Артикуляционная гимнастика
картотека по логопедии (средняя группа)
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
ДЛЯ ЧЕГО?
Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой дети смогут овладеть правильным произношением гораздо быстрее и эффективнее: дети смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, ведь их мышцы будут уже подготовлены к воспроизведению звуков.
КАК?
Занимаемся с ребенком ежедневно по 5-7 минут. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)? Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону, и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.
ГРУППА ЗВУКОВ | НАЗВАНИЕ | ОПИСАНИЕ |
Упражнения на постановку свистящих звуков | «Загнать мяч в ворота» | Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками) |
«Кто дальше загонит мяч?» | Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола. | |
"Змейка" | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. | |
"Лопаточка" | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. | |
«Почистим зубки» | Улыбнуться. Показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх. | |
«Горка» | Рот приоткрыть, улыбнуться. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы (если подуть, получится звук С). | |
"Катушка" | Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык " выкатывать" вперед и убирать вглубь рта. | |
Упражнения на постановку шипящих звуков | «Загнать мяч в ворота» | Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребёнком, загоняя его между двумя кубиками) |
«Кто дальше загонит мяч?» | Улыбнуться. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу, и как бы произнося длительный звук Ф сдуть ватку на противоположный край стола. | |
"Змейка" | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. | |
"Лопаточка" | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. | |
"Трубочка" | Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе | |
"Вкусное варенье" | Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. | |
"Чашечка" | Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. | |
«Маляр»
| Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок). | |
"Лошадка" | Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. | |
"Грибок" | Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть | |
Упражнения на постановку сонорных звуков Л-ЛЬ-Р-РЬ | "Лопаточка" | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. |
"Чашечка" | Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. | |
«Маляр»
| Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Медленно ведём язычком по нёбу от зубов вглубь ротовой полости и обратно (белим потолок). | |
"Лошадка" | Цокать языком. Тянуть подъязычную связку. | |
"Грибок" | Открыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть | |
«Пароход» | Улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусить кончик языка и подуть /длительно произносить звук Ы/ (гудит пароход), получается звук Л. | |
«Барабанщик» | Улыбнуться, приоткрыть рот, в разном темпе произносить звук Т. Следить, чтобы двигался только кончик языка, челюсть при выполнении упражнения не двигается. | |
«Имитация стрельбы» | Длительное произношение сочетания звуков ТР ( при длительном произношении слышится звук Р) | |
«Балалайка» | Улыбнуться. Поднять широкий кончик языка к верхним зубам, завести указательный палец правой руки под язык. При длительном произношении звука З или Ж быстро водим пальчиком под языком ( получается звук близкий по звучанию к Р) | |
«Качели» | Улыбнуться, открыть рот. Тянемся языком к верхним и нижним зубкам поочередно, имитируя взлет качелей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...