пальчиковые игры для дошкольников "Изучаем части тела"
картотека по логопедии

Балажегитова Кира Евгеньевна

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучаем части тела с пальчиковыми играми

 Итоговая цель приведённых ниже игр — научить малыша показывать всё самостоятельно. Поэтому чем проще будут первоначальные жесты, тем быстрее вы увидите результаты. Не торопите события и радуйтесь любому, пусть даже случайному, движению в нужном направлении. Ребёнку очень нужны ваши эмоции.

 При использовании данных пальчиковых игр можно:

 * своими руками показывать на себе части тела;

 * ручками (или ножками) малыша дотрагиваться до себя;

 * ручками (или ножками) малыша дотрагиваться до его частей тела;

 * задействовать папу, к примеру, и тогда разнообразию действий не будет предела.

 Итак, предлагаю перечень пальчиковых игр, которые позволяют играть с малышом от рождения и помогают изучать части тела:

 Домик

 Стенка, стенка,

 (потрогать щечки)

 Потолок,

 (потрогать лобик)

 Две ступеньки,

 (прошагать пальцами по губам)

 Дзинь — звонок!

 (нажать на носик)

 Личико

 Где вы мои глазки? Где вы мои глазки?

 (берём ручки малыша и закрываем его или свои глазки руками)

 Вот они, вот они, вот мои глазки.

 (быстро отводим руки от глаз и радуемся, что нашли глазки)

 Где же ты мой носик? Где же ты мой носик?

 (теперь прячем носик — сначала лучше ваш, а потом малыша)

 Вот он, вот он, вот мой носик.

 (указываем на нос)

 (… повторяем с ушками, ротиком, ножками…)

 Части тела

 Рот, нос, голова,

 Уши, щёки, лоб, глаза,

 (просто показываем на себе или на малыше; своими руками или ручками малыша)

 Плечи, плечи, шея, грудь

 (хлопаем по плечам, шею гладим и простукиваем по груди пальчиками)

 Не забыть чего-нибудь

 (разводим руки в стороны)

 Руки-руки — хлоп-хлоп,

 (хлопнуть в ладоши ручками малыша, а можно и своими)

 Ноги-ноги — топ-топ,

 (так же ножками в лежачем или сидячем положении)

 Раз сюда и раз туда,

 (повороты головы вправо-влево; можно поворачивать своей головой, чтобы малыш видел; гораздо интереснее из своей кисти сделать человечка, и даже нарисовать на ней глазки и носик)

 Это — нет, а это — да.

 (жесты головой «нет» и «да»; также можно кистью покрутить вправо-влево и вверх-вниз)

 Наше богатство

 Вот наш нос,

 Вот уха два,

 Вот большая голова,

 Вот волосиков чуть-чуть,

 И на них я буду дуть!

 Вот у нашей деточки

 Пятки и коленочки!

 Вот бочок, я за бок хвать,

 Буду долго щекотать!

 Нос, рот, голова,

 Уши, щёки, лоб, глаза,

 Руки, плечи, шея, грудь

 Про животик не забудь.

 Это — нет, а это — да.

 Это — раз, а это — два.

 Будем пальчики считать:

 Один, два, три, четыре, пять

 Один, два, три, четыре, пять

 Десять пальцев, пара рук —

 Вот твое богатство друг!

 Предложенные пальчиковые игры предназначены для грудничков от рождения. Уже было сказано, как такая игровая деятельность помогает общению, и предложено начинать играть как можно раньше.

 Если вы знаете ещё пальчиковые игры, которые подходят для самых маленьких, то я буду очень рада увидеть их в комментариях (не забывайте указывать автора или источник).

Елена Ковалёва www/wonder-kids.ru

Игры на развитие представления малыша о своем теле

 Игра - знакомство со своим телом

 Играйте в эту игру, когда ваш подрастающий ребенок начнет называть части своего тела. Дотроньтесь до своих ушей и скажите ребенку: "Я трогаю свои уши. А ты можешь дотронуться до своих ушей?" Если он не сразу поймет вас, выждите некоторое время и повторите вопрос. Если же он быстро сделает то, что вы просите, используйте слова, которые он обычно не слышит, такие, как "локти", "подбородок", "лодыжки", "спина" и т.п., добиваясь при этом, чтобы он также произносил их. Если ваш ребенок сам дотронется до какой-нибудь части своего тела, назовите ее и сами дотроньтесь до этой же части тела у себя, подражая ему. Игра будет еще результативнее, если вы будете напевать, называя каждую из частей тела.

 "Где твоя головка?"

 Дотрагивайтесь до разных частей тела ребенка и называя их, вы поможете своему подрастающему малышу больше узнать о самом себе. Ритмично повторяйте, играя с малышом:

 Покажи-ка, где твоя головка,

 Покажи-ка, где твоя головка,

 Раз, два, три,

 Покажи-ка, где твоя головка?

 Вновь и вновь произносите этот стишок, каждый раз называя другие части тела ребенка. Когда вам станет ясно, что малыш знает по крайней мере три или четыре части своего тела, дайте ему мишку и попросите дотронуться до тех же самых частей тела у мишки. Если ребенок начнет самостоятельно играть в эту игру с мишкой, значит, он овладел нужными понятиями.

 Головка и плечики

 Читайте этот стишок ребенку, сначала дотрагиваясь до тех или иных частей собственного тела и называя их, а затем повторите все это вместе с малышом.

 Головка и плечики, коленки и пальчики,

 Коленки и пальчики.

 Головка и плечики, коленки и пальчики,

 Коленки и пальчики.

 Глазки, и ушки, и ротик, и нос.

 Головка и плечики, коленки и пальчики,

 Коленки и пальчики.

 Ах, как я люблю своего малыша!

 Поиграв в эту игру некоторое время, посмотрите, сможет ли малыш дотрагиваться до тех частей тела, которые вы упоминаете в стишке. Другой вариант - дать ему куклу и посмотреть, сумеет ли он найти у нее соответствующие части ее тельца.

 "У меня есть..."

 Чем больше ваш ребенок будет знать о своем теле, тем понятнее ему станет, что он способен делать. Вместе с малышом дотрагивайтесь до разных частей тела, приговаривая:

 У меня есть глазки, чтобы видеть.

 (Дотроньтесь до глаз.)

 У меня есть ушки, чтобы слышать.

 (Дотроньтесь до ушей.)

 У меня есть ножки, чтобы бежать.

 (Побегайте на месте.)

 У меня есть ручки, чтоб ими махать.

 (Помашите руками.)

 А носик у меня только один.

 (Дотроньтесь до своего носа.)

 У меня есть язычок, чтоб "здравствуйте" сказать,

 (Покажите язык.)

 И румяные щечки, которые можно пощекотать,

 (Дотроньтесь до щечек ребенка.)

 А теперь пора погулять.

 (Прогуляйтесь по комнате.)

 "Шевелящиеся пальчики"

 Сядьте на пол вместе с ребенком лицом к нему. Читая стишок, шевелите пальцами ног; остановитесь при чтении последней строки.

 Я сидел, что было сил

 Пальчиками шевелил.

 А когда совсем устал,

 "Хватит!" - строго им сказал.

 Не хотят они уняться,

 Все быстрее шевелятся.

 Мы тогда поступим так -

 Мы прогоним шевеляк!

 Когда вы скажете слово "прогоним", погрозите указательным пальцем. Повторите стишок, называя вместо пальцев другие части тела: локти, нос, уши и язык.

 "Пальчики, просыпайтесь"

 Играйте в эту игру с ребенком по утрам. Возьмите в руку его пальчики на ножках, нежно потрясите их и пойте на какой-нибудь приятный мотив.

 Пальчики на ножках, просыпайтесь, просыпайтесь,

 Я так вас люблю!

 Скажите мне: "С добрым утром,

 С добрым утром, с добрым утром".

 Продолжайте петь, пытаясь "разбудить" другие части тела малыша и касаясь их.

 Пальчики на ручках, просыпайтесь, просыпайтесь...

 Плечики, просыпайтесь, просыпайтесь...

 Локотки, просыпайтесь, просыпайтесь...

 Носик, просыпайся, просыпайся...

 Вскоре ваш малыш начнет шевелиться и двигать этими частями своего тельца еще до того, как вы их коснетесь.

 "Человечек"

 Читайте стишок, сопровождая его соответствующими действиями.

 Бежал человечек, на горку спешил,

 (Пройдитесь пальцами по головке ребенка.)

 Кусок пирога на ходу проглотил.

 (Дотроньтесь до его ротика.)

 Толстый живот ему сильно мешал,

 (Постучите малышу по животику.)

 Шляпу большую рукой он держал.

 (Поднимите его ручку над головой.)

 А сзади к нему - ну что за беда!

 Блинчик прилип неизвестно когда.

 (Легонько похлопайте малыша по попке.)

 "Посмотри на паучка"

 Эта игра с пальцами доставит удовольствие и вам и ребенку Пусть ваши пальцы "ходят" по его рукам и ногам, подобно паучку.

 Посмотри, паучок на стенку взбирается.

 (Медленно перемещайте свои пальцы вверх по руке ребенка.)

 Посмотри, по паутинке он спускается.

 (Быстро перемещайте свои пальцы вниз по руке ребенка.)

 Посмотри, паучок под горку бежит.

 (Перемещайте свои пальцы вниз по ноге ребенка.)

 Посмотри, паучок у ножек сидит.

 (Остановитесь у стоп ребенка.)

 "Посмотри на мои пальцы"

 Посадите малыша к себе на колени и приговаривайте стишок.

 Взгляни мне на руки -

 Мои пальцы играют, они танцуют.

 Взгляни мне на ноги -

 Мои пальцы играют, они танцуют.

 Дотрагивайтесь до пальчиков рук ребенка, когда вы упоминаете их; когда же вы говорите о пальцах ног, дотрагивайтесь до них. Покажите малышу, как можно по-разному двигать пальцами рук и ног: шевелить ими, трясти. Покажите, как сплести пальцы рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на изучение частей тела

Дидактические игры на изучение частей тела...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ИЗУЧЕНИЕ ЧАСТЕЙ ТЕЛА...

Дидактические игры на изучение частей тела

Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки....