Игры на речевое дыхание
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры на речевое дыхание | 340.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное, как энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос.
Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
1) развитием более глубокого вдоха и более длительного выдоха;
2) выработкой у детей умения правильно дышать в процессе речи.
Упражнения предъявляем ребенку только в игровой форме, не забываем, что рядом с нами находятся дошкольники и игра для них на первом месте.
При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют его и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох - с сужением ее. В процессе речи дети приучаются вдыхать только через рот, а не через нос, как это следует делать вне речевых актов
Для развития дыхания ребенка используются множество дыхательных игр:
сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки;
дуть на легкие шарики, карандаши, свечи;
дуть на плавающих в тазу уточек, корабликов, дуть на всевозможные вертушки и прочее;
надувать надувные игрушки, воздушные шары, пускать мыльные пузыри;
поддувать вверх пушинку, ватку и так далее.
В нашем детском саду игры на развитие дыхания проводятся не только на логопедических занятиях, но и активно используются в непосредственно образовательной деятельности проводимой воспитателями.
Вот описание некоторых игр применяемых на наших занятиях:
1. "Забей гол Дракоше"
Цель: развитие сильного непрерывного выдоха, развитие губных мышц.
Оборудование: легкий шарик от настольного тенниса (поролоновый шарик и другое), игрушка дракона.
Ход игры: Сегодня мы с тобой будем футболистами и тебе нужно забить как можно больше голов Дракоше.
Вытягиваем губы трубочкой и плавно дуем на шарик, загоняя его в ворота Дракоше. При этом педагог своей рукой может передвигать дракона тем самым создавая трудность в забивании гола.
Внимание! Следить, чтобы ребенок не надувал щеки. При необходимости их можно придерживать пальцами.
2. "Кто загонит мяч в ворота"
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта.
Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто загонит мяч в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.
Вниманию! Следить за щеками ребенка и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.
3."Самый быстрый карандаш"
Цель: развитие длинного и плавного выдоха.
Оборудование: цветные карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: перед ребенком сидящим за столом на расстоянии 20 см кладем карандаш. Сначала сами показываем ребенку как дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный край стола. Можно поиграть в эту игру вдвоем сидя друг напротив друга и перекатывать карандаш друг другу.
4. "Волшебные бабочки"
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха.
Оборудование: искусственный цветок (бумажный цветок, нарисованный цветок) разноцветные (однотонные) бумажные бабочки.
Ход игры: - Посмотри какой у меня есть красивый, волшебный цветок. А ты знаешь, что на нем живут бабочки? Вот только беда злой волшебник заколдовал их и они разучились летать! Давай с тобой расколдуем их, чтобы они снова запорхали в небе. Посмотри, как это сделаю я (педагог дует на бабочек). А теперь твоя очередь!
5. "Бабочки порхают"
Цель: развитие длительного плавного выдоха.
Оборудование: коробка из под обуви оформленная в виде летней полянке, бумажные бабочки привязанные на нити.
Ход игры: - наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите в небе запорхали бабочки. Покажи, как?
6."Горячий чай"
Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.
Оборудование: стаканчики из цветного картона.
Ход игры: - Здравствуйте, девчонки и мальчишки! Сегодня гости вы мои и горячим чаем всех я угощаю, а чтобы не обжечься вам - дуть я предлагаю!
7. "Снег кружится, летает, летает"
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Оборудование: коробка из - под обуви оформленная зимним мотивом, бумажные снежинки свисают вниз на нити.
Ход игры: Наступила зима и с неба посыпал снег. Ребенок дует на снежинки.
8. "Фокус"
Цель: развитие сильного целенаправленного выдоха.
Оборудование: маленький кусочек ваты.
Ход игры: Давай представим, что мы с тобой фокусники. Прежде чем показывать фокус своим родным нам с тобой надо потренироваться.
Открываем ротик. Делаем "чашечку" (боковые края языка прижаты к верхней губе, а посередине остается желобок). Кладем маленький кусочек ваты на нос. Делаем вдох через нос. Сильно дуем на ватку через рот так, чтобы она взлетела вверх.
Для занятий с детьми можносоздать с помощью программы Microsoft Office PowerPoint альбом - поддувалочки, распечатать листы на картоне и получится интересное пособие, где дети должны помочь ежу найти грибы под листьями, разбудить принцессу, сдунув с нее одеяло, накормить рыбку червячком, разогнать тучи, чтобы появилось солнышко, остудить чай для лисички и так далее.
Цель упражнений развитие сильного, продолжительного выдоха.
Итог: в копилке каждого логопеда, воспитателя есть игры для развития речевого дыхания и это очень важно. Эти игры способствуют: развитию дифференцированного дыхания; более длинному, плавному и ровному выдоху; активизируют губные мышцы, что помогает добиться хороших результатов в процессе исправления речи детей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
игры для речевого дыхания
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха....
Игры развивающие речевое дыхание.
Бывает, что ребёнок говорит на вдохе, а не на выдохе, делает вдох перед каждым словом, проглатывает слова. Или говорит шёпотом просто потому, что громко сказать не получается. Для то...
Игры на речевое дыхание
Игра...
Консультация для родителей «Играя, развиваем речевое дыхание у ребенка».
Уважаемые родители! Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание....
Игры, развивающие речевое дыхание
Этот материал подходит для учителя-логопеда, и для родителей детей младшего дошкольного возраста ...
"Игры, развивающие речевое дыхание"
Консультация для родителей "Игры, развивающие речевое дыхание"...
Игры, развивающие речевое дыхание.
Игры, развивающие речевое дыхание.Учителя-логопеда С.А. Позднякова...