Консультация для родителей "Игровые методы и приемы автоматизации звуков у детей 4-5 лет".
консультация (средняя группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_i_priemy_avtomatizatsii_zvukov.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые методы и приемы автоматизации звуков у детей 4-5 лет.

Процесс коррекции звукопроизношения включает в себя три этапа: подготовительный этап, этап постановки звука и этап автоматизации звука. Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить  звук в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя – логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам.

Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребенок начнет произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении.

 Автоматизация любого звука включает в себя:

• автоматизацию изолированного звука;

• автоматизацию звука в слогах;

• автоматизацию звука в словах;

• автоматизацию звука в словосочетаниях;

• автоматизацию звука в предложениях;

• автоматизацию звука в связной речи;

Обычно это происходит следующим образом: логопед прорабатывает необходимый речевой материал на своих занятиях и даёт родителям рекомендации для работы с ребёнком дома. Период автоматизации звука порой растягивается на длительное время и представляет трудность для ребенка. Чтобы эти упражнения не вызывали у детей  скуку и нежелание работать необходимо создавать условия для успешного решения этой проблемы.

Использование игровых методов и приемов позволяет сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука. Что же поможет нам разнообразить скучные занятия и сделать эту работу более увлекательной? Сегодня мы познакомимся с некоторыми приёмами автоматизации поставленных звуков в речь. Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики. Во-первых, нам могут помочь наши пальцы и пальцы ребёнка. Я предлагаю следующие упражнения. 

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

 «Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

 «Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал. Это также может быть и изолированный звук, и слог, и слово.

         «Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

 «Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил взрослый.

Использование разнообразных предметов в процессе автоматизации вызывает интерес.

Песочные часы – проговариваем речевой материал до тех пор, пока в часах не закончится песок.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который         раскручивается пальцами. В этом случае упражнение будет развивать и мелкую моторику пальцев рук ребёнка.

Прищепки – цепляем прищепки на какую–нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

         

         Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

        Бусинки – собираем бусы. На каждую бусину называем звук, слог, слово.

Мыльные пузыри – вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребёнок называет правильно слово и выдувает мыльный пузырь.

         Для автоматизации звуков можно использовать конструктор Лего. Можно выстраивать Лего-кнопочки, Лего-дорожки, Лего-заборчик, Лего-ступеньки и др.,  проходя по которым,  ребенок проговаривает речевой материал: слоги, слова.

Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как шипит змея – [ш-ш-ш], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки.

Если Ваш ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения, когда автоматизация звука происходит в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.).

Многие, выше перечисленные,  приёмы способствуют не только повышению интереса ребёнка к занятиям, но и развивают дополнительные процессы: мелкую моторику, внимание, мышление, ловкость. Необходимо помнить, что самое главное при выполнении всех этих упражнений – следить за правильным произнесением автоматизируемого звука и соблюдать рекомендации учителя – логопеда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы и приемы организации двигательной активности детей дошкольного возраста»

Консультация предназначена для воспитателей ДОУ всех возрастных групп. Она раскрывает  основные методы и приемы, которые использует воспитатель в режимных моментах и во время занятий для обеспече...

Консультация для родителей "ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКОВ"

[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"12915498","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"3508","width":"2480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"129...

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"

консультация для воспитателей "Методы и приемы развития активной речи детей в раннем возрасте"...

Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Консультация для педагогов «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...