проблемно-поисковая-обучения.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Сулимова Наталья Михайловна

Проблемно-поисковое обучение.

Организованный учителем – логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта.

Ребенок учится мыслить, экспериментировать познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.

Что же такое проблемно-поисковая ситуация.

Проблемно-поисковая ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и представляемыми требованиями,  учителем – логопедом ДОУ, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по развитию проблемы.

Основные психологические условия для успешного применения методов и приемов проблемно-поискового обучения.

Проблемно-поисковая ситуация в рамках образовательного процесса должна отвечать целям формирования системы знаний.

*Проблемно-поисковые ситуации должны быть доступными для воспитанников и соответствовать возрастным требованиям к объему и содержанию знаний.

*Должны вызывать у детей собственную познавательную активность.

*Задания должны быть конкретными и опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения.

Достоинства использования технологии проблемно-поискового обучения.

1.Высокая самостоятельность детей.

2.Формирование познавательного интереса или личной мотивации ребенка.

3.Использование уже имеющихся знаний и навыков, на основе опыта (учимся  предполагать - сравнивать - экспериментировать - получать новый опыт и результат - делать выводы).

 

Суть проблемно-поискового обучения в детском саду в практике учителя-логопеда.

Педагог создает познавательную задачу или ситуацию, и предлагает детям изыскать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания, умения, т.е. личный опыт.

*Проблемно-поисковое обучение активизирует мыслительную деятельность и придает ей критичность, приучает к самостоятельности принятия решения и высказыванию выводов и предположений.

*Основа проблемно-поискового обучения и развития – это вопросы и задания, которые предлагает детям учитель – логопед. Результативнее использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

*Среди проблемно-поисковых вопросов которые выбирает учитель – логопед, особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся у детей опытом и вновь получаемыми знаниями и умениями.

Примеры ситуативных задач на развитие грамматических категорий.

1.Как правильнее назвать предмет для подметания пола: подметалка, уборщик, чистюльник, веник. И почему?

2.Как называется гриб, который растет в осиновой роще: осиновик, осиновый, подосиновик. Какое слово подходит и почему? (аналогично со словом подберезовый).

3.Бабушка просила принести ей клубки ниток для вязания, но внучка забыла, какие именно. Она помнит только, что бабушка просила принести …самый  большой…самые пушистые…самые яркие и т.д.

Примеры ситуативных задач на формирования фонематического слуха с элементами обучение грамоте.

1.Учитель – логопед показывает незнакомую букву и предлагает детям опираясь на иллюстрационный ряд назвать слова – названия изображения, далее предлагает назвать букву с которой начинается каждое название.

2.Учитель – логопед предлагает назвать, что изображено на картинках и записать эти названия. Далее спрашивает детей о том, как можно без умения писать буквы записать слова.

Например, задания связанные с графическим изображением слов – схема слова (штрихи, разноцветные точки- квадраты…синий, зеленый, красный). Далее по мере знакомства с написанием печатных букв, начинается звуко - буквенный анализ и печатание слов.

3.Учитель – логопед предлагает послушать слово ЗАМОК (КРУЖКИ, УСЫ, ОЧКИ и т.д.) и предлагает нарисовать картинку к данному слову.

Спрашивает почему рисунки получились разные, ведь слова были одинаковые?

4.Учитель логопед показывает картинки КОТ-КИТ и т.п. и спрашивает, что будет если гласные буквы поменяются местами, т.е кот стане – китом, кит станет котом и т.д.

5.Слова КОТ и МЯУ давно дружили между собой, но однажды приятели решили сосчитать. Сколько в них слогов и в результате поссорились, что их огорчило и как их помирить?

Примеры ситуативных задач на развитие связной речи.

Учитель – логопед предлагает послушать предложения – ситуации:

1.«У тебя зазвонил телефон, что ты скажешь, если возьмешь трубку?»

2.Ты пошел в лес за грибами с папой и немного заблудился, что ты будешь делать? Почему и для чего? Как ты будешь это делать?

*На прогулке по зоопарку, ты потерялся. Что ты предпримешь? Поясни, почему ты будешь делать именно так?

3.На полу стоит машина у нее нет одного колеса. Почему нет одного колеса у машины? Как это могло произойти?

4.Кот наловил много рыбы и нанизал ее на прутик…шел он через лесок и зацепился за ракитовый кусток, прутик сломался, как теперь ему донести свою рыбу?

5.Собирали дети ягоды в лесу…но разбилась баночка и ягоды рассыпались. Как донести ягоды домой?

Технология «Проблемно-поискового обучения».

Использование игровых технологий, проблемно-поисковое обучения в логопедической практике дает неоспоримое превосходство в создании нестандартных условий для принятия детьми самостоятельных решений и умозаключений.

*Проблемно-поисковая ситуация – это то направление работы с детьми, которое помогает детям научиться нестандартно думать,

а педагогам дает новые инновационные формы организованной коррекционной образовательной деятельности.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon dlya_rpmo_vystuplenie_sulimovoy_n.m.ppt1.58 МБ
Файл doklad_sulimovoy_n.m.docx20.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование технологии проблемно-поискового обучения в работе логопеда ДОУ» МДОУ «Аленький цветочек» г.Надыма» учитель-логопед: Сулимова Наталья Михайловна

Слайд 2

Проблемно-поисковое обучение Организованный учителем – логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта. Ребенок учится мыслить, экспериментировать познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.

Слайд 3

Что же такое проблемно-поисковая ситуация? Проблемно-поисковая ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и представляемыми требованиями учителем – логопедом ДОУ, а так же активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по разрешению проблемы.

Слайд 4

Основные психологические условия для успешного применения методов и приемов проблемно-поискового обучения. *Проблемно-поисковая ситуация в рамках образовательного процесса должна отвечать целям формирования системы знаний. *Проблемно-поисковые ситуации должны быть доступными для воспитанников и соответствовать возрастным требованиям к объему и содержанию знаний. *Должны вызывать у детей собственную познавательную активность. *Задания должны быть конкретными и опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения.

Слайд 5

Достоинства использования технологии проблемно-поискового обучения. 1.Высокая самостоятельность детей. 2.Формирование познавательного интереса или личной мотивации ребенка. 3.Использование уже имеющихся знаний и навыков, на основе опыта (учимся предполагать - сравнивать - экспериментировать - получать новый опыт и результат - делать выводы).

Слайд 6

Суть проблемно-поискового обучения в детском саду в практике учителя - логопеда *Педагог создает познавательную задачу или ситуацию, и предлагает детям изыскать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания, умения, т.е. личный опыт. *Проблемно-поисковое обучение активизирует мыслительную деятельность и придает ей критичность, приучает к самостоятельности принятия решения и высказыванию выводов и предположений. *Основа проблемно-поискового обучения и развития – это вопросы и задания, которые предлагает детям учитель – логопед. Результативнее использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. *Среди проблемных вопросов которые выбирает учитель – логопед, особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся у детей опытом и вновь получаемыми знаниями и умениями.

Слайд 7

Примеры ситуативных задач на развитие грамматических категорий. 1.Как правильнее назвать предмет для подметания пола: подметалка, уборщик, чистюльник, веник. И почему? 2.Как называется гриб, который растет в осиновой роще: осиновик, осиновый, подосиновик. Какое слово подходит и почему? (аналогично со словом подберезовый). 3.Бабушка просила принести ей клубки ниток для вязания, но внучка забыла, какие именно. Она помнит только, что бабушка просила принести …самый большой…самые пушистые…самые яркие и т.д.

Слайд 8

Примеры ситуативных задач на формирование фонематического слуха с элементами обучения грамоте 1.Учитель – логопед показывает незнакомую букву и предлагает детям опираясь на иллюстрационный ряд назвать слова – названия изображения, далее предлагает назвать букву с которой начинается каждое название. 2.Учитель – логопед предлагает назвать, что изображено на картинках и записать эти названия. Далее спрашивает детей о том, как можно без умения писать буквы записать слова. Например, задания связанные с графическим изображением слов – схема слова (штрихи, разноцветные точки- квадраты…синий, зеленый, красный). Далее по мере знакомства с написанием печатных букв, начинается звуко - буквенный анализ и печатание слов.

Слайд 9

Примеры ситуативных задач на развитие связной речи Учитель – логопед предлагает послушать предложения – ситуации: 1.«У тебя зазвонил телефон, что ты скажешь, если возьмешь трубку?» 2.Ты пошел в лес за грибами с папой и немного заблудился, что ты будешь делать? Почему и для чего? Как ты будешь это делать? *На прогулке по зоопарку, ты потерялся. Что ты предпримешь? Поясни, почему ты будешь делать именно так? 3.На полу стоит машина у нее нет одного колеса. Почему нет одного колеса у машины? Как это могло произойти? 4.Кот наловил много рыбы и нанизал ее на прутик…шел он через лесок и зацепился за ракитовый кусток, прутик сломался, как теперь ему донести свою рыбу? 5.Собирали дети ягоды в лесу…но разбилась баночка и ягоды рассыпались. Как донести ягоды домой?

Слайд 10

*Использование игровых технологий, проблемно-поискового обучения в логопедической практике дает неоспоримое превосходство в создании нестандартных условий для принятия детьми самостоятельных решений и умозаключений. *Проблемно-поисковая ситуация – это то направление работы с детьми, которое помогает детям научиться нестандартно думать, а педагогам дает новые инновационные формы организованной коррекционной образовательной деятельности . Технология «Проблемно-поискового обучения»

Слайд 11

http://ped-kopilka.ru/blogs/jakovleva-olga/igrovye-i-problemnye-situaci-dlja-detei-5-7-let.html Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет http://rodnaya-tropinka.ru/sotsial-noe-razvitie-doshkol-nikov-zhiznenny-e-golovolomki-dlya-detej/ Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей http://dohcolonoc.ru/cons/7778-igrovye-zadaniya-problemnye-situatsii.html Игровые задания, проблемные ситуации http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/07/kartoteka-problemnykh-situatsiy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. http://nataljyakuryshova.jimdo.com/ Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/12/10/problemnoe-obuchenie-i-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti Проблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практике http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/05/11/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-problemnogo-obucheniya-i Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике. Литература и интернет ресурсы.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Проблемно-поисковое обучение.

Организованный учителем – логопедом детского сада, способ активного взаимодействия с воспитанником, в рамках проблемно-поискового обучения, строится на основе своего опыта.

Ребенок учится мыслить, экспериментировать познавая, творчески усваивать знания о уже знакомых и незнакомых предметах и их свойствах.

Что же такое проблемно-поисковая ситуация.

Проблемно-поисковая ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и представляемыми требованиями,  учителем – логопедом ДОУ, а также активная самостоятельная поисковая деятельность учащихся по развитию проблемы.

Основные психологические условия для успешного применения методов и приемов проблемно-поискового обучения.

Проблемно-поисковая ситуация в рамках образовательного процесса должна отвечать целям формирования системы знаний.

*Проблемно-поисковые ситуации должны быть доступными для воспитанников и соответствовать возрастным требованиям к объему и содержанию знаний.

*Должны вызывать у детей собственную познавательную активность.

*Задания должны быть конкретными и опираться на уже имеющиеся знания, навыки и умения.

Достоинства использования технологии проблемно-поискового обучения.

1.Высокая самостоятельность детей.

2.Формирование познавательного интереса или личной мотивации ребенка.

3.Использование уже имеющихся знаний и навыков, на основе опыта (учимся  предполагать - сравнивать - экспериментировать - получать новый опыт и результат - делать выводы).

Суть проблемно-поискового обучения в детском саду в практике учителя-логопеда.

Педагог создает познавательную задачу или ситуацию, и предлагает детям изыскать средства ее решения, используя раннее усвоенные знания, умения, т.е. личный опыт.

*Проблемно-поисковое обучение активизирует мыслительную деятельность и придает ей критичность, приучает к самостоятельности принятия решения и высказыванию выводов и предположений.

*Основа проблемно-поискового обучения и развития – это вопросы и задания, которые предлагает детям учитель – логопед. Результативнее использовать вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия.

*Среди проблемно-поисковых вопросов которые выбирает учитель – логопед, особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся у детей опытом и вновь получаемыми знаниями и умениями.

Примеры ситуативных задач на развитие грамматических категорий.

1.Как правильнее назвать предмет для подметания пола: подметалка, уборщик, чистюльник, веник. И почему?

2.Как называется гриб, который растет в осиновой роще: осиновик, осиновый, подосиновик. Какое слово подходит и почему? (аналогично со словом подберезовый).

3.Бабушка просила принести ей клубки ниток для вязания, но внучка забыла, какие именно. Она помнит только, что бабушка просила принести …самый  большой…самые пушистые…самые яркие и т.д.

Примеры ситуативных задач на формирования фонематического слуха с элементами обучение грамоте.

1.Учитель – логопед показывает незнакомую букву и предлагает детям опираясь на иллюстрационный ряд назвать слова – названия изображения, далее предлагает назвать букву с которой начинается каждое название.

2.Учитель – логопед предлагает назвать, что изображено на картинках и записать эти названия. Далее спрашивает детей о том, как можно без умения писать буквы записать слова.

Например, задания связанные с графическим изображением слов – схема слова (штрихи, разноцветные точки- квадраты…синий, зеленый, красный). Далее по мере знакомства с написанием печатных букв, начинается звуко - буквенный анализ и печатание слов.

3.Учитель – логопед предлагает послушать слово ЗАМОК (КРУЖКИ, УСЫ, ОЧКИ и т.д.) и предлагает нарисовать картинку к данному слову.

Спрашивает почему рисунки получились разные, ведь слова были одинаковые?

4.Учитель логопед показывает картинки КОТ-КИТ и т.п. и спрашивает, что будет если гласные буквы поменяются местами, т.е кот стане – китом, кит станет котом и т.д.

5.Слова КОТ и МЯУ давно дружили между собой, но однажды приятели решили сосчитать. Сколько в них слогов и в результате поссорились, что их огорчило и как их помирить?

Примеры ситуативных задач на развитие связной речи.

Учитель – логопед предлагает послушать предложения – ситуации:

1.«У тебя зазвонил телефон, что ты скажешь, если возьмешь трубку?»

2.Ты пошел в лес за грибами с папой и немного заблудился, что ты будешь делать? Почему и для чего? Как ты будешь это делать?

*На прогулке по зоопарку, ты потерялся. Что ты предпримешь? Поясни, почему ты будешь делать именно так?

3.На полу стоит машина у нее нет одного колеса. Почему нет одного колеса у машины? Как это могло произойти?

4.Кот наловил много рыбы и нанизал ее на прутик…шел он через лесок и зацепился за ракитовый кусток, прутик сломался, как теперь ему донести свою рыбу?

5.Собирали дети ягоды в лесу…но разбилась баночка и ягоды рассыпались. Как донести ягоды домой?

Технология «Проблемно-поискового обучения».

Использование игровых технологий, проблемно-поисковое обучения в логопедической практике дает неоспоримое превосходство в создании нестандартных условий для принятия детьми самостоятельных решений и умозаключений.

*Проблемно-поисковая ситуация – это то направление работы с детьми, которое помогает детям научиться нестандартно думать,

а педагогам дает новые инновационные формы организованной коррекционной образовательной деятельности. 

Используемая литература.

http://ped-kopilka.ru/blogs/jakovleva-olga/igrovye-i-problemnye-situaci-dlja-detei-5-7-let.html 

Игровые и проблемные ситуации для детей 5-7 лет

http://rodnaya-tropinka.ru/sotsial-noe-razvitie-doshkol-nikov-zhiznenny-e-golovolomki-dlya-detej/ 

Социальное развитие дошкольников: жизненные головоломки для детей 

http://dohcolonoc.ru/cons/7778-igrovye-zadaniya-problemnye-situatsii.html 

Игровые задания, проблемные ситуации

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/01/07/kartoteka-problemnykh-situatsiy-dlya-detey-starshego-doshkolnogo 

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

http://nataljyakuryshova.jimdo.com/ 

Картотека проблемных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2011/12/10/problemnoe-obuchenie-i-organizatsiya-proektnoy-deyatelnosti 

Проблемное обучение и организация проектной деятельности в логопедической практике

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2012/05/11/ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-problemnogo-obucheniya-i 

Использование игровых технологий, проблемного обучения и организация проектной деятельности в логопедической практике.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ,

г. Надым, ул. Набережная им. Оруджева С.А., дом 35 тел/факс 8 (3499) 52-35-42, 52-35-47

E-mail: Alenkiy5tsvetochek@mail.ru ОКПО 321317749 ОГРН 1158903000233,

ИНН/КПП 89030343333/890301001

Выступление на РП(М)О «Коррекционная педагогика» по теме: «Использование проблемно-поисковых технологий в работе учителя-логопеда».

                                                                               Учитель-логопед:

                                                                                   Сулимова Н.М.

                                           

                                           Надым 2019 г.