Оздоровительно-коррекционная работа в детском саду.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Этот материал поможет родителям и педагогам правильно подготовить ребенка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ozdorovitelno-korrektsionnaya_rabota.docx | 18.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность ребёнка к школе характеризуется не умением считать и читать, а сформированностью таких процессов как: мышление, внимание, речь.
Нередко у детей подготовительной группы наблюдается фонетическое недоразвитие, снижение фонематического слуха при правильном произношении звуков; в речи доминируют имена существительные, недостаточное употребление прилагательных, глаголов; понижена речевая активность.
Часто бывает так, родители что-то рассказывают ребёнку, а потом жалуются, что у него, как говорится, в одно ухо влетело, а из другого вылетело. Это происходит в том случае, если у малыша нет интереса к тому, о чём ему рассказывают, т. Е. когда отсутствуют познавательные интересы. Возникновению и закреплению у детей устойчивых познавательных интересов способствует развитие мышления, а особенно словесно-логического мышления.
Наглядно-действенное мышление дошкольника позволяет ему понимать пространственные отношения. А вот причинно-следственные связи ему осмыслить сложнее. Главной задачей по развитию причинного мышления и речи в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления.
Ассоциативность – это способность видеть связь и сходные черты в предметах и явлениях. Благодаря развитию ассоциативности мышление становится гибким и оригинальным. Ассоциативность очень легко приобретается дошкольниками в ролевой игре. Так же есть специальные игры:
Гуляя с детьми, можно вместе подумать на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки.
Игры сравнения (аналогии) используются при составлении загадок, поговорок, пословиц.
Игра «Волшебные кляксы» Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.
«Сюрреалистическая игра» (рисунок в несколько рук). Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент СВОЕГО изображения и т. Д. до законченного рисунка.
Диалектичность – это способность видеть в любых системах противоречия, умение устранять эти противоречия, решать проблемы. Для этого можно использовать такие игры:
«Как помочь?» Помоги зайчику переплыть через озеро. Рядом лежат вспомогательные предметы: палочка деревянная, воздушный шарик сдутый, блюдце, лист бумаги. Подскажи мальчику как достать мяч (сюжетная картинка).
Игра «Наоборот» вырабатывает у детей умение чётко формулировать противоречие (подобрать к заданному слову обратное по смыслу). Например: тонкий – (?) толстый, входить – (?) выходить.
Игра «Хорошо – плохо» Вариант 1. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и что не удобно. Например: карандаш – Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий. – Хорошо, что он длинный. Плохо, что он остро заточен-можно уколоться. – Удобно держать в руке. Неудобно носить в кармане – ломается. Вариант 2. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому варианту игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство, при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная «цепочка». Например: - Кушать шоколад хорошо – вкусно, но может заболеть живот; - Живот болит – это хорошо, можно в детский сад не ходить, но сидеть дома скучно; - Сидеть дома хорошо – можно пригласить гостей и т. Д.
Игра «Положи картинки по порядку» Установление причинно – следственных связей и отношений между объектами и событиями.
Упр. «Сюжетные картинки» направлено на понимание смысла ситуации, установление причинно – следственных отношений, понимание шутки, юмора, а также на умение рассуждать, делать вывод, анализировать сюжеты со скрытым смыслом. «Что было сначала, что потом?»
Системность – это способность видеть предметы или явление как целостную систему, воспринимать любой предмет всесторонне во всём многообразии связей. Этому способствуют такие упражнения: «Теремок» Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в теремке (например, ребёнок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображён музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже деревянная ит.д.
«Собери фигурки» Ребёнку даётся набор геометрических фигур (5-7 фигурок). Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок.
«Нелепицы» Картинки с ошибками (8-10 ошибок). Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны.
«Сказка» Существует множество приёмов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки, можно сочинять сказки вместе с детьми.
«Логические упражнения для развития мышления и речи» Здесь представлены упражнения на развитие всех операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, конкретизации, абстракции.
Для повышения эффективности коррекционной работы на занятиях использую экспериментальную деятельность детей. Дети могут не просто учиться чему-либо, а самостоятельно пробовать, экспериментировать, ДОБЫВАЯ знания.
Игры на развитие фонематического восприятия, слогового, звуко – буквенного анализа и синтеза: - конструирование букв из палочек, ниточек, пуговиц, карандашей; - реконструкция букв – как из одной буквы получить другие? (передвинуть палочку или добавить); - «Слово рассыпалось» - слово с изменённым порядком букв (сосна – насос, тёрка – актёр); - Образование новых слов из букв данного слова (мороженое – море, нож, морж ит.д.); - Придумывание слов на определённый слог (мука, муха, музей, мусор ит.д.); - Подбор слов к заданной звуковой схеме (из цветных фишек, цветных карточек и др.); - Подбор слов к звуковым схемам (домики с окошками); - Составление слова с использованием начальных звуков или по конечному звуку (настольная игра – пазл); - Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова (зайка – майка – гайка – чайка); - Подбор слов к данной рифме (сок – лесок, поясок, носок, голосок).
Игры на развитие лексико – грамматических категорий: - «Цветик-семицветик» - Он, она, оно, они. Карлик – великан. Приготовим сок. Что делает? Какой?; - «Сколько?» 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Игры на составление предложений по графическим схемам, особенно с предлогами
Перестановка слов в предложении
Ребусы, кроссворды.
Игры на компьютере: - Четвёртый лишний; - Составь слово и прочитай; - Дифференциация звуков; - Узнай чей голос.
Для профилактики дисграфии и дислексии у школьников важную роль играет развитие ЗРИТЕЛЬНО – ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ . Формирование ориентировок на плоскости служит одной из главных предпосылок к усвоению навыка чтения и письма. На занятиях использую специальные демонстрационные таблицы. Дети усваивают не только такие понятия, как верхний, средний, нижний ряд, справа, слева, но и предлоги пространственного значения (НАД, ПОД, МЕЖДУ).
Всё чаще стали встречаться дети со «смазанной» речью (хотя произносят правильно все звуки), тихим голосом, прерывистой речью, говорящих «взахлёб», с замедленной речью, смешивающих звуки, говорящих «сквозь зубы». Эти факты побудили меня к поиску новых методов работы по развитию у детей ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ДИКЦИИ, которые помогли бы ребёнку успешно общаться со сверстниками и взрослыми, принося эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение (на утренниках, в театрализованной деятельности).
Разработан комплекс :дыхательной гимнастики по формированию речевого дыхания; мимических упражнений. Система упражнений для формирования дикции: - Проговаривание предложения с различной интонацией (? ! .); - Проговаривание предложения с переносом ударного слова (
-Проговаривание чистоговорок 2-3 раза подряд; - Проговаривание слов, предложений БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГРОМКО, ТИХО, ВЫСОКО, НИЗКО (кубик); - Пение (компьютер); - Проговаривание стишков громко, медленно, в определённом ритме, несколько раз подряд без остановок (компьютер).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.
Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997
Одновременно с общеобразовательным процессом осуществляется специальная коррекционная работа, направленная на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с патологией зрения. Конечной цель...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ МЕЖДУ ДЕТСКИМ САДОМ И ШКОЛОЙ В СВЯЗИ С ПЕРЕХОДОМ НА ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В МУЗЫКАЛЬНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДЕТСКОМ САДУ»
Школьное обучение никогда не ...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"
Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...
Создание экологической образовательной среды на территории детского сада (из опыта работы ГБДОУ детского сада № 65 Фрунзенского района Санкт-Петербурга «Солнышко»)
В статье представлен опыт работы детского сада по созданию экологической тропы на территории учреждения, формах организации практической экологически ориентированной деятельности детей дошкольного воз...
Занятие в детском саду. Тема «Кто работает в детском саду».
Данное занятие помогает формировать эмоционально-положительное отношение к работникам детского сада.Способствует обогащению первоначальных представлений детей о назначении, помещениях, деятельнос...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе детского сада на тему: "Кто работает в детском саду"
Цель: расширить и уточнить представления детей о труде сотрудников детского сада, показать взаимосвязь между разными видами труда. Выявить комфортность ребенка в детском саду. Развивать логическое мыш...