Проект "ЛОГОРОМАШКИ"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Проект логопеда, родителей и детей подготовительной группы "Логоромашки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_logoromashki.docx | 916.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа №492»
ПРОЕКТ: «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ РОМАШКИ».
Составила:
учитель – логопед - Пичикина Ю.В.
Актуальность проекта.
В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, все более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большого объема информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.
Подобный подход к процессу обучения – это такой образовательный процесс, когда ребенок становится именно субъектом деятельности, и активная деятельность формирует у него чувство личной причастности, вовлеченности, усиливает интерес к приобретению новых знаний.
Вводить новое содержание в образование, развивать мыслительную и познавательную деятельность ребенка-дошкольника, менять мотивацию, добывать знания в ходе самостоятельного поиска, планировать и проводить последовательную систематическую работу позволяет метод проектной деятельности. Ребенок учится аргументировать свою позицию, ставить проблему или задачу, находить пути решения, планировать, прогнозировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, что создает неповторимую атмосферу творческого поиска, благоприятные условия для оптимального развития детей дошкольного возраста.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает – «присваивает» знания и опыт.
Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно – да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык.
Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.
Использование, наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.
Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
Логопедические ромашки– это одно из направлений в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушениями речи, ведущие ребенка к полноценной развитой речи: фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда, ребенка, родителей .
Проект предназначен для детей 5 – 7 лет
Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, родители.
Цель: формирование звуковой культуры речи, автоматизация и дифференциация звуков.
Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.
Задачи проекта
1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
2. Развивать речевые и творческие способности детей.
3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
4. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
5. Побуждать детей к совместной деятельности.
6. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский потенциал.
7. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.
Ожидаемый результат:
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы.
Эффективность данных результатов
Для детей:
- положительная динамика речевого развития;
Для родителей:
- положительная оценка деятельности ДОУ;
- готовность и желание помогать;
- активизация педагогического потенциала родителей,
- приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
- чувство удовлетворенности от совместного творчества.
Для ДОУ
- благоприятные условия для профессионального роста педагога;
Практическая значимость проекта
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.
Вид проекта: практико-ориентированный, краткосрочный.
Срок реализации проекта – 1-2 месяца
При разработке были учтены принципы наглядности, системности, последовательности, занимательности и доступности. Пособие удобно в использовании, доступно в изготовлении, позволяет на небольшом картинном материале решать основные задачи. Пособие представляет собой лист А4 с изображением ромашки с пустыми большими лепестками и листа заданий к ним. Дети с родителями дома заполняют лепестки картинками на определенный звук, который стоит в центре ромашки.
Задания к картинкам подобраны на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. Упражнения направлены на решение следующих задач:
- Автоматизация звука в слогах, словах;
- Развитие и совершенствование фонематических процессов;
- Развитие навыка звукового, слогового анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи, пространственных представлений;
- Развитие высших психических функций.
Задания к картинкам и упражнения
- Назвать картинки. Уточнить значение слов.
- «Кубик». Назвать слово столько раз, сколько выпало точек.
- «Клубок». Назвать картинки: по кругу, слева направо, справа налево, в разброску. Начиная с любой картинки, одновременно руками «наматывать нить на клубок. Темп речи зависит от движения руки.
- «Снежный ком». Назвать картинки с повторение предыдущих: рак; рак, карась; рак, карась, корова; рак, карась, корова, ворона … «Эхо». Повторить каждое слово3 раза с разной силой голоса.
- «Театр». Произнести слова с разной интонацией: удивленно, радостно, сердито, грустно, по секрету, обиженно.
- «Где картинка?» Назвать, где находится картинка, используя наречия и предлоги пространственного значения.
- «Четвертый лишний». Из предложенных четырех слов, изображенных на картинках, выбрать лишнее слово.
- Назвать картинки по памяти.
- «Назови ласково». Образовать уменьшительно-ласкательную форму слова.
- «Один – много».
- «Посчитай»». Согласовать количественные имена числительных с именами существительными.
- «Чего не стало?», «Что изменилось?». Образовать форму родительного падежа.
- Образовать форму винительного падежа, закончив фразу: «Вижу (несу, беру, купил, дарю …).
- «Мой, моя, мое, мои». Соотнести слова на картинках с данными местоимениями.
- Подобрать однокоренные слова к слову, данному на картинке.
- Образовать притяжательное или относительное прилагательное от слов, данных на картинках.
- «Куда полетит бабочка». Определить место нахождения звука.
- «Длинные – короткие слова». Деление слов на слоги.
- Звуковой анализ слов:
- назвать первый, последний звук слова;
- определить место автоматизируемого звука (начало слова, середина, конец);
- определить, на каком по счету месте находится заданный звук;
- назвать в словах звуки по порядку, определить их количество;
- дифференциация твердых и мягких согласных;
- составить схемы слов, соотнести слова с заданными схемами;
- «Закончи предложение». Закончить предложение, используя слова, данные на картинках.
- Самостоятельно составить предложение.
- Составить: рассказ-описание.
- «Чистоговорки». Составить чистоговорки, используя слова, данные на картинках.
- Придумать загадку о данном слове.