массаж кистей рук
статья по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Массаж кистей рук.
В настоящее время широко распространено использование приемов логопедического массажа для коррекции речевых нарушений. Это обусловлено тем, что в основе любой патологии лежат нарушения мышечного тонуса и кровоснабжения мышц артикуляционного аппарата. А использование приемов массажа приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, усилению кровообращения и в дальнейшем служит отличной основой для начала успешной коррекционной работы.
Массаж кистей рук является подготовительным этапом к массажу мимической и жевательной мускулатуры шеи и лица, так как знакомит ребенка с приемами массажа, с используемым оборудованием и, что очень важно, создает положительный эмоциональный настрой.
Поглаживание кисти руки.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной сторон кисти от кончиков пальцев до лучезапястного сустава.
(Имя ребенка) кремчиком помажем,
Ручки ей (ему) сейчас погладим.
|
|
Поглаживание каждого пальчика.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: щипцеобразное поглаживание каждого пальчика ведущей руки от кончика пальца к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.
|
Круговое поглаживание кисти руки.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхности кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).
|
|
Круговое поглаживание тыльной стороны кисти зондом-вилочкой.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа, зонд-вилочка (автор Новикова Е.В.).
Ход: спиралевидное поглаживание тыльной поверхности кисти руки зондом-вилочкой.
|
Круговое поглаживание ладонной стороны кисти зондом-вилочкой.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа, зонд-вилочка (автор Новикова Е.В.).
Ход: спиралевидное поглаживание ладонной поверхности кисти руки зондом-вилочкой.
|
Круговое поглаживание каждого пальчика зондом-вилочкой.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа, зонд-вилочка (автор Новикова Е.В.).
Ход: спиралевидное поглаживание каждого пальчика зондом-вилочкой.
|
Постукивание (обкол) каждого пальчика зондом-вилочкой.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа, зонд-вилочка (автор Новикова Е.В.).
Ход: обкол каждого пальчика руки зондом-вилочкой, по направлению от кончиков пальцев к основанию по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.
|
Постукивание (обкол) ладонной стороны кисти зондом-вилочкой.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа, зонд-вилочка (автор Новикова Е.В.).
Ход: обкол ладонной поверхности кисти руки зондом-вилочкой, по направлению от пальцев к лучезапястному суставу.
|
Пощипывание тыльной стороны кисти.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: пощипывающие движения осуществляются указательным, средним и большим пальцами.
|
Вибрационные движения по каждому пальчику.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: колебательные движения на каждом пальчике руки от кончика пальца к основанию по тыльной и ладонной поверхностям, движения осуществляются большим (по тыльной стороне) и указательным (по ладонной стороне) пальцами.
|
Растирание кончиков пальцев.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: спиралевидное растирание каждого пальчика руки от кончика пальца к основанию по тыльной и ладонной поверхностям.
|
Растирание ладони до чувства жжения.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: прямолинейное растирание ладонной стороны кисти, быстрые ритмичные движения вперед – назад.
|
Растирание запястий.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: круговое растирание лучезапястного сустава с тыльной стороны кисти руки. Выполняется большими пальцами обеих рук.
|
Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: круговое растирание осуществляется вторыми фалангами 2-3 пальцев (указательного, среднего, безымянного), сжатых в кулак.
|
Надавливание на кончики пальцев.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: рука ребенка лежит на столе ладонью вверх, придерживая ее одной рукой, другой поочередно надавливать на кончики пальцев.
|
Разминание каждого пальчика.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: разминание каждого пальчика руки по тыльной, ладонной и боковым поверхностям.
|
Разминание ладонной впадины.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: разминание (сдвигание) ладонной впадины, движение осуществляется указательным средним и безымянным пальцами.
|
Поднятие (отгибание) каждого пальчика.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: рука ребенка лежит на столе ладонью вниз зафиксированная в лучезапястном суставе, поочередно приподнимать вверх до максимального положения каждый палец.
|
Сгибание каждого пальчика.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: рука ребенка лежит на столе ладонью вверх, придерживая ее одной рукой, другой поочередно сгибать пальцы ребенка.
|
Круговые движения каждым пальцем.
Цель: нормализация мышечного тонуса.
Задачи: - укрепление и стимуляция мышц,
- ознакомление ребенка с приемами массажа,
- подготовка к проведению основного логопедического массажа артикуляторного аппарата.
Оборудование: спирт медицинский, вата (ватные диски), крем для массажа.
Ход: рука ребенка согнута в локтевом суставе, локоть опирается на стол. Так же рука ребенка фиксируется в лучезапястном суставе. Производить круговое движение поочередно каждым пальцем руки.
|
Использованная литература
- Архипова Е.Ф. “Логопедический массаж при дизартрии. – 2-е изд., испр. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.- 123, [5] с.: (Библиотека логопеда)
- Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика: Практическое пособие.- Спб.: ООО “Издательство “Корона.Век”, 2011.- 80 с., ил.
- Малюкова И. “Игровой массаж как средство подготовки руки к письму”//Дошкольное воспитание – 2008.- №2 – с. 79-82
- Микляева Ю.В. Логопедический массаж и гимнастика. Работа над звукопроизношением. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 112 с.: ил. – (Популярная логопедия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина, самомассаж кистей рук)
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий (точечный массаж речевой мускулатуры, самомассаж профессора Ф.Р. Ауглина,самомассаж...
игровой массаж кистей рук
Игровой самомассаж кистей рук явлеятся самым эффективным развивающим средством для нормально развивающегося ребенка ....
Советы родителям:"Чем полезен массаж кистей рук дошкольнику".
Данная статья содержит практические рекомендации родителям о пользе массажа кистей рук дошкольника....
Развиваем мелкую моторику с помощью массажа кистей рук
Уже давно научно доказано, что на кончиках пальцев расположено громадное количество нервных окончаний и точек, тесно связанных с деятельностью головного мозга и отвечающих за корректное функционирован...
Речевой материал для массажа кистей рук шариком Су-джок
Речевой материал для массажа кистей рук шариком Су-джок...
Массаж кистей рук и пальцев для развития мозга
Консультация для родителей...