Конспект занятия по лексической теме "Домашние птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Великжанина Ксения Геннадьевна

Конспект занятия для детей с ОНР старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_domashnie_ptitsy.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 459 Дзержинского района

 «Домашние птицы»

Образовательная область «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

 учитель-логопед

Великжанина Ксения Геннадьевна

Новосибирск  2018

Цель: активизация словаря и совершенствование грамматического строя речи по лексической теме «Домашние птицы»; создание условий для формирования языковой компетенции у детей с ОНР.

Задачи:

Образовательные

  • познакомить с отличительными признаками птиц;
  •  закрепить обобщающее понятие «Домашние птицы»
  • упражнять в выделение характерных особенностей  во внешнем виде птиц
  • закрепить знания о пользе домашних птиц.
  • тренировать в умении называть членов птичьих семей

Развивающие

  • Развивать грамматический строй речи:

-подбирать прилагательные к существительному

 -согласовывать существительные  с прилагательными в косвенных падежах

  • Развивать фонематическое восприятие:

- выделять гласный звук из слога

  • развивать произвольное внимание, память;
  • развивать навык ходьбы в заданном темпе и ритме, задаваемом муз. инструментом
  • Развивать общую моторику
  • Развивать зрительное внимание
  • Развивать навык согласования речи с движениями

Воспитывающие

  • воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности на занятии;
  • воспитывать бережное отношение к птицам;
  • Воспитывать чувство эмпатии;

Лексика:

Существительные: гусь,  гусыня,  гусенок, перепонки, перья, лапы, крылья ,клюв, петух, петухи, петушок, курица, курицы, курочка, цыпленок, цыплята, цыпленочек, индюк, индюшка,  индюшечка, индюшонок,  птичник, птичница, птенец, птенчик, птичий двор

Глаголы: кукарекает, кудахчет, квохчет, пищит, гогочет

Прилагательные: водоплавающие, длинношеий, беспомощный, желтый, крикливый, недовольный, шустрый, куриный, сердитый, заботливая, внимательная

Предварительная работа: рассматривание домашних птиц на предметных картинках, беседа о них, расширение словаря по данной теме, рассматривание картины «Птичий двор»

Материалы и оборудование: предметные картинки по теме с изображением домашних птиц ( гусь, гусыня, гусенок, петух, курица, цыпленок, индюк, индюшка, индюшонок), картинки с домашними животными, рисунки птичников формата А-3, синяя атласная лента, дудочка, лазерная указка, магнитофон с записью голосов птиц, мольберты 4 шт., обручи 3 шт.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Развитие речи», «Познавательное развитие».

Виды деятельности и технологии, применяемые в занятии:

 -  игровая, включая игру с правилами и другие виды игры;

  - коммуникационная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),

  - познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира)

-двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

-здоровьесберегающая технология (гимнастика для глаз)

Этапы НОД

Задания и цели

Содержание

Создание ситуации мотивации

2 мин.

1.Воспитатель в костюме пастушка встречает детей

- Здравствуйте, я пастушок Ваня. Я всегда пас домашних животных , а сегодня птичница меня попросила выпасти домашних птиц. Но когда я пришел на ферму, то увидел, что там все перемешались и животные и птицы. Поможете мне птиц отыскать?

Основная часть

14 мин.

2. «Вебери себе домашнюю птицу»

 Цель: Вычленение изображений домашних птиц среди домашних животных, закрепление названий домашних птиц

3. «Найди общее»

Цель: выделение характерных особенностей  во внешнем виде птиц, закрепление знаний о пользе домашних птиц.

4.«Птичья семья»

Цель: Закрепление названий членов птичьих семей

5.Динамическая пауза

Цель: закрепление навыка ходьбы в

темпе ,задаваемом музыкальным инструментом

6. «На пруду»

Цель: Создание проблемной ситуации, закрепление понятия водоплавающие птицы

7. «Угадай гласный звук»

 Цель: ритмизация речи,  выделение гласных звуков из слогов.

8. «Похвали птичку»

Цель: подбор прилагательных к существительному

11 Релаксация

(здоровьесберегающая технология)

 Мышечное расслабление, гимнастика для глаз.

Дети подходят к доске, на которой вперемешку прикреплены картинки с изображениями домашних животных и птиц.

- Ребята, возьмите себе одну домашнюю птицу.

- Сколько много птиц вы выбрали, давайте присядем в кругу и рассмотрим птиц.

- А почему вы решили, что это птицы? По каким признакам догадались? (Слушая ответы детей, педагог вывешивает на доску пиктограммы с характерными чертами птиц: крылья, две лапы (обратить внимание на особенность лап водоплавающих птиц), клюв, перья.)  Давайте познакомимся с вашими птицами. (Дети по очереди говорят названия птиц, которых они выбрали). Почему их называют домашними? Какую пользу они приносят человеку?

- Спасибо ребята, вот мне и на луг пора, солнце уже высоко. А вы хотите со мной? Поможете мне птиц выпасти.

- Я вижу и птенцы тут есть. Подойдите птенцы поближе. (цыпленок, утенок, индюшонок) Путь далекий на луг, и чтобы птенцы в дороге не отстали, за ними будут присматривать их родители.

Дети собираются в птичьи семьи.

Можем отправляться на лужок. Я вам дорогу покажу, идите за мной и слушайте мою дудочку. Если дудочка отрывисто играет, то мы маршируем, если протяжно играет, то бежим на носочках.

- Не пути я вижу препятствие, как вы думаете, что это? (на ковре атласной лентой синего цвета очерчен круг).

Давайте вокруг присядем и потрогаем водичку. Какая она? А  кто из наших домашних птиц умеет плавать? Почему?  (закрепляем понятие – водоплавающие птицы)

Отпустите водоплавающих птиц в пруд (дети кладут картинки с изображениями водоплавающих птиц в центр круга). А не водоплавающие птицы пусть на берегу посидят.  Мы с вами тоже порезвимся вокруг пруда.

На носочках мы идем и как птенцы запищим: пиии-пиии-пиии

Какой гласный звук мы тянули? – гласный звук [и]

Мы на пяточках идем как курочка кудахчем: кооо-кооо-кооо

Какой гласный звук мы тянули? – гласный звук [о]

Мы вразвалочку пойдем как гусь загагочем- гааа-гааа-гааа

Какой гласный звук мы тянули? – гласный звук [а]

Петушок наш звонко закукарекал- Ку-ка-ре-куууу

Какой гласный звук мы тянули? – гласный звук [у]

Птицы промокли нужно выходить крылья посушить. Пойдемте вместе с ними  на лужок.

Пока перышки сохнут, давайте скажем какие наши птички. (Дети садятся вокруг обруча, помещают картинки в центр обруча, подбирают характеристики для птиц)

Птицы проголодались и пока они щиплют травку мы отдохнем. (Дети с педагогом ложатся на ковер,  на спину,  ногами в круг.  У педагога в руках лазерная указка, луч от которой, направлен на потолок.)

- Наши тела отдыхают, и только глазками следим за точкой на потолке.

Перед нами петушок - луч в центре

Он с земли зерно клюет - луч мигает

Рядом курочка идет - взгляд за лучом налево

Дальше уточка плывет - взгляд за лучом        направо

Сверху солнце ярко светит - взгляд за лучом по кругу

 Согревает всех вокруг- взгляд за лучом по кругу

Глазки закрываем, солнце провожаем - зажмурить глазки

-Пора домой, вечереет, солнце закатилось.

 Я вам дорогу обратно покажу.(Дети идут друг за другом, исполняя песню)

Рефлексия

4 мин.

«Засели в домики»

Цель: соотнесение голосов с названием птицц, закрепление знаний о названии членов птичьих семей.

«Назови одним словом»

Цель: закрепление обобщающего понятия - домашние птицы

Сюрпризный момент

- Вот мы вернулись к нашим птичникам.  (Дети присаживаются на корточки) Пора птицам семьями собираться и спать ложиться. Каждая птичья семья живет в своем птичнике, а в каком? Нам помогут звуки (Педагог включает запись голоса птиц: курица, гусь, индюк) Дети помещают картинки птиц  по соответствующим птичникам.

-Какие вы молодцы! Вы мне помогли! Все птицы по своим местам, а как их всех назвать одним словом? – Домашние птицы

- А птичница для вас собрала яички. (Педагог раздает детям киндер-сюрпризы и прощается).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по лексической теме: "Зимующие птицы"

Занятие может быть как использовано для  подгруппы детей старшего дошкольного возраста, так и фронтально...

Конспекты занятий по лексической теме «Осень» (4 занятия)

Конспекты  коррекционно-развивающих  занятий  по развитию лексики  у детей  старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)Лексическая тема: «Дары осени -...

Конспект занятия по лексической теме"Перелетные птицы"

НОД конспект занятия  по ознакомлению с окружающим миром по лексической теме "Перелетные птицы"...

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Зимующие птицы»...

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект занятия по лексической теме «Перелётные птицы» (старшая логопедическая группа)Тема: «Перелётные птицы».Задачи: расширить словарь по теме; развивать умение со...