Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания»
консультация по логопедии

Данная консультация знакомит воспитателей с развитием речи детей с ТНР через сенсорное воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей с ТНР посредством сенсорного воспитания»

Подготовила: воспитатель

Латашенко Екатерина Афанасьевна

Самым значимым проявлением развития личности человека является способность овладения членораздельной речью. Основные представления из окружающей среды ребенок черпает посредство своих анализаторов. А слово позволяет закрепить знания, которые были добыты сенсорным путем. Лингвистическое и сенсорное развитие ребенка неразрывно связно друг с другом.

Для ребенка в начале жизни слова являются только вторыми оригиналами действительности. Речевое развитие идет наглядным, действенным путем.

Ощущение и восприятие – представляет собой первую ступень познания мира, речь опирается на сенсорное представление. Поскольку сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, то работу по развитию речи никоим образом нельзя отрывать от работы, направленной на развитие органов чувств и восприятий.

Слово, которое связанно с наглядным представлением должно быть воспринято слухом ребенка, правильно произнесено и сохранено в памяти.

В коррекционно-воспитательной работе по устранению дефектов речи огромное внимание уделяется сенсорному воспитанию. Так как именно оно представляет собой основу развития личности ребенка в целом.

Данной проблемой занимаются многие великие физиологи, психологи и педагоги. И все сходятся к единому мнению, что развивать умственные способности и речь детей через развитие органов чувств нужно с первых лет жизни маленького человека. С самого рождения важно уделять большое внимание слуху и зрению, поскольку грудные дети с интересом наблюдают за лицами окружающих их людей. Постепенно их внимание сосредотачивается и на речи взрослого. Сначала для них важна интонация, обращенного к ним человека, потом темп речи, и ближе к концу первого года дети начинают различать слова по звуковому составу. В течении первых лет своей жизни дети постоянно учатся… Учатся видеть, слышать, обонять, осязать, подражать звукам и речи других людей, учатся различать вкусы.

У детей же, которые имеют тяжелые нарушения речи возникают большие проблемы с овладением сенсорными навыками. Они нуждаются в специальных занятиях, которые направлены на восстановление отдельных сенсорных функций.

Фонематический слух  представляет собой сенсорную основу нашей речи, формирование которой происходит с раннего возраста. Именно поэтому важно тесное общение ребенка с мамой.

Работу по воспитанию у детей дошкольного возраста фонематического восприятия необходимо начинать как можно раньше, а именно с младшей группы. Главное внимание здесь уделяется формированию правильного звукопроизношения.

Работе по формированию представлений о цвете и форме у детей с ТНР предшествует определение уровня сенсорного развития ребенка, а затем на основе результатов намечается коррекционная программа. Здесь можно выделить несколько важных этапов.

Первый этап – подготовительный. 

Цель: формирование способности фиксировать внимание на объекте, прослеживать его передвижение в пространстве, выполнять простейшие предметные действия, подбирать парные картинки и игрушки.

Например, принеси мне такую же книгу, машинку….

Второй этап

Внимание  ребенка привлекается к конкретному свойству предмета: цвету или форме. На этом этапе ребенок учится находить идентичные предметы, соотносить цвет и форму предмета с образцом. Словесное обозначение выделенного свойства от ребенка не требуется.

Например, принеси мне зеленый кубик, покажи мне круглую тарелку…

Третий этап - закрепление

На данном этапе происходит закрепление эталонной системы, постоянно называя цвет предметов и названия геометрических фигур.

Четвертый этап

Меняются словесные инструкции взрослого и он ставит перед ребенком конкретную задачу: подобрать предмет определенной формы или цвета. На данном этапе важно создать игровую мотивацию, а так же не забывать хвалить ребенка за успехи, хоть и незначительные.

Пятый этап

Главная задача – умение обозначить сенсорные признаки предмета посредством речи. Для детей с ТНР это очень трудно. Поэтому взрослому необходимо набраться сил и терпения. Поскольку любое раздражение или негативная реакция  может свести весь прогресс ребенка на нет.

Здесь важно грамотно подобрать комплекс специальных дидактических игр и упражнений. Ребенку, особенно по началу, важно помогать. Если вы видите, что ребенок испытывает трудности, можно подсказать начало слова, звук или задать наводящий вопрос.

Шестой этап

Особое внимание на данном этапе должно уделяться формированию умения правильно классифицировать предметы по тому или иному сенсорному признаку. Например, группировать предметы по форме и цвету, найти лишний предмет или сравнить два предмета. Важно, чтобы все свои действия ребенок проговаривал.

Седьмой этап - заключительный

Цель данного этапа – научить ребенка составлять описательные рассказы на занятиях, узнавать предмет по описанию, учить отгадывать загадки. Со временем активный словарь ребенка расширится и он сможет самостоятельно называть форму предметов и их части, а так же основные цвета и их оттенки.

И в заключении необходимо подчеркнуть, что при работе с детьми с ТНР важна систематичность, последовательность и доброжелательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития".

Консультация для воспитателей: "Речевая реабилитация детей раннего возраста посредством сенсорного развития"....

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Дошкольный возраст – это период  активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической и грамматической. Анализ ситу...

Статья (консультация для воспитателей) Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии.

Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и реклам...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности"

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Занятия театральной деятельностью с деть...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактических игр."

Учиться играя! Эта идея увлекала многих педагогов и воспитателей.Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью, разнообразными умениями и навыками, их этому надо учить.Для обучения чере...

Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии"

Сказкотерапия для дошкольников – современное средство, широко используемое детскими психологами и педагогами для решения различных задач. Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет...