Дисграфия, дислексия
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Яковлева Галина Михайловна

Расстройство чтения и письма у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №29

Консультация для родителей:

«Расстройство чтения и письма»

Подготовила:

 учитель – логопед,

Яковлева Г.М.

Раменский район 2019г

Расстройство чтения и письма

    Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи (дисграфия и дислексия) у детей в настоящее время является одной из самых актуальных задач логопедии.

  Дислексические и дисграфические расстройства у детей выражаются различно: от отдельных затруднений при чтении и письме до полной невозможности овладеть этими навыками. При дислексиях у детей с трудом формируется навык чтения. Дети плохо удерживают в памяти графический образ букв и не могут их сливать в слоги и слова. При дислексии во время чтения наблюдаются своеобразные ошибки: перестановки букв, смешение букв, сходных по начертанию, пропуски строчек и т.п. чтение протекает крайне медленно и часто носит угадывающий характер (чтение по догадке). Одновременно с нарушением чтения у таких детей отмечаются и затруднения в овладении письмом. Дети не могут соединить буквы в слова, а из слов составить фразы; они пишут слова с большими искажениями их буквенного состава. В письме таких детей наблюдаются характерные замены букв, пропуски и перестановки букв и слогов.

Такие дети плохо заучивают стихи, слабо воспроизводят графический ритм, а также затрудняются в названии дней недели, месяцев, букв алфавита и т.д.

  Нарушение чтения и письма рассматриваются как результат недостаточной подготовленности ранних ступеней языкового развития к переходу на последующие его ступени, т.е. как результат недоразвития устной речи.

 Акт чтения и письма осуществляется слаженной работой целого ряда физиологических компонентов, участвующих в организации этого процесса. В процессах чтения и письма принимают участие различные анализаторы: слуховой, зрительный и двигательный. Нарушение любого из анализаторов создает отклонение в нормальном протекании указанных актов.

О.А. Токарева выделяет три вида дисграфий: акустическую, оптическую, моторную.

При акустической дисграфии отмечаются недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие звукового анализа и синтеза. Частыми являются смешения и пропуски, замены букв, обозначающих звуки, сходные по артикуляции и звучанию, а также отражение неправильного звукопроизношения на письме.

Оптическая дисграфия обусловлена неустойчевостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками. В различные моменты буквы воспринимаются по – разному. Вследствие недостаточности зрительного восприятия они смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л, б-д, п-т, н-к.

Моторная дисграфия характерезуется трудностями движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов слов с их звуковыми и зрительными образами.

  О.А. Токарева рассматривает нарушения письменной речи в зависимости от того, какой из анализаторов первично нарушен. С учетом нарушения слухового, зрительного или двигательного анализатора автор выделяет акустические, оптические и моторные нарушения чтения. Наиболее распространенными, по мнению автора, являются дислексии, связанные с акустическими расстройствами.

При акустической дислексии отмечаются недифференцированность слухового восприятия, недостаточное развитие  

Изучение современной зарубежной литературы по данному вопросу показывает, что проблема расстройств, чтения и письма у детей в настоящее время весьма актуальна.

  Основная задача логопеда состоит в том, чтобы своевременно выявить  и предупредить нарушения письма и чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

«Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии, дислексии) у детей дошкольного возраста»

Проблема нарушений письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получ...

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии Основные направления коррекционной работы

Материалы для составления коррекционного маршрута Коррекция нарушений письма и чтения у младших школьников (по Р.И. Лалаевой, Л.С. Волковой) Вид дисграфии, дислексии. Основные направления коррек...

Реферат: Коррекционнао-логопедическая работа по предупреждению дисграфии, дислексии у дошкольников как условие результативной деятельности учителя-логопеда.

Профилактика дислексии и дисграфии - актуальная проблема в современных условиях.Предепреждение нарушения чтения и письма - одно из приоритетных направлений деятельности учителя - логопеда в условиях д...

Дисграфия, дислексия.

Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов...

консультация для родителей. Дисграфия. Дислексия

консультация для родителей. Дисграфия. Дислексия...

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»

Методическая разработка «Предупреждение дисграфии, дислексии у дошкольников с речевыми нарушениями»...