Развитие связанной речи и составление рассказов по картине.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой действительности, "экспериментирует" со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития, в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Только такое развитие ведет к подлинному овладению родным языком. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является пробуждение интереса у детей к языку и обеспечение творческого характера речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyazannoy_rechi_rasskaza_po_kartine_.docx36.25 КБ

Предварительный просмотр:

Обоснование выбора темы.

Известно, что, начиная уже с младшего дошкольного возраста, ребенок проявляет большой интерес к языковой действительности, "экспериментирует" со словом, создает новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на так и на грамматическую сторону языка. Это необходимое условие для его лингвистического развития ,в основе которого лежит постепенное осознание языковых явлений. Только такое развитие ведет к подлинному овладению родным языком. Однако при стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают достаточно высокого уровня. Поэтому необходимо специальное обучение, главной задачей которого является пробуждение интереса у детей к языку и обеспечение творческого характера речи.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы логопеда. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых неудобств. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение других разделов коррекционной работы.

Я считаю, немаловажное значение имеет и развитие связной речи. В 5- ти,6-ти летнем возрасте значительное большинство детей с общим недоразвитием речи способны к пересказу коротких текстов, оставлению рассказов по сюжетным картинам, наблюдаемым действиям -то есть к связным высказываниям. И все-таки, по-моему мнению эти высказывания значительно отличаются от связной речи детей с нормальным речевым развитием. Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога. При работе с детьми 5-ти летнего возраста рассказ ребенка зачастую выглядит как набор непоследовательных аграмматичных фраз. И я думаю, что на этом этапе очень важна поэтапность начального, пускового периода обучения. А в 6-ти летнем возрасте заметной становится разница между связной речью детей на индивидуальных и подгрупповых занятиях.

Составление рассказов по картине является одним из этапов развития связной речи дошкольников. Дети 5-6-летнего возраста способны не только рассказывать о содержании картины, но придумывать предысторию, продолжение, описывать внешний вид героев и давать им характеристики. Большое подспорье для педагога в этой деятельности -это картины.

Этот раздел коррекционной работы логопеда мне показался достаточно интересным и важным, и стал обоснованием для выбора темы реферата.

1 этап «Определение состава картины»

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Базовая информация

Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной: максимальной (с выделением всех объектов и их деталей), средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей) и низкой (выделение только главных объектов).

При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому-либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т.д.

Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и т.д.

Методика работы с детьми

Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется приём «подзорная труба». Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и называть его.

Для определения деталей одного объекта используется приёмы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный» и др. Такие игры направлены на активизацию внимания детей.

При обучении классификационным умениям используется приём группировки по заданному признаку: рукотворности, природности, функциональности, присутствия определенного цвета определенного цвета, формы и т.д. Классификационная группа обозначается обобщающим словом.

Моделирование с детьми выявленных объектов производится схемами, буквами, картинками, цветом и другими средствами обозначения. Для этого

Используется доска и лист бумаги, на котором модели располагаются аналогично композиции картины.

Советы логопеду.

Логопед должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, педагог должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение «земля-небо», «пол-потолок». По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить всё названное, начиная с главного). Обращение идёт не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины

Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). Моделирование объектов. Группировка по заданному признаку. Обобщение перечисленных объектов.

2 этап «Установление взаимосвязей между объектами на картине»

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязи объектов изображенных на картине

Базовая информация

 Для составления осмысленного рассказа по картине нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображёнными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касания, давление), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит), на уровне родственных знаний (брат, сестра, мама, дети) и другие.

Методика работы с детьми

Для обучения детей установление взаимосвязи между объектами, изображёнными на картине предполагает следующие творческие задания: пришёл волшебник «Объединяй» и объединил два объекта (воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. ПР: игры с картиной «Кошка с котятами». Педагог вместе с детьми играет с волшебником «Объединяй» и «объясняют» ему, что блюдечко с молоком и коврик объединились, потому что блюдце стоит на коврике.

«Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. ПР: «Котята дружат между собой, потому что детки одной мамы – кошки и любят вместе играть». «Ищу недругов»- найти объекты, которые между собой не дружат. Примечания: оценка взаимоотношений объектов субъективна, следует объяснить причинно- следственные связи сложного характера, которые возникают при взаимодействии между двумя объектами.

 Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений- это совет педагогам. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце- подтверждение, вывод. Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым педагогу следует согласиться.

З этап «Описание на основе возможного восприятия объектов разными органами чувств».

Цель: обобщить знания о признаках объектов. Которые могут воспринимать определенные органы чувств.

Базовая информация.

 Для создания речевых зарисовок через разные ощущения необходимо уточнить признаки объектов, которые могут быть «считаны» разными органами чувств. При составлении рассказа-описания с помощью слухового и обонятельного анализаторов необходимо представить возможные звуки и запахи. С помощью вкусового анализатора можно определить на картине съедобное- несъедобное. Словесная зарисовка на основе осязания даст представления о температуре, влажности, материале, форме объектов.

Методика работы с детьми.

Можно посоветовать логопеду использовать прием «вхождения в картину». Пришел волшебник «Слушаю», назови объекты, которые могут издавать звук, я ощущаю лицом и руками и т.д. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: « Я слышу, как», « Я трогаю руками», « Я чувствую запах». Побуждайте детей описывать комплекс ощущений от наблюдателя и персонажа. Активируйте в речи детей слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий.

«Вхождение в картину», выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине, речевая зарисовка.

4 этап "Составление рассказов от лица разных объектов"

На полянку, на лужок, тихо падает снежок

Улеглись снежинки-белые пушинки.

но подул вдруг ветерок- закружился наш снежок.

Пляшут все снежинки-белые пушинки.

Дети стоят; медленно поднимая и опуская руки. Затем замедляют теми, ставят руки на пояс, наклоняются и дуют вперед. Дети кружатся на месте и выполняют произвольные движения.

Составление рассказа но картине.

Дети еще раз рассматривают картину. Проводятся игры "Подзорная труба ","Кто самый внимательный ". Эти игры направлены на активизацию внимания детей. Ребята смотрят в импровизированную подзорную трубу, а логопед задает вопросы в достаточно быстром темпе.

-Что вы видите на картине?

-Что в руках у детей?

-Кто стоит у дерева?

-Что одето на голове у снеговика? и г. д.

Дети отвечают, важно установление всех мелких деталей.

Следующий этап "вхождение в картину "Ребята мы с вами тоже вышли зимой погулять, поиграть на улицу. Вопросы логопеда.

-Как вы думаете какой лед? (лед скользкий, холодный)

-Ребята, а что вы слышите? (мы слышим как чирикают воробьи, скрипит снег, стучат клюшки)

Мы с вами погуляли и вернулись.

-Как вы думаете, дети на картине что будут делать после прогулки?

Приготовьте снова ваши подзорные трубы.

-Кого вы видите ближе всего?

-Где играют ребята в хоккей?

-Посмотрите, где лыжник проложил свою лыжню?

-Где пробегает собака?

«Ребята, давайте вместе дадим имена нашим героям и поближе познакомимся с ними»

«Какие вы молодцы, сначала исправили картину Незнайки, а теперь давайте придумаем ему рассказ, как весело зимой на улице.»

Коллективное составление рассказа. (примерный рассказ детей)

На улице зимний день. Дети вышли на улицу: Андрей катается на лыжах, Саша, Максим и Игорь играют в хоккей. Лед скользкий, холодный, клюшки ребят стучат по шайбе. Около катка Настя, Катя и Леша лепят забавного снеговика. Другие дети весело катаются с горки. Недалеко от них быстро бежит Маша с собакой. Как весело играть зимой на улице!

  1. Итог занятия.

Незнайке очень понравился наш рассказ. А больше всего ему понравился веселый снеговик. Незнайка дает детям графическое задание: Обвести снеговика и дорисовать нужные детали.

5 этап "Смысловая характеристика картины"

Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл.

Базовая информация

Для более глубокого осмысления содержания картины можно использовать пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки могут иметь прямой и алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.

Базовая информация

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после.

Методика работы с детьми

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине используются игры: "Да-Нет", "Ожившая картина".

Игра "Да-Нет" организуется следующим образом: ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. Найденный объект "оживает" и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка - описать объект по месту на картине, а затем на сцене.

Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

Советы педагогам

Дети должны знать правила игры в "Да-Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости. Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел... Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами. Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги "ожившего" объекта во взаимосвязях с другими объектами. Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине

Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

а)        с позиции постороннего наблюдателя;

б)        в роли самого объекта.

6 этап "Составление рассказов-фантазий "

Цели: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить детей составлять рассказы фантастического содержания.

Базовая информация

Для сочинения фантастических рассказов по картине следует знать основные приемы фантазирования:

"Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); "Деление- объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями); "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики); "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта); "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств); "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.).

Используя данные приемы, можно преобразовать какой-либо объект на картине, либо изменить его часть, поменять место нахождения. Составляется рассказ, в котором главной идеей является согласование необычного (фантастического) объекта с окружающим миром.

Методика работы с детьми

Для обучения детей составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник...".

Приглашаются волшебники:

Волшебник Увеличения-Уменьшения (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). Волшебник Деления-Объединения (выбранный объект дробится на части и перепутывается по структуре, либо меняется своими частями с другими объектами). Волшебник Оживления-Окаменения (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник «МогуВсе-МогуТолько» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник «Наоборот»(у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное). Волшебник Времени (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Обратного Времени, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени, Зеркало Времени). Логопед предлагает детям выбрать одно из преобразований объекта и ответить на вопросы:

Что происходит с этим объектом? Какие ощущения он испытывает? Как он теперь воспринимает окружающий мир? Как окружающий мир относится к преобразованному объекту? Каковы положительные и отрицательные последствия преобразований? Какие проблемы возникают у объекта с окружающим миром? Как фантастический объект может помочь решить проблемы окружающих объектов? Как окружение может согласоваться с измененным объектом?

Предложить детям составить рассказ по результатам обсуждения.

ПР: Картина "Кошка с котятами". Рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котенок. Составлен двумя детьми седьмого года жизни.

"Клубок, который научился летать"

обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения; уточнить знания детей о разных поведенческих реакциях в зависимости от черт характера объекта; упражнять детей в умении перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.

Базовая информация.

Для составления творческих рассказов от первого лица необходимо уточнить следующие знания.

  1. О разнообразных эмоциональных состояниях и настроениях: грустный - веселый, радостный - печальный, спокойный - возбужденный.

Б) О разнообразных чертах характера:

добрый - злой, трудолюбивый - ленивый, вежливый - грубый, умный - глупый...

  1. Признаки проявления того или иного эмоционального состояния.

Например:

веселый (улыбается, все его радует, вызывает смех...); грустный (вздыхает, все его огорчает, много жалуется, плаксивый...); добрый (всех любит, заботится, помогает, хлопочет...).

Г) Разнообразные средства интонационной выразительности речи (темп речи, сила голоса, тембр...), правила их применения.

Затем необходимо взять на себя роль одного из объектов и обозначить его эмоциональное состояние или характер. Это может быть любой объект (главный или второстепенный персонаж картины, предмет или любой объект живой - неживой природы). От имени выбранного героя идет описание окружения и событий, изображенных на картине. Эмоциональное состояние героя подчеркивается междометиями, мимикой, жестами и другими средствами интонационной выразительности речи.

Методика работы с детьми

Перед тем, как обучить ребенка составлению творческих рассказов от первого лица необходимо провести творческие задания, которые имеют следующее содержание:

"Я назову тебе черту характера, а ты скажи наоборот". "Покажи действием и мимикой изменение твоих чувств". "Превратись в кого-нибудь или во что- нибудь. Опиши твои чувства".

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера. Идет подробное описание его состояния, отношений с окружающим миром и возникших проблем. Воспитатель должен побуждать детей к решению проблем героев картины.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица какого-либо объекта картины с заранее заданной характеристикой используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и "входит" в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.

7 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"

Цели:

обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Базовая информация

Для составления морально-этической сказки по картине необходимо определить место, где будут разворачиваться события, и обозначить его одним словом. ПР: лужайка около леса.

Далее перечисляются объекты, изображенные на картине, как правило, неодушевленного плана. ПР: елка, лужа, прутик, трава, цветы.... Объекты наделяются свойствами или чертами характера человека. ПР: елка - мудрая, лужа - грязнуля, прутик - труженик, трава - равнодушная, цветы - болтливые...

Идет описание жизни объектов в обозначенном месте. Происходит случай - появление необычного объекта или природного явления. ПР: в лужу упал

мяч. иносказательный смыслы. Смысл любой пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность по-разному толковать его. Поэтому многозначность пословиц и поговорок позволяет использовать их при составлении рассказа по картине любого содержания. Важно обосновать свой выбор. В конечном итоге идет отбор самых подходящих к содержанию данной картины. Содержание рассказов-рассуждений детей с использованием пословиц и поговорок зависит от их жизненного опыта и позиций рассуждающего.

Методика работы с детьми

Подготовительный этап включает в себя углубленную работу по пониманию детьми пословиц и поговорок и обучению объяснять их с точки зрения опыта ребенка.

Осмысление содержания картины детьми строится как игра "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог". Логопедом готовятся листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки. Вводится правило: выдерни записку, прочитаем текст (читает воспитатель или умеющие читать дети), объясни, почему так назвали картину?

Следующая игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание здесь уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение.

Советы педагогам

На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные. На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки. Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке. На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок.

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины

Выбор пословицы или поговорки. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки.

8  этап "Составление рифмованных текстов по картине"

Цели:

познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.

Базовая информация

Для составления рифмованных текстов по содержанию картины необходимо обсудить с детьми признаки выбранного объекта, его связи, место действия и сами действия. В качестве объекта может выступать не только центральный или второстепенный объект, но и обобщенное понятие. ПР: дети..., семья..., посуда... Действия объекта могут быть как реальные, так и предполагаемые.

Слова в высказываниях должны рифмоваться.

Для создания рифмованного текста можно пользоваться опорой:

Жили-были как-то кто-то,

Ой, какие были кто-то,

Что-то делали они,

На картину посмотри.

И закончив, говори:

"Вот какие кто-то

На картине такой-то...".

Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то..., то они чего-то...", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то...", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то...".

Оценка степени удачности созданного текста определяется не только качеством рифмы, но и уровнем интерпретации содержания картины.

Методика работы с детьми

Работа должна строиться в определенной последовательности.

Сначала с детьми проводится игра "Складушки-ладушки", в которой подбираются существительные, прилагательные, глаголы, рифмующиеся между собой и соответствующие содержанию картины.

Затем педагог побуждает детей составлять двухстрочные рифмующиеся фразы.

Составляется текст, в котором особое значение имеют монологи каждого очеловеченного объекта по отношению к Случаю.

Каждый герой сказки высказывает свое отношение к Случаю, что является основанием для обозначения его характера, нравственных качеств.

Выводится мораль, которая вкладывается в уста мудрого объекта. Составляется итоговый текст сказки и придумывается ее название.

Методика работы с детьми

Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. Придумывание названия сказки. Например:

"История на лужайке"

"На одной лужайке около леса жили-были болтливые Цветы, равнодушная Трава, Прутик- труженик и грязнуля Лужа. Вдали росла очень умная Елочка. Она смотрела кругом и много думала.

Цветы все время говорили что-то, их равнодушно слушали Травинки. Прутику некогда было слушать болтовню Цветов, потому что он все время находил какое-то дело. Грязная-прегрязная Лужа смотрела на все и радовалась своей грязи. Мудрая Елочка думала свои умные мысли и молчала. Так они и жили.

Однажды в Лужу упал красивый резиновый Мяч. Он сразу испачкался. "Ура! - закричала Лужа, - он тоже стал таким же грязным как я!"

"А нам все равно, что Мяч в Лужу прыгнул. Главное, чтобы к нам не попал!", - сказала равнодушная Трава.

Цветы не переставали болтать и говорили всякую чепуху.

Никто не посочувствовал Мячику, кроме Прутика. Он стал быстро-быстро разгонять воду, и Мячик к краю Лужи стал подплывать.

Елочка все это видела издалека и стала раскачиваться из стороны в сторону, чтобы ветер помог Мячу из Лужи выбраться, ведь она знала: "Помогаешь другому в беде, и тебе помогут!"

Советы педагогам

Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации. При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера). От коллективного сочинения сказки (с

Жил был клубочек ниток. Он был круглым и синим. Лежал в корзинке, и никто его не трогал. Однажды пришли котята, свалили корзинку, и он упал и покатился. Котенок Рыжик стал им играть. Больно стало клубочку, и решил он попросить у волшебника Объединения крылышки. Только Рыжик хотел царапками схватить клубок, как тот взлетел и стал под потолком летать. Удивился котенок, нет, все котята и кошка и стали смотреть, как летает клубок. А лампа сказала: "Что ты тут летаешь, сгореть можешь". Клубок летал до вечера. Котята легли спать, а клубочек в корзинку залез. Только после этого лампа включилась, и он не сгорел".

Советы воспитателям

Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника". Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается. Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана. Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки- малышки с их текстами. Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов-фантазий

Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. Пригласить одного из Волшебников. Преобразовать объект или его часть. Составить фантастический рассказ.

Выводы:

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, чаще всего он связан с художественной деятельностью.

В 1946 году Генрих Альтшуллер создал теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которая дала мощный толчок к разработке технологий, связанных с развитием креативных процессов ребенка в различных предметных областях.

Отличительная черта данной теории заключается в том, что ребенок усваивает обобщенный алгоритм собственной творческой деятельности. Это эффективно и при организации речевой деятельности .Таким образом, проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции детей по анализу картины как целостной системы ,а ее объектов как составных частей этой картины.

Игры и творческие задания для освоения алгоритмов работы с картиной

Название игры, цель

Методические рекомендации

Игры с «подзорной трубой»: Учить детей выделять объекты, изображенные на картине.

Детям предлагается картина для рассматривания и альбомный лист для имитации подзорной трубы.

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект и назвать его. Выигрывает тот, кто перечислит больше объектов на картине.

«Ожившие предметы»: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами.

Ведущий предлагает выбрать объект на картине для обсуждения. Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

«Волшебный гость»: Учить детей устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на картине.

В гости к детям приходит волшебник Объединения и объединяет два наугад выбранных объекта. Детям предлагается объяснить, почему он это сделал, как эти объекты могут быть связаны между собой.

«Живые картинки»: Учить детей ориентироваться в двумерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Педагог предлагает детям превратиться в конкретные объекты на картине, выясняет их место нахождения. Детям предлагается смоделировать изображение в трехмерном пространстве (например, на ковре). Ребенок должен найти место своего объекта относительно других объектов, изображенных на картине, и составить связный рассказ о его местонахождении.

«Да - нет»: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки.

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его место нахождения. Найденный объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство).

Задача ребенка: описать местоположение объекта на картине, а затем на сцене.

«Кто о чем говорит?»: Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины.

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе, о чем они могли бы говорить или думать. Затем дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чем говорит».

Список литературы

  1. Альтшуллер Г.С. Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994г.
  1. Андриянова Т.Н,Гуткович И.Я. Самойлова О.Н. Учимся системно думать(Сборник игровых заданий по формированию системного мышления дошкольников .Под редакцией Т.А.Сидорчук.,Ульяновск,2001г.
  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. М., 1977г.
  1. Журавлева Н.М. Методика составления рифмованных текстов юмористического характера детьми дошкольного возраста. (Тезисы докладов 3- й региональной научно-практической конференции "Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ" Челябинск.,2000г.

5.Зак А.З Различия в мышлении и речи детей.М.,1999."Золотой ключик" творческого мышления: Сборник методических материалов ДОУ№277 г.Самары. (Под редакцией Т.А. Сидорчук Челябинск,2000г)

  1. Корзун А.В. Веселая дидактика: Использование элементов ТРИЗ в работе с дошкольниками. Минск.,2000г.
  1. Нестеренко А.А. Страна загадок. Ростов-на Дону., 1995г.
  1. Сидорчук Т.А, Кузнецова А.Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. (Пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений) Минск., 1997г.
  1. Сидорчук Т.А, Самойлова О.Н. Технология составления творческих текстов по картине. Челябинск.,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

Конспект  по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...

Занятие по развитию речи. Тема "Составление рассказов по картине "Ежи"

Составление рассказа по цепочке, используя план....

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми 3-4 лет. Образовательная область «Развитие речи» Тема: составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Цель: вызвать интерес детей к рассматриванию картины.Образовательные задачи:- расширять представления о первичных зимних явлениях в природе (холодно, идёт снег, нужно надевать зимнюю одежду, дети ката...

НОД по речевому развитию с детьми второй младшей группы. Развитие речи Тема. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами».

НОД  по речевому  развитию с детьми второй младшей группы.Развитие речиТема. Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»....

Образовательная область «Речевое развитие» Организованная-образовательная деятельность Раздел «Развитие речи» Тема: «Составление рассказа по картине «Северные олени»

Цель: формировать представление о северных оленях, продолжать формировать у детей умение составлять сюжетный рассказ по картине.Задачи:1.     Образовательные:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи Тема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения» с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ в компенсирующей группе детей 6-7 лет

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речиТема «Составление рассказа по картине «Зимние развлечения»с использованием технологий здоровьесберегающая, игров...

Консультация для родителей "Формирование связаной речи при составлении рассказов".

Консультация для родителей "Формирование связаной речи при составлении рассказов"....