Сотрудничество логопеда и родителей: подготовка руки к письму.
консультация по логопедии (старшая группа)
В данной статье представлен материал для родителей по развитию мелкой моторики рук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotrudnichestvo_logopeda_i_roditeley_podgotovka_ruki_k_pismu.docx | 21.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Сотрудничество логопеда и родителей: подготовка руки к письму.
Давно известно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Когда говорят о мелкой моторике, имеют в виду, скоординированные точные движения пальцами рук. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи.
В школе дети часто испытывают трудности в овладении навыками письма, т.к. это требует сложных координированных движений руки. Техника письма предполагает работу мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошее развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к 6−7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Соответственно, работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.
Если уделять должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики, то можно решить сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влиять на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовить к овладению навыком письма.
Упражнения из повседневной жизни.
Для развития мелкой и крупной моторики рекомендуется выполнение упражнений из практической жизни. Запомните очень важное правило: все упражнения нужно выполнять в «обе стороны», т. е. по очереди обеими руками.
Вот их примерный перечень:
- Переливание воды из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку
- То же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды
- Воду из одной емкости в другую можно переносить при помощи одноразового шприца или губки
- Вместо переливания ребенок может пересыпать крупу из одной емкости в другую
- Подготовьте рамки с застежками: с бантами, шнурками, пряжками, пуговицами, молнией, булавками, крючками, кнопками, липучками" и др. Обязательно покажите ребенку, как пользоваться застежками, разделяя каждое действие на маленькие шаги
- Чистка зеркал, металла, обуви. Небольшое зеркало нужно припудрить, и ребенок должен его почистить сухой тряпочкой. Приготовьте латунную пластинку, тряпочку и чистящую пасту, ребенок должен отполировать пластинку. Для чистки обуви нужно подготовить «грязный» ботинок, небольшую обувную щетку и крем для обуви
- Уход за живыми растениями в помещении и на улице (посадка, рыхление и полив)
- Подметание пола. Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора»
- Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи
- Разделение сыпучих веществ. Смешайте гречневую крупу и манку в миске. Рядом поставьте еще одну миску и положите на нее ситечко. Пусть ребенок ложкой насыпает смесь в ситечко и перемешивает смесь. Когда вся манка ссыплется в миску, гречку из ситечка ребенок должен пересыпать в баночку
- Хорошее упражнения для развития координации движений — складывание салфеток по размеченным линиям
- Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме
- Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений
- Если в вашем доме есть ручной миксер, то подготовьте еще одно упражнение: налейте в какую-нибудь миску подкрашенную мыльную воду, и пусть малыш взбивает цветную пену
- Подвесьте где-нибудь пучок вискозных или шерстяных ниток и научите малыша заплетать косы
- Налейте в неглубокий тазик воды и бросьте в него или теннисные шарики, или «скорлупки» от «Киндер-сюрприза». Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями и складывает в тарелочку
- Нарежьте кусочки поролона (размер кусочка сахара) и наломайте пробки (чтобы у кусочков специально были неровные края). Все это сложите в тарелочку, рядом поставьте другую. Ваш малыш будет все это перекладывать при помощи пинцета. Предварительно научите ребенка правильно держать пинцет
- На края мисочки нацепите обыкновенные прищепки. Их нужно будет снять и опять одеть на край. Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, пузырьков, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру
- Если вы найдете кусок плотного пенопласта, то можно дать малышу маленький молоток, гвозди с широкими шляпками и разрешить их забить
- Ваш ребенок приобретет хороший практический навык при чистке стеклянной бутылки при помощи «ершика»
- Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску
- Хорошим занятием послужит игра с телефоном
- Если вам нужно что-либо перемешать (салат, тесто), то подключите к этой работе ребенка
- Еще одна игра для самых маленьких: нарвите вместе с малышом в ящик бумагу и спрячьте маленькую игрушку. Ее нужно будет найти на ощупь
- Работа с бумагой очень значима для ребенка. Нужно учить его складывать и разворачивать, скатывать, скручивать, перелистывать, мять ее
- Поставьте наклонно желоб, и пусть ребенок катит по нему мяч, после чего мяч попадает в корзину
- Поставьте на стол воротца. Ребенок через них должен прокатить мяч
- Изготовление гирлянд, бус
- Продевание тесьмы в дырочки.
Оборудуйте вашему ребенку «изоуголок», где он будет с интересом заниматься, реализуя свой творческий потенциал и мелкую моторику рук. В «изоуголке» разместите пластилин, глину (для самых маленьких — соленое тесто вместо пластилина), мозаики, пирамиды, матрешки, конструкторы, все для изготовления аппликаций (цветная бумага, ножницы, клей), все для раскрашивания, для папье-маше, цветные восковые мелки.
Если вы подключите своё воображение, то и сами сможете найти множество занятий для своего малыша, развивающий моторику ребёнка. Главное — творчески подойти к этому вопросу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей: "Подготовка руки к письму"
Материал предназначен для работы со старшими дошкольниками,для развития механизмов необходимых для овладения письмом, и накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ...
Консультация для родителей: «Подготовка руки к письму»
«Подготовка руки к письму»...
консультация для родителей "Подготовка руки к письму"
Всего лишь несколько полезных советов, помогут родителям подготовить руку ребенка к письму....
Консультация для родителей.Подготовка руки к письму
Одним из этапов подготовки ребенка к систематическому обучению является подготовка к письму.Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого...
Консультация для родителей "Подготовка руки к письму"
Консультация для родителей: «Подготовка руки к письму» Подготовила воспитатель:Л.А. Панова...
Консультация для родителей "Подготовка руки к письму"
Этот материал мы предоставили родителям будущих первоклашек на первом собрании в подготовительной группе....
Советы родителям: «Подготовка руки к письму у детей 6- 7 лет»
Письмо — сложных координационный навык, требующий слаженной работы мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела....