консультация логопеда
материал по логопедии (старшая группа)

Сергунина Ольга Владимировна

Консультация учителя – логопеда

.

 


 

Предварительный просмотр:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация

РЕЧЕВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

        

Развитие речи у дошкольников идет ускоренными темпами.

В этом возрасте дети не только учатся произносить звуки, но и делать это правильно, параллельно пополняя собственный словарный запас.

Для родителей важно помочь своему чаду, для этого используются специальные речевые игры и упражнения для развития речи и постановки правильного речевого дыхания.

ДЛЯ ЧЕГО НЕОБХОДИМО ПРАВИЛЬНОЕ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ?

Очень часто можно услышать как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине, начиная говорить «взахлеб», или же заканчивают их едва слышным шепотом.

Причина этого в неправильном речевом дыхании.

Ребенку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу.

Речевое дыхание помогает детям не только четко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

ИГРЫ

НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, родителям следует ограничивать по времени.

Из-за глубоких вдохов и выдохов у ребенка может закружиться голова.

Игра «Бантики»

Для игры понадобятся бумажные бантики, нитки и веревочка.

Один конец нитки необходимо привязать к веревочке, а второй к бантику.

Таким образом, на веревке закрепляются несколько бантов.

Задание:

Ребенку необходимо, вдыхая через нос, дуть на бантики.

Для интереса можно внести соревновательный момент и дуть на бантики вместе с ребенком.

Выиграет тот, чей бантик улетит дальше, чем у соперника.

Аналогичным образом можно придумать много игр и сдувать с бумажных цветов, бумажные бабочки или слушать, как шумят листья в вазочке, когда на них дует «ветер».

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ

Речевые игры с движениями особенно нравятся дошкольникам.

Основной акцент в них делается на движения, попутно дети пополняют словарный запас и учатся плавности речевого выдоха.

Игра «Урожай»

В игре лучше принимать участие группе детей.

Ведущий читает стих, а дети, повторяя за ним строчки, делают определенные движения.

В огород пойдем (дети идут по кругу),

Урожай соберем.

Мы моркови натаскаем

(присаживаются и выдергивают морковку),

И картошки накопаем

(дети делают вид, будто копают),

Срежем мы кочан капусты («срезают» капусту),

Круглый, сочный, очень вкусный (руками описывают круг три раза).

Щавеля нарвем немножко (дети, присаживаясь, «рвут» щавель)

И вернемся по дорожке (дети, взявшись за руки, вновь идут по кругу).



Предварительный просмотр:

Консультация учителя – логопедаhttps://docs.google.com/drawings/image?id=s6KmTjxqQXdyfvpR2JCCyoA&rev=1&h=56&w=582&ac=1

В любом деле для достижения высоких результатов нужна тренировка. Художник тренирует глазомер, спортсмен – силу и ловкость. Учитель и актер тоже совершенствует свое мастерство, но прежде всего он учиться красиво говорить – правильно и четко выговаривать звуки в словах.

В русском языке есть легкие звуки. Слова с такими звуками даже младенцу под силу. Любой произнесет «мама», «папа»… Но не каждый сразу выговорит «рак», «рыба», «жжется».

Чтобы научиться быстро и четко выговаривать слова с такими звуками, существуют специальные упражнения – языколомки и скороговорки. Их нужно научиться говорить быстро, без запинок, несколько раз подряд.

Ежедневная тренировка не повредит даже взрослым. Правильно и красиво говорящего человека приятно слушать всем.

Шла Поля по полю. Рядом кони топали.

Стрекочет сорока на сосне высоко.

В домик у речки по тонкой дощечке

Спешат две овечки погреться у печки.

В кладовке кадушки. В кадушке квакушка.

Квакнули квакушки – лопнули кадушки.

На дереве терем для тетерева. Терем для тетерева из дерева.

Пригласил тетерев в гости тетерь, да забыл тетерев отворить дверь.

Божью коровку закрыли в коробку

Открой коробку – освободи коровку.

Две очень милых мышки с утра читали книжки.

И за день эти крошки изгрызли книжки в крошки.

Выбросил дед валенки. Нашел мышонок маленький.

Взял иголку, залатал – до весны в них топотал.




Предварительный просмотр:

Консультация для

воспитателей

Специфика познавательной деятельности   леворуких дошкольников

Одной из актуальных проблем для воспитателей, родителей и самого ребенка является леворукость

(левшество),т.е. функциональное преобладание левой руки над правой, имеющее, как правило, врожденный характер. До недавнего времени развитие психики леворукого ребенка рассматривалось в отрыве от развития его мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция. Учебно- образовательный процесс традиционно строится на развитии вербального  и логического мышления, т.е. на развитии левого полушария, что не способствует успешной адаптации леворуких детей к процессу обучения.

Левшами является около 10% людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Под левшеством понимается левая ассиметрия- преобладание левой стороны над правой в совместном функционировании парных органов. Левшество не сводится к леворукости- преимущественному пользованию левой рукой при выполнении различных действий, обусловленному доминированием правого полушария (М.М.Безруких, 1996). Оно возможно в функционировании всех парных органов. Ученые выделяют моторную ассиметрию (руки и ноги) и сенсорную (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса).

Один из видов ассиметрии- леворукость. У человека чаще всего встречается сочетание левосторонней и правосторонней асимметрии. Людей, умеющих работать только левой или только правой рукой называют «выраженные левши» и «выраженные правши». Кто- то использует преимущественно одну руку, но умеет выполнять эти же действия другой рукой. Это «невыраженные левши (правши)». Есть и те, кто одинаково хорошо выполняет любые действия обеими руками. Это амбидекстры.

Левшество- один из вариантов нормального развития организма. Изучение функциональной межполушарной асимметрии у человека началось более ста лет назад. Доминантность полушарий по отношению к речевым функциям впервые была продемонстрирована французским хирургом и  антропологом Полем Брока, который в 1865 году произнес свой знаменитый афоризм: «Мы говорим левым полушарием». Но это представление оказалось не совсем точным. Примерно у 70% леворуких детей центры речи расположены в левом полушарии, у 30% из них они выявлены в правом полушарии или в обоих полушариях.

Рука- самый полифункциональный орган двигательной активности человека, поэтому именно развитие руки как органа жестов свидетельствует о связи определения правой руки как ведущей со становлением центра речи. Пока еще нет четкого ответа на вопросы о причинах леворукости и отличии физиологических показателей и психических характеристик леворуких и праворуких. Существуют две основные гипотезы происхождения леворукости: 1) воздействие среды на развитие ребенка до и после рождения (теория «щита и меча», подражание взрослым левшам, вынужденная леворукость в результате повреждения правой руки); 2) врожденные генетические особенности строения и функционирования мозга ребенка.

Оба полушария способны к восприятию слов, образов и к их переработке, но эти процессы протекают в них по- разному.

Левое полушарие. Вербальное, логическое, «рассудочное». Обрабатывает информацию, поступающую в мозг, последовательно, аналитически. Ему свойствен аналитический подход к решению задач по принципу индукции (от частного к общему); при этом анализ предшествует синтезу.

Правое полушарие. Невербальное, образное, зрительное. Обрабатывает сигналы одновременно и холистически (целостно). Позволяет видеть объекты в нескольких смысловых плоскостях. Ему свойственен синтетический подход по принципу дедукции (от общего к частному), когда синтез предшествует анализу.

Период от рождения до поступления в школу является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка. Именно в дошкольный период создаются особо благоприятные условия для возникновения психических новообразований в познавательной и мотивационной сферах, имеющих существенное значение для ребенка.

Своевременное выявление детей, склонных к леворукости, позволит предотвратить необоснованное их переучивание и предупредить нарушения в развитии личности и тем самым сохранить психическое здоровье ребенка. В возрасте 5-6 лет необходимо провести диагностику на определение профиля ассиметрии.

Ранее это делать нецелесообразно: развитие до этого возраста обусловлено неравномерностью процесса морфологического созревания полушарий; причем опережающее развитие нередко характерно для правого полушария.

Есть предположение, что в ряде случаев существует перекрестная асимметрия- сочетание праворукости с левой ведущей ногой, хотя это скорее исключение, чем правило. Если 70% заданий выполняется левой рукой, то можно предположить, что именно она является ведущей.

Применительно к процессу обучения можно сказать, что правое полушарие обеспечивает образное мышление, ориентировку в пространстве и чувственное восприятие мира, в то время как левое отвечает за абстрактное мышление и словесно- логический характер познавательного процесса.

В учебно- образовательном процессе подача материала в основном носит вербальный характер, поэтому у детей с ведущим правым полушарием ( у леворуких) наблюдаются затруднения в их адекватной переработке.

Таким образом, информация, полученная в словесной форме, не оказывает существенного влияния на формирование познавательных способностей и развитие ребенка в целом.

Для детей с ведущим правым полушарием не подходит сухое, последовательное, с неоднократным повторением изложение материала. Их память непроизвольна- они лучше запомнят яркий образ. Поэтому на занятиях необходимо использовать наглядность, образность, интонационные возможности речи.

Специфика познавательной деятельности леворуких дошкольников должна учитываться воспитателями и специалистами ДОУ при организации обучения левшей в массовых и специальных дошкольных образовательных учреждениях.

                               Тестирование.

Обстановка при проведении тестирования должна быть непринужденной, естественной и доброжелательной, чтобы ребенок с самого начала почувствовал себя уверенно.

Перед началом обследования с ребенком необходимо установить контакт: побеседовать, дать ему что- нибудь порисовать и т.п. Все необходимые материалы следует положить на равном расстоянии от обеих рук.

Какие же задания выполняют дети?

1. Ударить палочкой по музыкальному инструменту (металлофон, барабан).

2. Разложить цветные палочки в соответствии с заданным образцом (домик, забор и т.д.)

3. Нарисовать круг, квадрат и треугольник правой и левой рукой. Посмотреть, какой рукой рисунки выполнены ровно.

4. Открыть небольшую коробочку, баночку флакон.

5. Построить башню из кубиков.

6. Подбросить и поймать одной рукой небольшой мяч, мячик для пинг- понга.

7. Вырезать фигурный рисунок по контуру.

8. Развязать узелки на шнуре.

9. Выложить из букв слово.

10. Собрать пирамиду из колец.

11. Разобрать конструктор.

12. Собрать матрешку.

13. Опустить фигуру в коробочку, в крышке которой сделаны прорези, соответствующие по форме основаниям геометрических фигур.

14. Разложить карточки с изображением предметов по группам.

15. Обвести контур заданного предмета (линии более ровные, нет разорванных линий, карандаш ребенок держит правильно, удобно).

Усложненные задания

  1. Выложить буквы из зерен (горох, пшеница, рис).
  2. Выложить букву из шнурка (тесьмы).
  3. Упражнение «Золушка» (перебрать смесь из круп, разобрать по видам).

Тест на определение ведущего глаза

Разглядывание в подзорную трубу. Ведущий (по прицельной способности) правый глаз чаще отмечается у праворуких, а левый – у 40% леворуких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация логопеда " Как организовать логопедические занятия дома"

Консультация для родителей, которые хотят и желают заниматься дополнитель с ребёнком дома. Обзаведитесь всем необходимым и занимайтесь в течении всего дня в любом месте и в любой деятельности. Желаю у...

Консультация логопеда " Развиваем пальчики - стимулируем речевое развитие"

взаимосвязь тонкой моторики и речевого развития известна давно, поэтому развивая моторику преодолеваем отклонения возникшие в речевом развитии....

Документация учителя-логопеда "Журнал записи родителей на консультацию к логопеду", "Журнал консультаций логопеда" , "Книга отзывов работы логопеда ДОУ "

В своей  публикации хочу затронуть  важную  часть  логопедической  работы – это  взаимодействие учителя –логопеда  с родителями.Родители - главные помощн...

Консультация Логопеда " Речевые игры в режимных моментах " ( воспитателей консультация)

Консультация для воспитателей " Как использовать речевые игры в режимных моментах "- пальчиковые игры с речью, игры в стихотворной форме для развития памяти....

Консультация для родителей "Когда необходима консультация логопеда?"

Признаки, при которых необходима консультация логопеда:— маленький словарный запас ребенка;— недостатки в фонетике, характеризующиеся неправильным произношением отдельных звуков;— за...

Консультация логопеда "ПОРА К ЛОГОПЕДУ?"

Многих родителей тревожат вопросы о том, правильно ли развивается речь у ребёнка и почему у него «хромает» звукопроизношение. В каких случаях просто необходима консультация логопеда?...

Консультация логопеда для родителей старшей группы «Для чего нужны занятия с логопедом».

      Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением. Родители не всегда могут услы...