Статьи в журнал
статья по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Переверзева Олеся Олеговна
Учитель-логопед
Муниципальное
автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад № 8 «Малышок»
г. Краснокаменск, Забайкальский край
«Формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и родителей по развитию монологической речи детей старшего дошкольного возраста»
Важнейшим условием всестороннего развития детей является правильное формирование речи. Уровень развития речи определяет возможности ребенка в познании окружающей действительности, обуславливает характер отношений со сверстниками и взрослыми, характеризует психическое развитие. Одним из показателей уровня речевого развития ребенка является сформированность лексико-грамматической стороны речи. У дошкольников с речевыми нарушениями отмечаются трудности в усвоении лексико-грамматических средств языка, вследствие чего наблюдается недоразвитие связной речи, в том числе и монологической.
Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимодействия между специалистами ДОУ, а также участие родителей в коррекционно-педагогическом процессе.
Для решения проблемы недоразвития связной речи, в том числе и монологической у детей с ОНР мы поставили следующие задачи:
- своевременное и комплексное обследование детей, страдающих
общим недоразвитием речи;
– взаимодействие логопеда, воспитателя и родителей в работе по коррекции нарушений связной речи дошкольников,
– использование в качестве основных методов, игровых приемов коррекции нарушений монологической речи у старших дошкольников и поиска новых форм работы.
Данная работа с родителями проходила в 3 этапа:
На первом этапе мы провели с родителями Круглый стол, где познакомили родителей с особенностями формирования связной речи у детей с ОНР, с методами и приёмами формирования и совершенствования навыков связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Родителям была представлена презентация на тему: «Составление творческих рассказов по коллажу, путем наглядного моделирования и игр, побуждающих к мыслительным действиям», составление логических рассказов по серии сюжетных картинок (Сидорчук), составлению рассказов с помощью мнемотаблиц.
На втором этапе была проведена краткосрочная образовательная практика с заинтересовавшимися родителями на тему «Составление рассказов и сказок с помощью технологии коллаж».
Так как наглядный материал у дошкольника усваивается лучше, использование коллажей на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы, образы, максимально приближены к речевому материалу. Коллажи служат дидактическим материалом и занимают особое место в нашей работе по развитию связной монологической речи детей с ОНР. Мы используем их для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных рассказов, пересказов, заучивании стихов, а также при автоматизации звуков.
Задачи работы педагога.
1. Развивать у детей умения пересказывать рассказы, заучивать стихотворения.
2. Развивать умения составлять описательные рассказы.
3. Развивать психические процессы: память (различные виды, внимание, мышление,
4. Развивать умственную активность у детей, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.
5. Обучать детей правильному звукопроизношению. Знакомить с буквами, звуками.
Таким образом, с помощью коллажей можно достичь следующих результатов:
Вызвать у детей желание пересказывать рассказы, составлению рассказов — как на занятии, так и в повседневной жизни.
Расширить круг знаний об окружающем мире.
Активизировать словарный запас.
Помочь детям преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией.
Подводя итог вышесказанного, следует отметить, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами. Специальное обучение должно осуществляться с помощью комплексной программы логопедического воздействия, включающей не только развитие компонентов речевой системы, но и направленной на коррекцию психических функций. Следовательно, использование коллажей в работе по развитию речи детей, по моему мнению, является наиболее актуальным поскольку:
– наглядное моделирование облегчает детям с ОНР овладение связной речью, т. к. использование картинок, символов, облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;
– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы
памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;
Во время проведения КОП с родителями на примере сказки «Золушка», мы рассмотрели эту технику более подробно. Родителям было дано творческое задание, цель которого было привлечь их к совместному с детьми составлению рассказа по коллажу.
Третьим этапом было выполнение творческого задания. Родители с детьми определили для себя тему коллажа и начали его изготовление. Затем дети презентовали свои работы в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из журнала "Дошкольное образование".Дошкольное воспитание в Великобритании
Статья из журнала "дошкольное образование" мне как педагогу очень понравилась, и хотелось предложить её коллегам по работе, посто порадоваться английских детей и педагогов.....
"Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе проектно-исследовательской деятельности". Статья в журнал "Обруч"
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого ро...
Статьи в журнал гимназии
Статьи в журнал гимназии "Гимназия.РФ"...
Март 2015 год. Статья в журнал " Справочник руководителя дошкольного учреждения"
Точечная роспись....
Статья В журнал " Истоки"
Статья в журнал Истоки на тему : "Лепка"...
Статья для журнала детского сада по итогам проектной деятельности "Покормите птиц зимой!"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...
Статья для журнала детского сада по итогам проектной деятельности "Покормите птиц зимой!"
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, форм...