Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Игровой материал по развитию дыхания и голоса у заикающихся детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
С.В. Леонова «Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников»
Игровой материал по развитию дыхания и голоса у заикающихся детей
Веселая разминка
(комплекс дыхательных и физических упражнений под чтение стихотворных текстов)
В данном комплексе используется сочетание дыхательных и физических упражнений, при выполнении которых возрастают объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общение и дыхательные движения, и в целом, улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
В первые месяцы обучения логопед является ведущим при проговаривании текста, дети произносят только отдельные звуки, звуковые сочетания. В дальнейшем дети могут произносить текст самостоятельно. В специально подобранных стихотворениях, песнях считалках диалогах могут автоматизироваться поставленные звуки, закрепляться лексический материал и т.д.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветриваемом помещении. Их можно использовать как физкультминутки в процессе логопедического занятия или как часть логопедического занятия, направленную на развитие речевого дыхания. В предложенном ниже комплексе упражнений были использованы элементы парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и системы развития дыхания, разработанной отечественными физиологами В.В. Васильевой, Ю.С. Василенко, В.П. Морозовым; методики развития речевого дыхания у детей с речевой патологией (М.Ф. Фомичева, Е.С. Алмазова, В.И. Рождественская, В.И. Селеверстов); стихотворный материал для развития речи детей дошкольного возраста (Н.В. Новотворцева, Н.А. Маранова).
Формирование диафрагмального дыхания
Упражнение № 1. «Надуй шарик»
Выбрать удобную позу (сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (живот при этом немного выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той или другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох, живот и нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение.
Вот мы шарик надуваем,
А рукою проверяем.
Шарик лопнул – выдыхаем,
Наши мышцы расслабляем.
Стихотворный текст произносит логопед, а дети выполняют нужные действия.
Упражнение № 2. «Часики»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки опущены. Отвести левую руку в сторону и положить на затылок: медленно наклоняясь вправо, легко похлопать правой рукой по левому боку – вдох. Вернуться в исходное положение – полный выдох (живот втянуть, расслабиться). Тоже в другую сторону.
Тик – так, тик – так,
Ходят часики вот так:
Наклон влево, наклон вправо,
Наклон влево, наклон вправо.
Упражнение № 3. «Щука»
Сидеть на стуле, ноги на ширине плеч, руки ладонями на ребрах. Вдох – легко надавливая руками на ребра, в конце вдоха – руки в стороны, выдох – надавливая руками на ребра.
Щука в омуте жила,
Щеткой воду мела.
Щи готовила гостям,
Угощение лещам.
Упражнение № 4. «Наклоны»
Стоять, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед – вверх – глубокий вдох (надуть живот), опустить руки вниз и, отведя их назад, наклониться вперед – полный выдох (живот втягивается).
Долго дятел дуб долбит.
(Руки вперед – вверх)
Клювом дятел дуб долбит.
(Руки вниз – назад)
Тук, тук, тук, тук,
(Руки вперед – вверх.)
Пауков найдет он тут.
(Руки вниз – назад)
Упражнение № 5 «Шагают ножки»
Во время ходьбы на месте руки вверх – вдох, опустить руки – выдох.
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Шагают наши ножки,
По пням, по кочкам,
По камушкам, по камушкам.
В ямку – бух!
(Присесть)
Дифференциация носового и ротового дыхания
Упражнение № 6. «Вдох – выдох»
Стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на 2-3 секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом, выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.
Носом вдох, а выдох ртом,
(Соответствующие движения.)
Дышим глубже, а потом,
Шаг на месте не спеша,
Как? Покажем малышам.
Упражнение № 7. «Ветер дует»
Стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.
Я подую высоко,
(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)
Я подую низко,
(Руки перед собой, присесть и подуть.)
Я подую далеко,
(Руки перед собой, наклон вперед, подуть.)
Я подую близко.
(Руки положить на грудь и подуть на них.)
Развитие силы диафрагмального выдоха. Закрепление диафрагмального типа
дыхания.
Упражнение № 8. «Деревце качается»
Стоять, наклоняя туловище и делая движения руками под чтение текста.
Ветер дует нам в лицо,
(Дуть, махи руками в лицо, сильная воздушная струя.)
Закачалось деревцо.
(Наклоны туловища вправо, влево.)
Ветер тише, тише, тише,
(Дуть, махи руками в лицо, слабая воздушная струя.)
Деревцо все выше, выше, выше.
(Потянуться, руки вверх.)
Упражнение № 9. «Осенние листочки»
Стоя. В руках листочки, сделанные из бумаги.
Мы листочки осенние,
(Руки вверх, покачиваются влево, вправо.)
На веточках сидели.
Дунул ветерок
(Подуть на листочки.)
И мы полетели
(легкие взмахи руками.)
Мы летели, мы летели
(Медленно приседать.)
И на землю тихо сели.
(Приседать.)
Упражнение № 10. «Одуванчик»
Сидя на корточках, раскрытые ладони рук на уровне рта. Произвести спокойный вдох и длительный выдох через рот на воображаемую головку одуванчика на ладонях.
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок –
Остался стебелек.
Упражнение № 11. «Снежинки»
Стоя, держа в руках кусочки ваты, произвести вдох и подуть на кусочки ваты. Струя длительная и холодная.
С неба падаю зимою
И кружатся над землею
Легкие пушинки,
Белые снежинки
Упражнение № 12. «Пила»
Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедлением движения – выдох.
Умеют все ребятки
С носочков встать на пятки.
(Соответствующие движения.)
Вдохнуть и потянуться,
Присесть и разогнуться.
Вот так, вот так:
Присесть и разогнуться.
Встали! Выдохнуть! Вдохнуть!
Теперь можно отдохнуть.
Развитие речевого дыхания
Упражнение № 21. «Погрей ладошки»
Имитировать дутье на озябшие руки, произнося при этом шепотом «ф-ф-ф»
Зайка беленький сидит
(Присесть, руки ладонями вверх у головы, покрутить ими.)
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
(Встать, потирая руки.)
Надо лапочки погреть,
(Подуть на них.)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать
(Поскакать.)
Упражнение № 22. «Жук»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе произносить «ж-ж-ж».
Я – жук, я – жук, я здесь живу.
(Плавно размахивать руками.)
Я все жужжу, жужжу, жужжу:
(Ритмично переступать ногами.)
Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.
(Руки рупором, произносить звуки на выдохе.)
Упражнение № 23. «Паровоз гудит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на длительном выдохе произносить «у-у-у».
Мчится поезд
(Круговые энергичные движения согнутыми в локтях руками.)
Во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
Паровоз гудит:
(Остановиться.)
У-у-у-у-у-у-у-у.
(Погудеть.)
Упражнение № 24. «Петушок кричит»
Стоя, спокойно вдохнуть, на выдохе протяжно произнести «Ку-ка-ре-ку-у»
Тихо-тихо все кругом.
(Сидеть на корточках.)
Все уснули крепким сном.
Петушок один вскочил
(Встать, руки поднять вверх.)
Всех ребяток разбудил:
(Подняться на носки.)
«Ку-ка-ре-ку-у!»
(Произнести на выдохе.)
Упражнение № 25. «Ребята заблудились»
Ходьба по кругу, спокойное ритмичное дыхание, на выдохе произносить «Ау-ау-ау!»
Летом Вова и Марина
В лес ходили за малиной.
Они кричат в лесу:
«Ау-ау-ау»
Упражнение № 26. «Буква О»
Стоя, выполнять движения руками, произнося фразы на выдохе с правильным воспроизведением вдоха на паузах.
Не под окном, а около
(Руки вверх, в стороны, кругом.)
Каталось О и охало.
(Дважды плавные круговые движения перед собой.)
О охало, О охало
(Те же движения.)
Не под окном, а около
(Руки в стороны, вниз.)
Дыхательные упражнения по А.Н. Стрельниковой (адаптированные для детей дошкольного возраста)
Упражнение № 27. «Малый маятник»
Стоя, руки опустить, кивать головой вперед – назад, вдох – выдох. Движения и вдохи идут одновременно, вдохи шумные и короткие. Выдох произвольный.
Тик-так, тик-так
Я умею делать так:
Вперед – тик,
Назад – так,
Тик-так, тик-так.
Упражнение № 28. «Кошка»
Ноги на ширине плеч. Движения напоминают движения кошки, которая подкрадывается к воробью. Повторяются ее движения – чуть-чуть приседая, поворачиваться то вправо, то влево. Тяжесть тела переносится то на правую ногу, то на левую, одновременно поворачиваясь. Шумно нюхать воздух справа, слева в темпе шагов. Выдох произвольный.
Топ – топ – топ
Вот крадется черный кот.
Упражнение № 29. «Обними плечи»
Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки навстречу друг другу так, чтобы руки шли параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.
Обнимите плечики.
На лугу кузнечики.
Упражнение № 30. «Насос»
Взять в руки свернутую газету или палочку, думая, что это насос для накачивания шины автомобиля. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тянуть его, разгибаясь, и не разгибаться до конца. Шину нужно быстро накачать и ехать дальше. Повторять вдохи одновременно с наклонами часто, ритмично, легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос. Выдох произвольный.
Накачаем шину,
Шину у машины.
Чу-чу-чу,
Всех до дачи докачу.
Упражнение № 31. «Постучи молотком»
Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.
А ну-ка веселее
Ударим молотком.
Покрепче, поровнее
Мы гвоздики забьем:
«Тук-тук, тук-тук».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: Педагогический совет « Психолого-педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ
Коррекция эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ - это организованная система педагогических и психологических воздействий. Основным ее направлением является смягчение эмоционального дискомфор...
Психолого - педагогические технологии коррекции эмоционально - волевой сферы дошкольников с ОВЗ"
Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего...
Семинар для педагогов Тема: «Психолого – педагогические технологии коррекции эмоционально – волевой сферы дошкольников с ОВЗ»
Этапы формирования эмоционально – волевой сферы.Нарушения эмоционально – волевой сферы у дошкольников.Эффективные методы и приемы коррекции эмоционально – волевой сферы дошколь...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКО
Статья посвящена социально-педагогическим основам регулирования конфликтов у детей старшего дошкольного возраста. Наиболее распространенными методами преодоления конфликтных ситуаций у дошкольников яв...
Этапы работы по коррекции заикания у дошкольников.
Заикание — это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, из-за судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формировани...
Приёмы работы при коррекции заикания у дошкольников.
В этой статье мы разберем различные приемы и упражнения, примениямые при коррекции заикания у дошкольников....