Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Сарбантович Нина Владимировна

Дошколята активные и любопытные. Ответы взрослых на детские вопросы крайне важны для детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников

Дошкольное детство является очень важным периодом в становлении человека как личности и занимает первые семь лет его жизни. Именно в этот период закладываются все качества личности, раскрываются её способности. При правильной организации процессов воспитания и обучения происходит гармоничное развитие всех психических и физических процессов: мышление, память, воображение, восприятие, речь. Дошколята – активные и любопытные ребята: именно в 4-5 лет из детей буквально сыплются сотни «Почему» и десятки «Зачем»! Задавая вопросы, ребёнок демонстрирует запрос на знание, словно говоря: «Расскажи мне! Объясни мне! Научи меня!». Ответы взрослых на детские вопросы крайне важны для развития дошкольников. Развитие речи дошкольников можно разделить на две категории: устранение дефектов речи и развитие культуры речи. Если с первой проблемой сталкиваются не все, то вторая проблема одинаково важна для всех дошколят. Младшим дошкольникам необходимо развитие монологической и диалогической речи, способности формулировать вопросы. Хорошо, если мальчики и девочки 4-5 лет умеют пересказывать тексты и описывать ситуации, могут быть полноправными собеседниками и грамотно отвечать на вопросы. Для развития речи дошкольников можно использовать сотни методов и техник: от скороговорок и словесных игр до пересказов и творческих сочинений. Стоит помнить, что развитие культуры речи тесно связано с интеллектуальным, эмоциональным, культурно-эстетическим развитием дошкольника. Для развития речи у дошкольников подходят различные игры и упражнения на формирование фонетического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении, либо подобрать слова с заданным звуком. Развивают речь у детей 4- 6 лет игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умения подобрать слова с заданным количеством слогов.

  1. Игры для развития звуковой культуры речи у дошкольников

«Придумай слово»

Цель — развитие фонематического слуха у дошкольников или умение подбирать слова на заданный звук.

В процессе игры ребёнок должен придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Например, взрослый говорит: «К нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] ». Ребёнок должен подобрать как можно больше слов на этот звук. Если в силу каких-то причин ребёнок не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь ребёнку, вспомнив вместе сказочных героев, или названия любимых игрушек.

«Поймай слог»

Цель — развитие слухового внимания и его быстроты.

Взрослый называет слог, а дети ребёнок «превращает» его в слово.

Например: ПА — папа, ма — мама, ку — кукла, ар — арбуз и т.д.

Игровое упражнение «Раздели правильно»

Цель — развитие умения делить слова на слоги.

В эту игру можно играть всей семьёй. Дети и взрослые становятся в круг и проговаривают чистоговорку:

Друг за другом мы шагаем
Слова на слоги разделяем.

Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

При работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д. Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришёл черёд
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашёл»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет словосочетания, делая паузы. Ребёнок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...
Луна видна ночью, а солнце ...
Огонь горячий, а лёд ...
Река широкая, а ручей ...
Камень тяжёлый, а пух ... и т.д.

Предлагаемые игры помогут вашему ребёнку сформировать фонематическое восприятие, обогатить словарный запас, повысить звуковую культуру речи, что благотворно отразится на его общении со сверстниками, обучению в школе.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Полезные советы родителям по развитию речи дошкольников.

Исправить дефектное звукопроизношение можно только при сформированном фонематическом восприятии. Важно создать благоприятную обстановку, которая позволит ребенку раскрепоститься и будет располагать ег...

Советы родителям для развития речи дошкольников.

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения....

Полезные советы родителям по развитию речи детей дошкольного возраста

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий. Данная статья поможет родителям разобраться как правильно выстаривать взаи...

Памятка «Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников»

С раннего возраста дети должны осознать стоимость вещей, которыми пользуются: игрушек, книг, одежды и т.д. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В к...

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников

Полезные советы родителям по экономическому воспитанию дошкольников...