Сборник пальчиковых игр с использованием шарика-массажера и эластичных колец Су-джок.
методическая разработка по логопедии
Сборник пальчиковых игр с использованием шарика-массажера и эластичных колец Су-джок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_palchikovyh_igr_dlya_su-dzhok.docx | 259.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,
В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су – Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и благотворно воздействует, на весь организм в целом.
Актуальность использования су – джок терапии в корекционно – развивающем процессе у дошкольников с речевыми нарушениями состоит в том, что:
- во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с речевыми нарушениями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к обучению. Использование массажера Су-джок вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.
В настоящее время нетрадиционные формы и средства работы с детьми привлекают всё большее внимание. Су-джок терапия – одна из них. Основанная на традиционной акупунктуре и восточной медицине, она считается одной из лучших систем самооздоравления. Для лечебного воздействия здесь используется только те точки, которые находятся на кистях рук и стопах. (“Су” по-корейски — кисть, “джок” — стопа.) Великий немецкий философ И. Кант писал, что рука является вышедшим наружу головным мозгом. На кистях рук имеются точки и зоны, которые взаимосвязаны с внутренними органами и различными зонами коры головного мозга. Области коры головного мозга, отвечающие за движения органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Идущие в кору головного мозга нервные импульсы от пальцев рук “тревожат” расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.
Цель: коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии
Задачи:
- Воздействие на биологически активные точки по системе Су –Джок.
- Стимулирование речевых зон коры головного мозга.
- Повышение уровня компетентности педагогов и родителей в вопросах коррекции речевых нарушений у детей.
В работе можно использовать Су - Джок - массажеры в виде массажных
шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами, грецкие орехи, колючие валики. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.
«Черепаха»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла большая черепаха (дети катают Су-Джок между ладоней)
И кусала всех от страха,
Кусь, кусь, кусь, кусь, (Су-Джок между большим пальцем и
остальными, которые ребенок держит
«щепоткой». Надавливают ритмично на
Су Джок, перекладывая из руки в руку).
Никого я не боюсь. (дети катают Су-Джок между ладоней).
«Ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож. (дети катают Су-Джок между ладонями)
На спине иголки (массажные движения большого пальца)
очень-очень колкие (массажные движения указательного пальца)
Хоть и ростом ёжик мал, (массажные движения среднего пальца)
нам колючки показал, (массажные движения безымянного пальца)
А колючки тоже (массажные движения мизинца)
на ежа похожи. (дети катают Су-Джок между ладонями)
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку,
Будто я сметаю крошку.
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.
Описание: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.
Ходит ежик без дорожек,
Не бежит ни от кого.
С головы до ножек
Весь в иголках ежик.
Как же взять его?
Упражнение с шариком Су – Джок.
Описание: Воспитатель берет 2 массажных шарика и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом ребёнок гладит шарики ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«Зайки на лужайке»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
На поляне, на лужайке (катать шарик между ладонями)
Целый день скакали зайки. (прыгать по ладошке шаром)
И катались по траве, (катать вперед – назад)
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, (прыгать по ладошке шаром)
Но напрыгались, устали. (положить шарик на ладошку)
Мимо змеи проползали, (вести по ладошке)
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. (гладить шаром каждый палец)
«Медведи»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Шла медведица спросонок, (шагать шариком по руке, надавливая)
А за нею – медвежонок. (шагать тихо шариком по руке)
А потом пришли детишки, (шагать шариком по руке в быстром темпе)
Принесли в портфелях книжки.
Стали книжки открывать, (нажимать шариком на каждый палец)
И в тетрадочках писать.
«Ёжик на дорожке»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
По тропинке, по дорожке (катаем шарик по ладони)
Топают к нам чьи-то ножки. («Топаем» шариком по ладони)
Это ёж – колючий бок, (Показать шарик на развернутой ладони)
По грибам большой знаток! (Надавить на каждый пальчик поочередно)
«Колючий ежик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Катиться колючий ёжик (круговые движения шариком между ладонями).
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Мне по пальчикам бежит
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да. (движения шариком по пальцам).
Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь! (пускаем по столу и ловим подушечками пальцев)
«Орешки для белочки»
Описание: Движения выполняются в соответствии с текстом.
В руки я орех возьму,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу.
Между пальцев положу,
И вот так его держу.
Так, так, и вот так
Между пальцев положу.
Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.
«Ёжик маленький»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ежик маленький замерз
и в клубок свернулся. (крепко сжать шарик ладонью)
Солнце ежика согрело,
Ежик развернулся. (открыть ладонь и показать шарик)
«Капустка»
Описание: упражнение выполняется сначала правой рукой, затем левой.
Мы капустку рубим, рубим, (ребром ладони стучим по шарику)
Мы капустку солим, солим, (подушечками пальцев трогаем шарик)
Мы капустку трем, трем (потираем ладошками о шарик)
Мы капустку жмем, жмем. (сжимаем шарик в кулачке)
«Игрушки»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
На большом диване в ряд (поочередно катаем шарик к каждому
пальчику, начиная с большого)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино,
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять (надавливаем шариком на кончики пальцев)
Помогаем нашей Кате
Мы игрушки сосчитать.
«Мячик - ёжик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
Ежик колет нам ладошки, (катаем шарик в разных направлениях)
Поиграем с ним немножко.
Ежик нам ладошки колет – (шариком ударяем по ладошке)
Ручки к школе нам готовит.
Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)
Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)
Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)
И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)
Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)
Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)
И немножко покатаем… (катаем мячик по столу)
Потом ручку поменяем (меняем руки)
«Домик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
В этом домике пять этажей: (катаем шарик по ладони)
На первом живет семейство ежей, (надавливаем поочередно на каждый
пальчик)
На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
«Орехи»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затемна левой.
Мы научимся орехи
Между пальцами катать.
(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).
Это в школе нам поможет
Буквы ровные писать.
Массаж пальцев эластичным кольцом.
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибать пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный,
самый толстый и большой. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик для того,
чтоб показывать его. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик самый длинный
и стоит он в середине. (прокатывать кольцо по пальцу)
Этот пальчик безымянный,
он избалованный самый. (прокатывать кольцо по пальцу)
А мизинчик, хоть и мал,
очень ловок и удал. (прокатывать кольцо по пальцу)
«Мальчик-пальчик»
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джо на мизинец).
Массаж пальцев эластичным кольцом
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На правой руке:
Этот малыш-Илюша, (прокатить по большому пальцу)
Этот малыш-Ванюша, (прокатить по указательному пальцу)
Этот малыш-Алеша, (прокатить по среднему пальцу)
Этот малыш-Антоша, (прокатить по безымянному пальцу)
А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья. (прокатить по мизинцу)
На левой руке:
Эта малышка-Танюша,
Эта малышка-Ксюша, (движения те же)
Эта малышка-Маша,
Эта малышка-Даша,
А меньшую зовут Наташа.
«Лесные звери».
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
На лужок пришли зайчата,
Медвежата, барсучата,
Лягушата и енот. (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)
На зеленый, на лужок
Приходи и ты, дружок! (катаем шарик по ладошке)
«Пальчики»
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.
«Моя семья»
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
«Работники»
Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.
Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать.
- Шарик держим прямыми ладошками, пальцы прижаты друг к другу. Катаем шарик в ладошках вперед-назад.
К Пятачку бежит медведь,
Чтобы к завтраку успеть,
Ух, ух, ух, ух –
Запыхался Винипух!
- Шарик держим прямыми ладошками, пальцы прижаты друг к другу. Катаем шарик по ладошкам круговыми движениями.
Варит кашу Пятачок
Чтоб блестел его бочок.
Винипух когда придет,
Он на хлеб намажет мед!
Для выполнения упражнений 3-5 держим шарик подушечками пальцев.
- Крутим шарик пальчиками обеих рук вперед (от себя).
- С небольшим усилием надавливаем подушечками пальчиков на «иголочки» шарика.
- Крутим шарик пальчиками обеих рук назад (к себе).
(выполняем 3 упражнение) Покатился ежик с горки, Растопырил все иголки. | (выполняем 4 упражнение): Чтоб грибочков эдак пять, На иголки нанизать. | (выполняем 5 упражнение): Возвращается домой – Будет дома суп грибной! |
- Подкидываем шарик двумя руками на высоту 20—30 см и ловим его.
Мы подкидываем шарик,
Ловим здесь его и там,
Он ладошки, как комарик,
Колет и щекочет нам!
- Берем шарик в ладошки, сцепляем пальцы в «замок», поднимаем локти и держим их горизонтально полу. Надавливаем ладонями на шарик.
Лепим, лепим мы котлетку
Не выходит ничего –
Этот шарик слишком плотный,
Нам никак не смять его!
- Перекладываем шарик из одной ладошки в другую, по возможности увеличивая темп.
Испекли мы колобки,
Только скушать не смогли –
Колобки горячие
Обжигают пальчики!
Мы сначала их остудим,
А потом и кушать будем.
Список литературы
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь. – СПб.: Дельта, 2001.
- Воронова В.Я. Творческие игры старших дошкольников.-М.,1981
- Ивчатова Л.А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми // Логопед - 2010. №1. - с. 36-38
- Крупенчук О.Н.Пальчиковые игры.-СПб,2005
- Логопедия: Учебное пособие для студентов пед. вузов/под редакцией Волковой Л.С.-М.,1989
- Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, 1995.
- Успенская Л.П.,Успенский М.Б.Учитесь правильно говорить.-М.,19911. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.
- Филичева Т. Б., Соболева А. Р. Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург: Издательство «Арго», 1996.
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань», 2002.
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека пальчиковых игр с использованием шарика - массажера и эластичных колец Су – Джок в старшей и подготовительной группе.
Картотека пальчиковых игр с использованием шарика - массажера и эластичных колец Су – Джок в старшей и подготовительной группе....
Картотека пальчиковых игр с использованием шарика-массажера и эластичных колец Су-Джок
Материал для педагогов и родителей...
Картотека пальчиковых игр с использованием шарика - массажера и эластичных колец Су – Джок
Пальчиковые игры...
Картотека Пальчиковых игр с использованием шарика - массажера и эластичных колец Су – Джок.
Для развития речи, внимания и мелкой моторики часто используют пальчиковую гимнастику и игры. Благодаря пальчиковым играм развиваются творческие способности, скорость реакции, малыши лучше усваивают т...
Картотека пальчиковых игр с использованием шарика- массажера и эластичных колец "Су-ДЖок"
Массажные шарики "Су -Джок"" в комплекте с двумя металлическими кольцами используют в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения, что способствует повышению физической и ум...
Пальчиковые игры с использованием шарика-массажёра и эластичных колец Су-джок.
Картотека пальчиковые игр с использованием шарика-массажёра и эластичных колец Су-джок. ...