, н-р: РАННИМ УТРОМ …Вариант: дополнение фразы словосочетанием "потому что…" Н-р: Ира надела теплую куртку потому, что… |
" Помоги животным" Дидактическая задача: соотносить звук и букву, запоминать конфигурацию букв. Оборудование: предметные картинки, кассы гласных и согласных букв. Содержание: к доске прикрепляются картинки с изображением животных, вперемешку пишутся или прикрепляются буквы. Дети по одному выходят к доске и проводят линии от картинки к букве, с которой начинается название данного животного. Вариант: дети проводят параллель между животным и табличкой, на которой написано название этого животного. Вариант: детям раздаются картинки животных и таблички с их названием – задание отыскать свою пару. | "Найди варежки" Дидактическая задача: совершенствование умения узнавать знакомые буквы алфавита. Оборудование: рисунок на таблице или на доске ( варежки разного цвета и размера, на каждой варежке напечатана буква). Содержание: дети по заданию находят две варежки с одинаковыми буквами и соединяют их линиями – "связывают". Буквы называются. Можно соединять линиями заглавную и прописную буквы. |
"Слушай внимательно" Дидактическая задача: различать звонкие и глухие согласные звуки и соотносить их с буквами. Оборудование: карточки с изображением букв – Б-П , Д-Т , З-С, Ж-Ш и т.д. на разных сторонах. Содержание: на столе у ребенка лежит карточка с изображением одной пары букв, н-р: Б-П. Педагог называет слово, содержащее один из парных звуков, а дети должны показать карточку с нужной стороны. Педагогу следует назвать несколько слов, в которых нет этих звуков или есть оба звука сразу. Н-р: педагог говорит ПОДОСИНОВИК – дети показывают П, говорит БОРОВИК – дети показывают Б, говорит ПОДБЕРЕЗОВИК – дети показывают карточку с одной и с другой стороны. | "Составь предложение по-другому". Дидактическая задача: упражнять в синонимической замене предложений разного типа. Оборудование: игрушки, сюжетные картинки. Содержание: педагог показывает детям картинку с зонтом. Дети одной команды составляют предложение "мама взяла зонт, потому что на улице шел дождь" , а дети другой команды составляют предложение наоборот " на улице шел дождь и поэтому мама взяла зонт". За хороший ответ дети получают игрушки, игрушки в конце игры подсчитываются. |
"Ушел олень с олененком" Дидактическая задача: учить употреблять в речи существительные в творительном падеже, упражнять в умении правильно строить предложение. Оборудование: звездочки. Содержание: педагог рассказывает о том, что на праздник собрались животные со своими детенышами. Когда наступил вечер, они стали расходиться. Первым ушел олень с олененком. Кто ушел за ними? Дети придумывают предложения, н-р: следом ушел зубр с зубренком и т.д. Ребенок, после которого никто ничего не придумал, получает в награду звездочку. | "Из какой сказки?" Дидактическая задача: учить выбирать из художественных произведений законченные предложения, развивать память детей. Оборудование: книжки для чтения. Содержание: педагог произносит предложение из знакомого детям произведения или стихотворного текста, а дети называют произведение, откуда взято предложение. Далее дети сами проговаривают предложения их стихов и сказок, получая в награду книжки для чтения. |
"Проверь себя". Дидактическая задача: составлять слова из определенного количества слогов, упражнять в правильном построении предложений. Оборудование: индивидуальная касса букв и слогов, песочные часы. Содержание: по команде дети должны за определенное время выложить из букв слова, состоящие из 1-2-3 слогов. Слова должны быть проанализированы и прочитаны. С выложенными словами дети придумывают предложения. | "Что мы видим на картинке" Дидактическая задача: развивать умение составлять предложения с опорой на картинку, учить дополнять простые нераспространенные предложения. Оборудование: сюжетные картинки на тему "В детском саду", "Школа", "Летом в лесу", "Уборка урожая". Содержание: педагог показывает детям картинку и составляет по ней простое нераспространенное предложение, н-р :Катя идет. Ребенок должен повторить предложение педагога и дополнить его еще одним словом, н-р: Катя идет в школу. Следующий ребенок дополняет предложение этого ребенка еще одним словом, н-р: Катя идет в школу с портфелем. Выигрывает тот, после которого никто не сможет добавить ни одного слова. Когда дети овладеют принципом построения предложений, можно не использовать картинки. |
"Кто догадался". Дидактическая задача: составлять предложение со значением противопоставления, воспитывать умение доказывать правильность своих суждений. Оборудование: таблицы слов. Содержание: на доске или на таблицах написаны пары слов, н-р: снег – уголь, мед – лук, подберезовик – мухомор, лошадь – тигр. Дети читают слова, затем выбирают пару слов и составляют с ними предложения со значением противопоставления. Например: снег белый, а уголь черный. | "Придумай предложение сам". Дидактическая задача: закреплять навык составления предложений, обращать внимание на сочетание слов в предложении. Оборудование: фишки. Содержание: педагог предлагает детям придумать предложение из определенного количества слов. Кто первый придумал – получает фишку. Вариант: педагог называет 2-3 слова для составления предложения. |
"Что мы спрятали?" Дидактическая задача: составлять предложения на определенную тему. Оборудование: разные предметы, игрушки. Содержание: игра проводится по командам. У каждого ребенка под бумажным колпачком лежит небольшой предмет. Дети по сигналу педагога быстро составляют предложение и проговаривают его. При повторении игры используется следующий колпачок с игрушкой и т.д. | "Волшебный сундучок". Дидактическая задача: закреплять навык зрительно узнавать и правильно называть плоские геометрические фигуры ( круг, треугольник, четырехугольник, пятиугольник). Оборудование: шкатулка с геометрическими фигурами и фигурами похожей формы. Содержание: в качестве игрового зачина педагог рассказывает, что из Страны Острых углов в группу пришла посылка – волшебный сундучок. Педагог показывает детям извлеченные из сундучка геометрические фигуры разного размера и цвета. Дети рассматривают их, называют и отыскивают фигуры с одинаковым количеством углов, фигуры без углов и т.д. по заданию педагога. Затем педагог извлекает из сундучка фигуры, похожие на геометрические формы ( тетрадь, косынку, салфетку, пластинку и т.д.), дети называют фигуру, похожую на данный предмет. |
"Сломанная лестница" Дидактическая задача: учить замечать нарушения равномерности ряда, включать в него недостающие элементы. Оборудование: бруски, разные по длине, толщине, высоте, ширине. Содержание: строится лестница. Дети закрывают глаза, а педагог вынимает одну ступеньку, сдвигая остальные. Тот, кто заметит, где сломана лестница, становится ведущим и сам вынимает ступеньку. В игре можно использовать условную мерку для измерения ступенек. При повторении игры вынимаются две ступеньки. | "Скажи – кто? что? какой? какие? какой?" Дидактическая задача: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Оборудование: картинки с изображением зверей ( лиса, волк, ёж, олень, медведь). Картинки с изображением реки, солнца, ручьев, озера, дерева. Картинки с изображением овощей, фруктов, насекомых и т.д. Содержание: 1. С помощью плана дети дают описание предмета: размер, цвет, материал изготовления и т.п. 2. Дети заканчивают предложение начатое педагогом, н-р: лиса умная…(хитрая и т.д.) 3. дети загадывают загадку, используя прилагательные, н-р: колючий, маленький, тихий, хищный. Кто это? (ёж) |
"Угадай, какой сок?" Дидактическая задача: закрепить обобщающее понятие "фрукты" и "ягоды", отработка относительных прилагательных, развитие связной речи, умение общаться фразами из 6-7 слов, развитие слухового и зрительного внимания, учить образовывать новые слова. Оборудование: наборы картинок "фрукты" и "ягоды", стакан с прорезью. Содержание: дети вставляют картинку в стакан и говорят какой сок получился. Затем они характеризуют вкусовые и цветовые определения сока. Н-р: яблочный сок сладкий, немного кисловатый на вкус желтого цвета, прозрачный и ароматный. Чем больше слов , тем быстрее найдется победитель. | "Кто лучше расскажет?" Дидактическая задача: развивать связную речь детей и активный словарный запас. Оборудование: картинки (сюжетные или предметные), фишки. Содержание: педагог раздает детям картинки и предлагает рассказать, что на них изображено. Во время рассказа можно помогать вопросами. За лучший рассказ вручается флажок или фишка. Примечание: во второй половине года картинки раздаются по порядку детям одной команды и они составляют последовательный рассказ. |
"Шляпа" Дидактическая задача: развитее памяти, фантазии, творческих способностей, умение работать сообща. Содержание: дети встают в круг и каждый называет сначала свое слово, затем слово предыдущего. Если ребенок забыл слово предыдущего, он говорит слово "шляпа!" и делает шаг из круга, затем следующий ребенок должен сказать свое слово и неназванное слово. Ребенок, сказавший "шляпа" – выбывает из игры. | "Какой звук чаще слышим?" Дидактическая задача: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в словах. Оборудование: набор коротких стихотворений, в которых есть частое повторение звука. Содержание: участники обеих команд по очереди произносят стихотворение, а остальные хором называют звук, который чаще всего они слышали. Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага. Скажи потише "шесть мышат" и сразу мыши зашуршат. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. Кот копеек накопил – кошке козочку купил Щеткой чищу я щенка – щекочу ему бока. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Ученик учил уроки – у него в чернилах щеки. Про пестрых птиц поет петух, про перья пышные, про пух. |
"В скороговорках не ошибаются" Дидактическая задача: отработка четкости артикуляции. Оборудование: скороговорки, фишки. Содержание: каждая команда получает от педагога скороговорку. В течение 1 минуты участники репетируют шёпотом скороговорку. Затем из каждой команды выходят по очереди участники и произносят скороговорку – из какой команды участник не ошибся – получают фишку. В конце соревнования подсчитываются фишки и выявляется команда-победитель, набравшая больше фишек. Клала Клава лук на полку, позвала к себе Николку. Мама мылом мыла Милу – Мила мыло не любила. На дворе трава – на траве дрова. Ученица-озорница получила единицу. Ткёт ткач ткани на платье для Тани. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка. У ежа ежата, у ужа ужата. Во дворе горка – под горкой норка. | "Разложи по порядку". Дидактическая задача: развитие логического мышления, формирование самоконтроля и правильного звукопроизношения. Оборудование: наборы карточек по темам "что тяжелее?"(мяч, арбуз, гиря, воздушный шар), "что выше летает?" ( вертолет, бабочка, птица, самолет, ракета), "что теплее?" ( майка, платье, плащ, шуба), "что быстрее двигается?" ( лягушка, улитка, лошадь, тигр, черепаха) Содержание: дети должны составить ряд карточек от меньшего к большему, четко проговаривая названия картинки и объясняя свой выбор. |
"Так ли это звучит?" Дидактическая задача: подбирать слова, сходные по звучанию, находить разные по звучанию слова, выделять определенные звуки из слов (по заданию педагога), определять их местоположение в слове. Оборудование: картинки. Содержание: дети выкладывают в ряд картинки, сходные по звучанию, н-р: крольчата - бельчата - волчата ( заканчиваются одинаково – на "чата"), котята – козлята – поросята ("ята"), утёнок – котёнок – ребёнок – козлёнок ("ёнок"). Если ребенок выложил ряд правильно и при этом объяснил свой выбор – он получает фишку. Можно также дать задание – найти среди картинок те, в которых содержится определенный звук ( по заданию педагога) или звук, который стоит в начале – в середине – в конце слова. | " Звуковая цепочка" Дидактическая задача: учить детей ясно и отчетливо произносить названия картинок, вслушиваться в слова с заданными звуками, делить слова на 2-3-4-х сложные. Оборудование: картинки с изображением крана, трактора, ракеты, автобуса, самолета, троллейбуса, сыра, розы, атлета, топора и т.д. Содержание: выложить ряд картинок 1 –сложных слов, затем 2-х, 3-х, 4-х сложных слов. При ответе четко произносить название картинки. Выложить в ряд цепочку слов с заданным звуком. |
" Нарисуй картинку словом" Дидактическая задача: развивать связную речь, умение связно и последовательно излагать мысль, умение мысленно создавать композицию. Содержание: детям предлагается закрыть глаза и представить себе грустную или радостную картинку о природе, а затем рассказать – какие краски будут присутствовать на картинке, дети могут попробовать отгадать, что на картинке, затем ребенок должен рассказать, что он представил на самом деле. Вариант: включается веселая или грустная музыка. Рассказать какие краски будут на этой картинке. | " Если бы я был художником…" Дидактическая задача: развивать связную речь, употреблять в речи сложноподчиненные предложения и предлоги. Содержание: детям предлагается название картины (н-р: дети в парке), рассказать, что бы они нарисовали в этой картине. |
" Я садовником родился". Дидактическая задача: развивать связную речь, закреплять умение составлять описательные рассказы, развивать память, слуховое внимание, обогащать словарь по теме "цветы" Содержание: ребенок встает перед детьми и говорит слова : " Я садовником родился – не на шутку рассердился, Все цветы мне надоели, кроме …(название садового цветка не проговаривается) Далее ребенок описывает цветок, используя характеристики размера, цвета, величины цветка. Дети по описанию узнают цветок и называют его – кто первый отгадал, становится садовником. | " Угадай настроение" Дидактическая задача: учить детей соотносить слово с настроением, устанавливать взаимосвязь между цветом и настроением. Оборудование: репродукции пейзажей в различных цветовых гаммах. Содержание: дети рассматривают репродукции. Педагог называет слово, обозначающее настроение, а дети находят пейзаж, соответствующий данному настроению. Вариант: можно использовать не только пейзажи, а любые сюжетные картины, передающие настроение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
картотека логопедических домашних заданий
Материал картотеки может быть использован в качестве домашних заданий логопеда по формированию обобщающих понятий, лексико- грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР....
Картотека логопедический домашних заданий по лексическим темам
Для того, чтобы детям помочь лучше усваивать программный материал, нужно чтобы родители дома проговаривали похожие задания вместе с детьми. Логопедические домашние задания дают не детям, а родителям. ...
Картотека логопедический домашних заданий
Материал картотеки может быть использован в качестве домашних заданий для детей 4-5 лет, посещающих логопедическую группу....
Картотека логопедических домашних заданий по автоматизации свистящих и шипящих звуков.
Картотека логопедических домашних заданий по автоматизации свистящих и шипящих звуков....
Картотека логопедических домашних заданий по развитию лексико-грамматического строя речи
В данном разделе представлен цикл домашних заданий логпоеда по обогащению словарного запаса ребенка и развитию его грамматических категорий. Материал представлен в соответствии календарно-тематическом...
Картотека логопедических домашних заданий по автоматизации
Картотека логопедических домашних заданий по автоматизации...
Картотека логопедических домашних заданий по лексическим темам
Картотека логопедических домашних заданий по лексическим темам...