Консультация для воспитателей: «Игры для развития общения и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
консультация по логопедии (старшая группа)
Данный материал будет полезен для воспитателей.
Цель игр: формирование навыков эффективного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 18.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»
Консультация для воспитателей:
«Игры для развития общения и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Подготовила: Учитель-логопед
Чичваркина Л.Э.
г. Гагарин, 2018
1-й раздел «Кто Я?»
«Добрые волшебники».
Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы.
Ход игры: Дети садятся в круг, а взрослый рассказывает им сказку: «В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать любого ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Давайте посмотрим, есть у нас такие заколдованные дети?»
Многие дошкольники охотно берут на себя роли «заколдованных». Взрослый выбирает из них непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь им: «А кто сможет стать добрым волшебником и расколдовать их, называя ласковым именем?»
Как правило, дети с удовольствием берут на себя роль добрых волшебников. По очереди они подходят к агрессивным детям и стараются назвать их ласковым именем.
«Волшебные очки».
Цель: формирование положительных взаимоотношений, создание благоприятной атмосферы.
Воспитатель торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки... Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков). «А теперь мне хочется, чтобы вы по очереди примерили эти очки и хорошенько рассмотрели своего соседа. Может быть, вы заметите то, чего раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать. Повторение одних и тех же достоинств здесь не страшны, хотя желательно расширять круг хороших качеств.
«Пальцы-звери добрые, пальцы-звери злые». (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.
Детям необходимо представить, что их пальцы становятся разными животными с характерными особенностями: добрыми котятами, злыми мышатами, добрыми волчатами, злыми зайчатами и т.д. Превращение происходит таким образом, что пальцы на одной руке- добрые, а на другой злые, и им нужно познакомиться, поговорить друг с другом, поиграть. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей.
«Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай». (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева)
Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.
Взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.
«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».
«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».
«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».
«Клубочек».
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Дети сидят полукругом, воспитатель в центре. Взрослый наматывает конец нитки на палец бросает клубок ребенку и задает вопрос (как тебя зовут, что ты любишь, чего ты боишься и т.п.). Ребенок, поймав клубок, наматывает нитку на палец, отвечает на вопрос передает его следующему игроку, спрашивая у него то, что его интересует. Если по какой-либо причине ребенок затрудняется с ответом, он возвращает клубок ведущему, а тот, в свою очередь, задает вопрос другому ребенку. Когда все дети ответили на вопросы и соединились ниткой, взрослый должен зафиксировать их внимание на том, что все люди имеют что-то общее, и всегда веселее, когда есть друзья, чем одному.
«Зоопарк».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения распознавать язык мимики и жестов, снятие телесных зажимов.
Дети делятся на две команды. Одна команда изображает разных животных, копируя их повадки, позы, походку. Вторая команда — посетители — они гуляют по зоопарку, рассматривают животных, пытаются угадать их названия, хвалят за похожее исполнение. Когда все животные будут угаданы, команды меняются ролями.
2-й раздел «Я и другие».
«Испорченный телефон».
Цель: развитие умения действовать в соответствии с интересами других, следовать инструкции.
Дети располагаются полукругом. В начале взрослый просит ребенка, сидящего первым, рассказать ему на ушко, что он делал в выходные. Затем вызывает интерес у детей, говоря, о том, что он только что услышал что-то очень интересное, и предлагает детям также шепотом, по цепочке передать фразу следующему и т.д. Когда информация доходит до последнего ребенка, он громко говорит то, что услышал. Если информация правильная, то телефон работает исправно, и все дети услышали, что хотели.
«Зеркало».
Цель: развитие умения правильно воспринимать действия другого человека.
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая разные зверушки. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражение лиц зверушек.
«Сотворение чуда».
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.
Необходимые приспособления: «волшебные палочки» — карандаши, веточки или любой другой предмет.
Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).
«Войди в круг- выйди из круга». (автор – К. Фонель)
Цель: развитие эмпатийных способностей, совершенствование навыков межличностной коммуникации.
Дети выбирают водящего и становятся в круг, очень тесно прижимаясь друг к другу (ногами, туловищами, плечами) и обхватывая друг друга за талию. Водящий остается за кругом. Он всеми силами пытается пробраться в круг – уговаривает, толкается, старается разорвать цепь. Если водящему удается пробиться в центр круга, все его поздравляют, а пропустивший становится водящим.
«Старенькая бабушка».
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей, моторной ловкости.
Дети разбились на две команды – бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза – они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти приходится через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Условно обозначаем, где, проезжая часть, и несколько детей становятся «Машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков – не только перевести «старичков через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей), и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой.
3-й раздел «Я + ты = Мы».
«Волны».
Цель: формирование положительных взаимоотношений, желания действовать в коллективе.
Играющие садятся, образуя круг. Взрослый предлагает представить, что они купаются в море, окунаясь в ласковые волны, и изобразить эти волны – нежные и весёлые. Тренировка заканчивается «купанием в море»: один из игроков становится в центр круга, к нему по одному подбегают волны и ласково поглаживают пловца. Когда все волны погладят его, он превращается в волну, а его место занимает следующий купающийся.
«Живые куклы».
Цель: формирование умений действовать в парах, учитывая интерес партнера.
Дети разбиваются на пары. Один ребенок из пар превращается в малыша, а другой в его говорящую «живую» куклу. О кукле нужно заботиться, выполнять ее просьбы и желания. Взрослый предлагает несколько действий: покормить куклу, погулять с ней, предупреждая малыша о том, что нужно выполнять все просьбы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Затем пары меняются ролями.
«На мостике».
Цель: формирование умения взаимодействовать в коллективе.
Для проведения игры необходимо поделить детей на две команды, которые встают по разным сторонам комнаты. Затем взрослый создает игровую ситуацию, говоря о том, что дети – путешественники, они долго шли и пришли к глубокому горному ущелью, через которое перекинут тоненький мостик. Каждой группе путешественников нужно перебраться по этому мостику на другу сторону. Чтобы он не перевернулся, по нему могут идти только два человека с разных сторон. Детям нужно одновременно зайти на другую его сторону так, чтобы не заступить за края, иначе – сорвешься в пропасть.
«Сиамские близнецы».
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия.
Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать, порисовать и т.д. Чтобы третья нога была «дружной», ее можно скрепить веревочкой. После игры взрослый проводит беседу с детьми, выясняя их ощущения, положительные и отрицательные эмоции, возникшие сложности.
«Поварята». (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Все дети встают в круг, который символизирует кастрюлю. Далее дети коллективно договариваются о том, что они хотят приготовить— суп, компот, салат и т. д. Каждый придумывает для себя роль: картошкой, мясом, морковкой или чем-нибудь еще. Ведущий — взрослый, он называет ингредиент, ребенок входит внутрь круга, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся снова в одном круге, игра заканчивается, можно приступить к приготовлению нового «блюда».
«Ладонь в ладонь». (авторы — Н. Клюева. Ю. Касаткина)
Цель: развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействовать в парах.
Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. На протяжение игры детям нельзя разжимать ладони.
«Газета». (автор — Н. Кряжева)
Цель: развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.
На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться — тогда расстояние между ними максимально сократится. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие сотрудничества и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Развитие сотрудничества и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью игр, которые направлены на выработку умения договариваться, обмениваться мнениями, понимать и оцениват...
Консультация для воспитателей «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения...
консультация для педагогов "Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста."
Консультация для педагогов ....
Педагогический проект «Развитие речевых и коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством русской народной сказки «Заюшкина избушка» через театрализованную деятельность»
Цель проекта:способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей и формирование эмоционального отношения к сказочным образам через русскую народную сказку «Заюшкина избушк...
Консультация для воспитателей на тему:«Игры на развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Приведены игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, которые можно использовать на практике воспитателю для детей дошкольного возраста....
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражени...
Консультация для родителей «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: развитие коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со с...