проблемно-поисковая-обучения.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Проблемно-поисковое обучение.
Организованный учителем – логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта.
Ребенок учится мыслить, экспериментировать познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.
Что же такое проблемно-поисковая ситуация.
Проблемно-поисковая ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и представляемыми требованиями, учителем – логопедом ДОУ, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по развитию проблемы.
Основные психологические условия для успешного применения методов и приемов проблемно-поискового обучения.
Проблемно-поисковая ситуация в рамках образовательного процесса должна отвечать целям формирования системы знаний.
*Проблемно-поисковые ситуации должны быть доступными для воспитанников и соответствовать возрастным требованиям к объему и содержанию знаний.
*Должны вызывать у детей собственную познавательную активность.
*Задания должны быть конкретными и опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения.
Достоинства использования технологии проблемно-поискового обучения.
1.Высокая самостоятельность детей.
2.Формирование познавательного интереса или личной мотивации ребенка.
3.Использование уже имеющихся знаний и навыков, на основе опыта (учимся предполагать - сравнивать - экспериментировать - получать новый опыт и результат - делать выводы).
Суть проблемно-поискового обучения в детском саду в практике учителя-логопеда.
Педагог создает познавательную задачу или ситуацию, и предлагает детям изыскать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания, умения, т.е. личный опыт.
*Проблемно-поисковое обучение активизирует мыслительную деятельность и придает ей критичность, приучает к самостоятельности принятия решения и высказыванию выводов и предположений.
*Основа проблемно-поискового обучения и развития – это вопросы и задания, которые предлагает детям учитель – логопед. Результативнее использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.
*Среди проблемно-поисковых вопросов которые выбирает учитель – логопед, особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся у детей опытом и вновь получаемыми знаниями и умениями.
Примеры ситуативных задач на развитие грамматических категорий.
1.Как правильнее назвать предмет для подметания пола: подметалка, уборщик, чистюльник, веник. И почему?
2.Как называется гриб, который растет в осиновой роще: осиновик, осиновый, подосиновик. Какое слово подходит и почему? (аналогично со словом подберезовый).
3.Бабушка просила принести ей клубки ниток для вязания, но внучка забыла, какие именно. Она помнит только, что бабушка просила принести …самый большой…самые пушистые…самые яркие и т.д.
Примеры ситуативных задач на формирования фонематического слуха с элементами обучение грамоте.
1.Учитель – логопед показывает незнакомую букву и предлагает детям опираясь на иллюстрационный ряд назвать слова – названия изображения, далее предлагает назвать букву с которой начинается каждое название.
2.Учитель – логопед предлагает назвать, что изображено на картинках и записать эти названия. Далее спрашивает детей о том, как можно без умения писать буквы записать слова.
Например, задания связанные с графическим изображением слов – схема слова (штрихи, разноцветные точки- квадраты…синий, зеленый, красный). Далее по мере знакомства с написанием печатных букв, начинается звуко - буквенный анализ и печатание слов.
3.Учитель – логопед предлагает послушать слово ЗАМОК (КРУЖКИ, УСЫ, ОЧКИ и т.д.) и предлагает нарисовать картинку к данному слову.
Спрашивает почему рисунки получились разные, ведь слова были одинаковые?
4.Учитель логопед показывает картинки КОТ-КИТ и т.п. и спрашивает, что будет если гласные буквы поменяются местами, т.е кот стане – китом, кит станет котом и т.д.
5.Слова КОТ и МЯУ давно дружили между собой, но однажды приятели решили сосчитать. Сколько в них слогов и в результате поссорились, что их огорчило и как их помирить?
Примеры ситуативных задач на развитие связной речи.
Учитель – логопед предлагает послушать предложения – ситуации:
1.«У тебя зазвонил телефон, что ты скажешь, если возьмешь трубку?»
2.Ты пошел в лес за грибами с папой и немного заблудился, что ты будешь делать? Почему и для чего? Как ты будешь это делать?
*На прогулке по зоопарку, ты потерялся. Что ты предпримешь? Поясни, почему ты будешь делать именно так?
3.На полу стоит машина у нее нет одного колеса. Почему нет одного колеса у машины? Как это могло произойти?
4.Кот наловил много рыбы и нанизал ее на прутик…шел он через лесок и зацепился за ракитовый кусток, прутик сломался, как теперь ему донести свою рыбу?
5.Собирали дети ягоды в лесу…но разбилась баночка и ягоды рассыпались. Как донести ягоды домой?
Технология «Проблемно-поискового обучения».
Использование игровых технологий, проблемно-поисковое обучения в логопедической практике дает неоспоримое превосходство в создании нестандартных условий для принятия детьми самостоятельных решений и умозаключений.
*Проблемно-поисковая ситуация – это то направление работы с детьми, которое помогает детям научиться нестандартно думать,
а педагогам дает новые инновационные формы организованной коррекционной образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_rpmo_vystuplenie_sulimovoy_n.m.ppt | 1.58 МБ |
doklad_sulimovoy_n.m.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблемно-поисковое обучение Организованный учителем – логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта. Ребенок учится мыслить, экспериментировать познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.
Что же такое проблемно-поисковая ситуация? Проблемно-поисковая ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и представляемыми требованиями учителем – логопедом ДОУ, а так же активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблемы.
Основные психологические условия для успешного применения методов и приемов проблемно-поискового обучения. *Проблемно-поисковая ситуация в рамках образовательного процесса должна отвечать целям формирования системы знаний. *Проблемно-поисковые ситуации должны быть доступными для воспитанников и соответствовать возрастным требованиям к объему и содержанию знаний. *Должны вызывать у детей собственную познавательную активность. *Задания должны быть конкретными и опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения.
Достоинства использования технологии проблемно-поискового обучения. 1.Высокая самостоятельность детей. 2.Формирование познавательного интереса или личной мотивации ребенка. 3.Использование уже имеющихся знаний и навыков, на основе опыта (учимся предполагать - сравнивать - экспериментировать - получать новый опыт и результат - делать выводы).
Суть проблемно-поискового обучения в детском саду в практике учителя - логопеда *Педагог создает познавательную задачу или ситуацию, и предлагает детям изыскать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания, умения, т.е. личный опыт. *Проблемно-поисковое обучение активизирует мыслительную деятельность и придает ей критичность, приучает к самостоятельности принятия решения и высказыванию выводов и предположений. *Основа проблемно-поискового обучения и развития – это вопросы и задания, которые предлагает детям учитель – логопед. Результативнее использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. *Среди проблемных вопросов которые выбирает учитель – логопед, особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся у детей опытом и вновь получаемыми знаниями и умениями.
Примеры ситуативных задач на развитие грамматических категорий. 1.Как правильнее назвать предмет для подметания пола: подметалка, уборщик, чистюльник, веник. И почему? 2.Как называется гриб, который растет в осиновой роще: осиновик, осиновый, подосиновик. Какое слово подходит и почему? (аналогично со словом подберезовый). 3.Бабушка просила принести ей клубки ниток для вязания, но внучка забыла, какие именно. Она помнит только, что бабушка просила принести …самый большой…самые пушистые…самые яркие и т.д.
Примеры ситуативных задач на формирование фонематического слуха с элементами обучения грамоте 1.Учитель – логопед показывает незнакомую букву и предлагает детям опираясь на иллюстрационный ряд назвать слова – названия изображения, далее предлагает назвать букву с которой начинается каждое название. 2.Учитель – логопед предлагает назвать, что изображено на картинках и записать эти названия. Далее спрашивает детей о том, как можно без умения писать буквы записать слова. Например, задания связанные с графическим изображением слов – схема слова (штрихи, разноцветные точки- квадраты…синий, зеленый, красный). Далее по мере знакомства с написанием печатных букв, начинается звуко - буквенный анализ и печатание слов.
Примеры ситуативных задач на развитие связной речи Учитель – логопед предлагает послушать предложения – ситуации: 1.«У тебя зазвонил телефон, что ты скажешь, если возьмешь трубку?» 2.Ты пошел в лес за грибами с папой и немного заблудился, что ты будешь делать? Почему и для чего? Как ты будешь это делать? *На прогулке по зоопарку, ты потерялся. Что ты предпримешь? Поясни, почему ты будешь делать именно так? 3.На полу стоит машина у нее нет одного колеса. Почему нет одного колеса у машины? Как это могло произойти? 4.Кот наловил много рыбы и нанизал ее на прутик…шел он через лесок и зацепился за ракитовый кусток, прутик сломался, как теперь ему донести свою рыбу? 5.Собирали дети ягоды в лесу…но разбилась баночка и ягоды рассыпались. Как донести ягоды домой?
*Использование игровых технологий, проблемно-поискового обучения в логопедической практике дает неоспоримое превосходство в создании нестандартных условий для принятия детьми самостоятельных решений и умозаключений. *Проблемно-поисковая ситуация – это то направление работы с детьми, которое помогает детям научиться нестандартно думать, а педагогам дает новые инновационные формы организованной коррекционной образовательной деятельности . Технология «Проблемно-поискового обучения»
http://ped-kopilka.ru/blogs/jakovleva-olga/igrovye-i-problemnye-situaci-dlja-detei-5-7-let.html Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет http://rodnaya-tropinka.ru/sotsial-noe-razvitie-doshkol-nikov-zhiznenny-e-golovolomki-dlya-detej/ Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей http://dohcolonoc.ru/cons/7778-igrovye-zadaniya-problemnye-situatsii.html Игровые задания, проблемные ситуации http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/07/kartoteka-problemnykh-situatsiy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. http://nataljyakuryshova.jimdo.com/ Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/12/10/problemnoe-obuchenie-i-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti Проблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практике http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/05/11/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-problemnogo-obucheniya-i Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике. Литература и интернет ресурсы.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Проблемно-поисковое обучение.
Организованный учителем – логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта.
Ребенок учится мыслить, экспериментировать познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.
Что же такое проблемно-поисковая ситуация.
Проблемно-поисковая ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и представляемыми требованиями, учителем – логопедом ДОУ, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по развитию проблемы.
Основные психологические условия для успешного применения методов и приемов проблемно-поискового обучения.
Проблемно-поисковая ситуация в рамках образовательного процесса должна отвечать целям формирования системы знаний.
*Проблемно-поисковые ситуации должны быть доступными для воспитанников и соответствовать возрастным требованиям к объему и содержанию знаний.
*Должны вызывать у детей собственную познавательную активность.
*Задания должны быть конкретными и опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения.
Достоинства использования технологии проблемно-поискового обучения.
1.Высокая самостоятельность детей.
2.Формирование познавательного интереса или личной мотивации ребенка.
3.Использование уже имеющихся знаний и навыков, на основе опыта (учимся предполагать - сравнивать - экспериментировать - получать новый опыт и результат - делать выводы).
Суть проблемно-поискового обучения в детском саду в практике учителя-логопеда.
Педагог создает познавательную задачу или ситуацию, и предлагает детям изыскать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания, умения, т.е. личный опыт.
*Проблемно-поисковое обучение активизирует мыслительную деятельность и придает ей критичность, приучает к самостоятельности принятия решения и высказыванию выводов и предположений.
*Основа проблемно-поискового обучения и развития – это вопросы и задания, которые предлагает детям учитель – логопед. Результативнее использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.
*Среди проблемно-поисковых вопросов которые выбирает учитель – логопед, особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся у детей опытом и вновь получаемыми знаниями и умениями.
Примеры ситуативных задач на развитие грамматических категорий.
1.Как правильнее назвать предмет для подметания пола: подметалка, уборщик, чистюльник, веник. И почему?
2.Как называется гриб, который растет в осиновой роще: осиновик, осиновый, подосиновик. Какое слово подходит и почему? (аналогично со словом подберезовый).
3.Бабушка просила принести ей клубки ниток для вязания, но внучка забыла, какие именно. Она помнит только, что бабушка просила принести …самый большой…самые пушистые…самые яркие и т.д.
Примеры ситуативных задач на формирования фонематического слуха с элементами обучение грамоте.
1.Учитель – логопед показывает незнакомую букву и предлагает детям опираясь на иллюстрационный ряд назвать слова – названия изображения, далее предлагает назвать букву с которой начинается каждое название.
2.Учитель – логопед предлагает назвать, что изображено на картинках и записать эти названия. Далее спрашивает детей о том, как можно без умения писать буквы записать слова.
Например, задания связанные с графическим изображением слов – схема слова (штрихи, разноцветные точки- квадраты…синий, зеленый, красный). Далее по мере знакомства с написанием печатных букв, начинается звуко - буквенный анализ и печатание слов.
3.Учитель – логопед предлагает послушать слово ЗАМОК (КРУЖКИ, УСЫ, ОЧКИ и т.д.) и предлагает нарисовать картинку к данному слову.
Спрашивает почему рисунки получились разные, ведь слова были одинаковые?
4.Учитель логопед показывает картинки КОТ-КИТ и т.п. и спрашивает, что будет если гласные буквы поменяются местами, т.е кот стане – китом, кит станет котом и т.д.
5.Слова КОТ и МЯУ давно дружили между собой, но однажды приятели решили сосчитать. Сколько в них слогов и в результате поссорились, что их огорчило и как их помирить?
Примеры ситуативных задач на развитие связной речи.
Учитель – логопед предлагает послушать предложения – ситуации:
1.«У тебя зазвонил телефон, что ты скажешь, если возьмешь трубку?»
2.Ты пошел в лес за грибами с папой и немного заблудился, что ты будешь делать? Почему и для чего? Как ты будешь это делать?
*На прогулке по зоопарку, ты потерялся. Что ты предпримешь? Поясни, почему ты будешь делать именно так?
3.На полу стоит машина у нее нет одного колеса. Почему нет одного колеса у машины? Как это могло произойти?
4.Кот наловил много рыбы и нанизал ее на прутик…шел он через лесок и зацепился за ракитовый кусток, прутик сломался, как теперь ему донести свою рыбу?
5.Собирали дети ягоды в лесу…но разбилась баночка и ягоды рассыпались. Как донести ягоды домой?
Технология «Проблемно-поискового обучения».
Использование игровых технологий, проблемно-поисковое обучения в логопедической практике дает неоспоримое превосходство в создании нестандартных условий для принятия детьми самостоятельных решений и умозаключений.
*Проблемно-поисковая ситуация – это то направление работы с детьми, которое помогает детям научиться нестандартно думать,
а педагогам дает новые инновационные формы организованной коррекционной образовательной деятельности.
Используемая литература.
http://ped-kopilka.ru/blogs/jakovleva-olga/igrovye-i-problemnye-situaci-dlja-detei-5-7-let.html
Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет
http://rodnaya-tropinka.ru/sotsial-noe-razvitie-doshkol-nikov-zhiznenny-e-golovolomki-dlya-detej/
Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей
http://dohcolonoc.ru/cons/7778-igrovye-zadaniya-problemnye-situatsii.html
Игровые задания, проблемные ситуации
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
http://nataljyakuryshova.jimdo.com/
Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.
Проблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практике
Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»
629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,
г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47
E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,
ИНН/КПП 89030343333/890301001
Выступление на РП(М)О «Коррекционная педагогика» по теме: «Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда».
Учитель-логопед:
Сулимова Н.М.
Надым 2019 г.