Использование приемов мнемотехники в детском саду
консультация по логопедии

Кононенко Людмила Васильевна

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_priemov_mnemotehniki_v_detskom_sadu.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов мнемотехники в детском саду

 

Дошкольный возраст самый благоприятный для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является важным условием развития ребёнка. Но на сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Чтобы помочь детям в овладении грамотной речью и облегчить этот процесс, используется приём мнемотехники.

Мнемотехника-очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. Феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь-это результат применения мнемотехники. Использование приемов мнемотехники для развития речи -это новое направление.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше запоминаются предметы, события, явления. Еще  К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Этому-то и способствует мнемотехника.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по- разному:

Воробьёва Вал. Конст. Называет эту методику сенсорно – графическими схемами, Ткаченко Тат. Александр. – предметно- схематическими  моделями, Ефименкова Л. Н. - схемой составления рассказа.

 

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать:

связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работу необходимо начинать с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам и мнемотаблицам.

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожка – суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются:

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

 

Мнемотаблицы – дидактический материал по развитию связной речи детей, используются для:

- обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов по картине и серии картин; описательных рассказов, творческих рассказов;

- при пересказах художественной литературы;

 

- при отгадывании и загадывании загадок;

- при заучивании стихов.

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т. д.

Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

 Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов:

1 Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.

2 Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из символов в образы.

3 После перекодирования осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

 

Моделирование:

Педагоги деляся на 5 команд. Каждая команда получает листок с заданием (см. приложение)

  1. Зашифровать пословицы в мнемодорожку

Остальные команды отгадывают.

Семь раз отмерь, один раз отрежь

Под лежачий камень вода не бежит

Яблоко от яблони не далеко падает

  1. Зашифровать стихотворение в мнемотаблицу

В темном небе звезды светят

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит.

Вниз на Землю он глядит.

  1. Зашифровать в мнемотаблицу сказку «Курочка Ряба»
  2. : Нарисовать мнемокарточки к игре «Подбери слово»

- есть слово простое, короткое – … (лист)

- есть слово обозначающее много - … (листья)

- есть слово маленькое, ласковое - … (листочек)

- есть слово красивое, слово-признак - (лиственный)

- есть слово длинное, состоящее из 2-х - … (листопад)

- есть слово – название дерева - … (лиственница)

Демонстрация выполненного материала

  1. Составить мнемотаблицу к описательному рассказу «Зима»

Заключительная часть

Итак, мнемотехника :

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляются с помощью рефлексии

Рефлексия  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

использование рекламы в детском саду

данные упражнения применимы на занятиях по обучению плаванию....

Консультация для педагогов "Использование в практике детского сада элементов ритмической гимнастики"

Ритмическая гимнастика в детском саду представляет собой систему физических упражнений, выполняемых  под музыку. Она способствует развитию у детей мышечной свободы, выразительности, красоты, грац...

Что такое мнемотехника. Использование мнемотаблиц в детском саду.

Не для кого не секрет, что в настоящее время все чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, нарушение звукопроизношения, внимания...

Методические рекомендации по использованию ТРИЗ в детском саду.

ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач ....

Обучающий семинар по использованию ИКТ в детском саду.

Уважаемые педагоги! Я предлагаю Вам обучающий семинар по презентациям. Здесь вы можете последовательно проследить  и сделать свою презентацию....

Использовании аквааэробики в детском саду на занятиях по плаванию.

Развитие современного общества предъявляет новые требования к развитию учреждений, а стало быть и к организации воспитательно- образовательного процесса в целом.  Образовательная политика Российс...

Использование Интернет- сайта детского сада для информационного общения между педагогами и родителями

    Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социол...