Картинный материал по автоматизации заднеязычных звуков [к].
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Митрофанова Ольга Алексеевна

 

      У детей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи наряду с нарушениями свистящих, шипящих и сонорных звуков нередко встречаются и нарушения группы заднеязычных звуков. Предрасполагающими факторами к этому могут быть:

     -слишком высокое и узкое твердое небо, которое затрудняет образование язычно-небной занавески (в этом случае языку трудно достать небо);

    -парез языка (подъязычной мышцы);

    -неполноценная речевая среда;

    -появление неправильного звука по подражанию.

     В моей практике дети с нарушением произношения заднеязычных звуков встречаются в среднем 1 раз в 2 года. Как правило это один ребенок из группы.

    Работу начинаю сразу же после диагностического обследования речи детей в начале учебного года.

    После упражнений на развитие фонематического слуха, подготовки артикуляционного уклада, постановки звука, следует этап  автоматизации звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных), а затем в словах.

    В данном пособии представлен картинный материал для автоматизации заднеязычных звуков в словах у детей дошкольного возраста. Материал соответствует основным этапам логопедической работы: последовательное закрепление произношения в начале, в середине, в конце слов, в словах со стечениями согласных, в словах, где закрепляемый звук встречается в слове 2 раза. Словарный материал заимствован из практикума по логопедии М. Ф. Фомичевой «Воспитание правильного произношения».

   Дети, не умеющие читать повторяют слова за педагогом. Дошкольники, владеющие чтением, могут самостоятельно прочитывать подписи к картинкам.

Рекомендуемые виды заданий:

1. Многократное повторение слова за педагогом.

2.Упражнение «Счет 1-10 и 10-1» (на согласование числительных с существительными).

3. Упражнение «Один-много» и «Много-один» (на образование формы множественного числа имени существительного, если слово на картинке стоит в единственном числе и образование формы единственного числа, если слово на картинке стоит в форме множественного числа).

4. Упражнение «Назови ласково» (употребление существительных в уменьшительно-ласкательной форме).

5. Упражнение «Запомни, повтори» (повтор картинок по памяти).

6.Составь предложение с данными словами – картинками.

7. «Положи фишки на картинки» (развитие слухового внимания и памяти). Педагог произносит 2-5 слов, а ребенок расставляет фишки на картинки в той же последовательности, в которой были названы слова.

8. Повтор 2-4 слов за педагогом.

9.Игра «Кто?» «Что?» - называние живых и неживых предметов по картинкам.

10.Упражнение «Отхлопай слово по слогам».

11.Упражнение «Найди самое короткое (длинное) слово на страничке».

    Таким образом, выполняя эти и другие виды работ, педагог сможет автоматизировать в речи не только поставленные заднеязычные звуки, но и развивать зрительную и слуховую память, фонематические функции, грамматический строй, совершенствовать связные  высказывания дошкольников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картинный материал для автоматизации звука "С"

Наглядные пособия могут использовать родители, воспитатели для автоматизации звука "С" на занятиях с детьми....

Настольная игра для автоматизации заднеязычных звуков К, Г

Пособие будет полезно логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности....

Картинный материал для автоматизации звука Р

Картинный материал для автоматизации звука РКомплекс артикуляционных упражнений, звуковые дорожки, слоговые дорожки, предметные картинки для автоматизации звуков Р РЬ...

Картинный материал для автоматизации звука Л

Картинный материал для автоматизации звука ЛКомплекс артикуляционных упражнений, звуковые дорожки, слоговые дорожки, предметные картинки для автоматизации звуков Л ЛЬ...

Картинный материал для автоматизации звуков Ш Ж

Картинный материал для автоматизации звуков Ш ЖКомплекс артикуляционных упражнений, звуковые дорожки, слоговые дорожки, предметные картинки для автоматизации звуков Ш Ж...

Картинный материал для автоматизации звуков С З Ц

Картинный материал для автоматизации звуков С З ЦКомплекс артикуляционных упражнений, звуковые дорожки, слоговые дорожки, предметные картинки для автоматизации звуков С З Ц...

"Логопедический альбом по автоматизации заднеязычных звуков К - Г-Х" для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Отличительными особенностями методического пособия является подача теоретического и практического материала:- обязательным элементом занятия являются нейродинамические игры, которые влияют на развитие...