Развитие речи детей в семье
статья по логопедии (младшая группа)
В данном материале рассказывается как родители могут помочь своему ребенку в развиитии речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_v_seme.docx | 33.56 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ. ПОСОБИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ДЛЯ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО СЕМИ ЛЕТ
Развитие речи ребенка на третьем году жизни
Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы восприятие, мышление, память.
На третьем году жизни у малыша интенсивно развивается мышление: он начинает сравнивать одни предметы с другими, устанавливать между ними простейшие связи, обобщать предметы по сходным признакам. Внимание его становится более устойчивым: он может, не отвлекаясь, спокойно слушать, что ему рассказывает или читает взрослый. С развитием речи совершенствуется восприятие и память малыша. Он начинает воспринимать и правильно осмысливать содержание небольших рассказов, коротких сказок, может вслед за взрослым повторить довольно сложные слова и ((зразы. Возрастающий интерес ребенка к предметам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться и получить информацию или помощь он может, только овладев речью. Это и является главным стимулом к ее усвоению. Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к трем годам он достигает примерно 1000–1200слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. Наряду с расширением словаря и уточнением произношения в этом возрасте происходит дальнейшее усвоение грамматического строя родного языка. Ребенок свободно связывает несколько слов в целые предложения (Мама, ты куда пося (пошла)?), согласуя их в роде, числе и падеже, хотя в грамматическом отношении его речь еще не всегда правильна. В разговоре со взрослыми малыш в основном пользуется простыми предложениями. Он настолько уже владеет речью, что может объяснить, что ему нужно, рассказать то, что он видел, он легко общается с незнакомыми людьми, со сверстниками.
На третьем году жизни ребенок осваивает ряд новых звуков, начинает произносить мягкие свистящие: [с’], [з’], смягченное [ц] (цяпля вместо цапля), звук [л’]. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения.
Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: сяпка (шапка), зюк (жук), цяйник (чайник), сенок (щепок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: тясы (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: сапка вместо шапка; твердые свистящие – мягкими свистящими: сянки (сапки), зяйка (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: ыба (рыба), гия (гиря), ябоко (яблоко), двель (дверь), голюби (голуби), мей (мел).
Своевременное развитие речи у всех здоровых, умственно полноценных детей происходит лишь в том случае, если окружающие ребенка близкие люди общаются с ним с первых месяцев его жизни. Вызвать тревогу у родителей должен малыш, который на третьем году жизни говорит мало или почти не говорит. В таком случае необходимо выяснить причины отставания развития речи.
Запаздывание речи обусловлено следующими причинами: во-первых, заболеванием ушей и носоглотки, а также длительными тяжелыми заболеваниями, которые приводят к физическому истощению; во-вторых, задержку в развитии речи вызывают и различные поражения центральной нервной системы, которые сопровождаются общей умственной отсталостью, в-третьих, недостатками воспитания, когда ребенок не получает от взрослых достаточно внимания, когда с ним не занимаются. В первых двух случаях необходимо как можно скорее обратиться к врачу, чтобы своевременно начать лечение. В случае педагогической запущенности ребенка следует заняться исправлением имеющихся в воспитании ребенка ошибок. Нельзя забывать, что чем дольше длится отставание в развитии речи, тем труднее наверстать упущенное и тем пагубнее последствия. Иногда отставание речи, начавшееся в раннем детстве и вовремя не исправленное, может привести к значительной задержке умственного развития ребенка”, – писал ученый H. М. Щелованов. Поэтому постоянное внимание к речи ребенка – важная задача его воспитания: надо помогать ему расширять словарный запас, исправлять неточности в грамматическом строе его речи, учить правильно строить предложения и, конечно же, отвечать на его многочисленные вопросы.
Развитие речи тесно связано с расширением круга представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях. Малыш сможет рассказывать о предмете только тогда, когда будет иметь достаточно ясное представление о нем, знать о его назначении, способе применения.
Ребенка в этом возрасте интересует все, что он видит вокруг, и начинается пора бесконечных вопросов: “Что это? Почему? Зачем?”. Родители не должны оставлять их без внимания. Получив ответ на интересующий его вопрос, малыш чаще будет обращаться к взрослым, что, в свою очередь, развивает его речь. Взрослые, давая правильные и доступные пониманию ребенка объяснения, развивают пытливость его ума, стремление узнать, попять.
Па третьем году жизни малыш уже знаком со многими предметами – это игрушки, одежда, посуда, продукты питания, мебель, то есть предметы, которые он ежедневно видит, которыми постоянно пользуется. Однако он не всегда знает, как некоторые из них называются, для какой цели служат, как ими пользоваться. Для того чтобы расширить представления малыша об этих предметах, не только называйте их, но и указывайте их назначение, некоторые свойства, качества: “Это сахарница. В ней лежит сахар. Это лопата, ей копают землю”. Ребенок, конечно, не сразу начнет использовать новые слова в речи. Сначала он научится находить эти предметы среди других. И лишь при многократном повторении не только усвоит, как называются предметы, но и включит эти слова в свой активный словарь.
Чтобы проверить, как ребенок усваивает новые слова, понятия, спустя некоторое время спросите его, что это за предмет, зачем он нужен. Например, зачем нужна тарелка, чашка, блюдце; зачем нужен стол, стул. Некоторые дети старшего возраста нередко понимают назначение предмета однозначно. Например, считают, что бумага нужна только для того, чтобы на ней рисовать. Поэтому уже на данном возрастном этапе расширяйте круг представлений о предметах, имеющих разнообразное назначение.
Словарь ребенка этого возраста еще довольно беден прилагательными.
Поэтому обращайте его внимание на цвет предметов, их величину, форму. Это не только обогатит речь ребенка, сделает его высказывания более развернутыми, полными, по также расширит представления об окружающем мире.
Когда вы приходите из магазина с покупками, не торопитесь выкладывать их на стол. Сделайте это вместе с сыном или дочерью. Вынув из сумки помидор, спросите малыша: “Что это?” – “Помидор”, – ответит он. “Какого цвета помидор?”. Если малыш не знает, скажите: “Красный”. Предложите повторить это слово. А потом укажите на форму: “Помидор круглый, как шарик, как маленький мячик” (то есть сравните его с другими предметами, которые уже хорошо знакомы ребенку). Потом вместе с малышом выньте из сумки остальные овощи: огурцы, лук, морковь, редиску. Если он не сможет назвать их, подскажите ему, укажите цвет, форму, сравните с уже известными ему овощами.
Взрослый всегда может найти повод обратить внимание ребенка на качество, свойство предмета, на величину, цвет или форму: “У папы шарф белый, а у нашей Тани – синий, у папы чашка большая, а у Тани – маленькая” и т. д.
Рассматривая вместе с малышом цветные иллюстрации, картинки, спросите его, что изображено на картинке, какого цвета предмет. “Вова, это что?” – спрашиваете вы, показывая на шар. “Шар”, – отвечает он. “Какого цвета шар?” Если ребенок не знает, то называете сами: “Этот шар желтый” (слово желтый выделите голосом). Затем, чтобы проверить, как ребенок запомнил и усвоил это слово, спросите его: “Какой шар у мальчика?”.
Если на картинке изображено два или несколько одинаковых предметов, но разных по величине или цвету, то, после того как ребенок назовет их, спросите его, одинаковы они или нет. Если ребенок не может сказать, чем они отличаются, помогите ему: “Эта кукла большая. А эта кукла маленькая. Покажи мне, где маленькая кукла, где большая, где кукла в красном платье, где в белом”. Так ребенок не только усвоит и запомнит величину и цвет предметов, но и научится сопоставлять, сравнивать, различать, объединять сходные явления. И пусть вас на данном этапе не беспокоит, что малыш неправильно произносит некоторые слова, говорит бальсой или клясный вместо большой, красный. Важно, чтобы он правильно устанавливал связь между величиной, цветом и словом, их обозначающим.
Рассматривая с малышом картинки в книге, комментируйте увиденное: “Вот зеленый шарик, он круглый, его держит девочка” и т. д. Предложите ребенку самому назвать предмет (“Кто это? Что это?”) и указать действие (“Что делает?”). Если малыш не знаком с предметом или названием действия, ответьте сами, а потом попросите ребенка повторить слова.
Называйте действия, которые совершают люди, сам ребенок: мама шьет, бабушка вяжет. Причем глаголы следует употреблять не только в настоящем времени, но и в прошедшем, в будущем: я стирала, гладила, варила кашу, писала письмо; я буду стирать, гладить, варить кашу, писать письмо. Спросите его во время игры, что он делает. “Я играю”, – ответит малыш. После игры поинтересуйтесь, что он только что делал: играл, мыл руки. Спросите его, что оп будет делать потом. Если ребенок допустил ошибку, поправьте его.
Новые, незнакомые предметы ребенку хочется потрогать, хорошенько рассмотреть, узнать, что с ними делать. Избегайте постоянных “нельзя”, “не смей”, “не трогай”. Если ребенка заинтересовал тот или иной предмет, назовите его, расскажите о его свойствах, качествах. Так, если на улице внимание малыша привлекла кошка или собака, то подойдите к ней, рассмотрите как следует: скажите малышу какая кошка красивая, какая у нее полосатая спинка, белые лапки, длинные усы и хвост.
Дома подберите картинки с изображением разных животных: кошки, собаки, коровы, лошади. Внимательно рассмотрите их вместе с ребенком, предложите ему показать, кто где изображен.
Знакомство ребенка с животным миром начинается довольно рано. Ему покупают игрушки, изображающие тех или иных животных, читают о них сказки, стихи, некоторых он видит на улице, дома. Но если малыш легко запоминает и правильно называет взрослых домашних животных, то часто допускает ошибки, говоря об их детенышах, например: щенка называет собачкой, теленка – коровкой, а у свиньи, как правило, не поросята, а свинята. Подберите рисунки (или иллюстрации из книг) с изображением некоторых домашних животных и их детенышей (кошка с котенком, собака с щенком и т. п.), чтобы поупражнять ребенка в правильности образования слов. Рассмотрите их, назовите изображенных животных, скажите, что у кошки – котята, и т. д. Затем предложите ребенку показать, где какое животное (детеныш): “Света, где кошка? А где котята?”. Потом пусть малыш сам назовет их. Так постепенно приучайте ребенка без опоры на картинки правильно образовывать слова.
Развитию понимания речи, расширению пассивного и активного словаря ребенка, уточнению значений слов способствуют, например, такие задания: среди нескольких игрушек (картинок) найти нужную – слона, зайку, крокодила; найти игрушку нужного цвета – зеленый, красный или желтый кубик, шар; назвать предметы, их цвет, величину (мяч красный, машина большая).
Чтобы речь была понятна слушателям, мало иметь определенный запас слов, надо еще уметь правильно их связывать между собой, то есть грамматически правильно употреблять.
На третьем году жизни ребенок строит более сложные предложения, чем на ранних возрастных этапах. В его речи появляются прилагательные, союзы, предлоги, которыми он начинает пользоваться, по еще не всегда верно. Для уточнения и закрепления правильного употребления предлогов (сначала простых, а потом и сложных) задавайте ребенку такие вопросы, отвечая на которые он вынужден употребить их. Посадите куклу на стол и спросите: “Где кукла?” (На столе.) Затем поставьте машину под стол и спросите малыша: “Где машина?” (Под столом.) Потом положите куклу в коробку и спросите: “Где кукла?” (Кукла в коробке.) Так не только уточняется пространственное представление ребенка о месте нахождения предметов, но и закрепляется правильность употребления некоторых простых предлогов: на, в, под и др. Если ребенок затрудняется или дает неправильные ответы, поправьте его.
Часто в этом возрасте ребенок допускает ошибки в согласовании слов один, много с существительными во множественном числе. Рассматривая вместе с ребенком картинки, попросите его показать, на какой из них изображено одно яблоко (один карандаш), а на какой их много (яблок, карандашей). Затем спросите, сколько яблок на том или ином рисунке, сколько карандашей, сколько тех или иных предметов находится в комнате: стульев, книг, тарелок, столов.
Расширению словарного запаса, уточнению значений слов очень помогают совместные игры взрослого и ребенка. Так, рассказывая, что вы делаете, одновременно обращайтесь к ребенку с вопросами: “Сейчас мы с тобой построим дом для мишки. Из красных кубиков мы сделаем стены. Из каких кубиков мы сделаем стены?” – “Из красных”, – включается в разговор ребенок. “Для крыши нам нужны зеленые кубики. А где у нас зеленые кубики?” – “Вот они”, – говорит ребенок, подавая зеленые кубики. “Какая у нас будет крыша?” – “Зеленая”, – говорит ребенок. “А теперь что нам надо сделать, чтобы мишка мог войти в дом?” Если ребенок затрудняется, скажите: “Дверь”.
В общении с ребенком необходимо учитывать уровень его речевого развития, использовать простые и короткие фразы, употреблять слова, доступные и понятные малышу. Но в то же время старайтесь разнообразить свою речь, используйте эпитеты, сравнения, синонимы (слова, близкие по значению).
Дети с большим удовольствием слушают сказки, рассказы (небольшие по объему и несложные по содержанию). Одни и те же произведения им можно читать и рассказывать по нескольку раз, интерес от этого к ним, как правило, не снижается. После того как книга прочитана, поговорите с ребенком о ее персонажах, об их характерах, задайте ему несколько вопросов, попросите рассказать содержание.
Ребенок в этом возрасте с удовольствием договаривает в знакомом ему стихотворении целые слова, строчки. При чтении следует чаще делать паузы, чтобы дать возможность ребенку вставить нужное слово (получается как бы совместное чтение).
Детские книги должны всегда находиться в доступном для малыша месте, чтобы он мог самостоятельно пользоваться ими (рассматривать иллюстрации, рассказывать их содержание мишке, кукле). Приучайте ребенка бережно относиться к книгам. Если они порваны, “полечите” их.
Способность ребенка легко подражать речи взрослых благоприятствует формированию звуковой стороны речи: малыш учится правильно произносить звуки родного языка, внятно и отчетливо воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, правильно пользоваться темпом, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения, в свою очередь, формируются на основе хорошо развитого слухового восприятия (умение слышать и слушать речь окружающих) благодаря четкой работе артикуляционного аппарата. Поэтому очень важно приучать ребенка прислушиваться к окружающим его звукам, отличать на слух разные звучания; укреплять артикуляционный аппарат, то есть развивать подвижность мышц, которые принимают участие в образовании звуков.
Развитию слухового восприятия помогут разного рода звуковые игры, например:
• “Угадай, что звучит”. Подберите 3–4 звучащие игрушки: погремушку, детские музыкальные инструменты (барабан, дудку, звоночек); заводную машинку. Сначала дайте малышу послушать, какой “голос” у каждой игрушки; затем предложите ему отвернуться и воспроизведите звуки. Ребенок должен отгадать, какая игрушка звучала.
• “Угадай, где звучит”. Ребенок отворачивается, а взрослый хлопает в ладоши, гремит погремушкой слева, справа, вверху или внизу. Малыш должен определить, откуда исходит звук. Если в доме есть портативный приемник (или магнитофон), то взрослый, включив его, прячет в легкодоступном для ребенка месте. Малыш должен угадать, откуда исходит звук.
• “Угадай, чей это голос”. Предварительно познакомьте ребенка с тем, что предметы, животные и насекомые могут издавать тот или иной звук, или подберите такие звукоподражания, с которыми он был знаком ранее. Малый! должен угадать, какому предмету, животному или насекомому вы подражаете: “У-у-у” (гудку паровоза), “мяу-мяу” (мяуканью кошки), “тик-так” (тиканью часов), “з-з-з” (жужжанию комарика), “ж-ж-ж” (жужжанию жука).
• “Угадай, какие тикают часы”. Предложите ребенку послушать, как тикают большие (настенные) часы (громко произнесите “тик-так”), а как ходят маленькие (наручные) часики (произнесите “тик-так” тихо). Затем, повторяя данное звукосочетание то громко, то тихо, предложите малышу определить, когда тикают большие часы, а когда маленькие часики.
Одновременно с развитием слухового восприятия необходимо улучшать произносительную сторону речи: укреплять мышцы артикуляционного аппарата, воспитывать правильное произношение звуков.
У большинства детей третьего года жизни движения языка, губ, нижней челюсти вялы, замедленны, часто неточны, координация более мелких движений несовершенна. Поэтому ребенок произносит многие звуки неправильно, неточно употребляет более сложные слова.
Эти несовершенства пе следует считать отклонением от нормы, они физиологически вполне оправданы и закономерны. Но, разумеется, не стоит ждать, пока они исчезнут сами: необходимо выполнять специальные упражнения в игровой форме, так как именно в игре ребенок может многократно повторять одни и те же звуки, слова, не испытывая при этом особой усталости, и тем самым упражнять и укреплять свой речевой аппарат.
Так, например, предложите ребенку уложить куклу (мишку или зайчика) спать. А для того чтобы кукла быстро уснула, ей надо спеть песенку. Протяжно произнесите звук [а] (а-а-а…), обращая внимание ребенка на то, как надо широко открывать рот. Затем попросите малыша спеть песню кукле (мишке, зайчику).
Для развития подвижности мышц языка можно использовать такое упражнение, как слизывание языком варенья с губ (намажьте ребенку губы вареньем и предложите круговыми движениями языка вокруг рта слизать варенье с губ).
Подвижность губ развивает следующее упражнение: ребенок должен улыбнуться так, чтобы видны были все зубы, затем вытянуть губы трубочкой.
Быстрой переключаемости мышце одного движения на другое способствует упражнение, имитирующее плач ребенка у-у-у-а-а-а (губы при произнесении звука [у] вытягиваются трубочкой, напряжены; при произнесении звука [а] расслаблены, рот открыт широко), или воспроизведение гула самолета у-у-у одновременно с имитацией ржания лошади и-и-и.
При воспроизведении звуков обращайте внимание на то, чтобы все движения ребенок производил правильно, а звуки произносил ясно.
Игры и упражнения для укрепления мышц артикуляционного аппарата направлены прежде всего на формирование у ребенка правильного произношения звуков и слов. Но сначала ребенок должен освоить каждый звук в отдельности. Поэтому работу по выработке правильного произношения звуков в словах следует начинать с закрепления их в изолированном виде, затем в небольших звукосочетаниях, в словах, а потом добиваться правильного и отчетливого их произнесения в речи.
Для уточнения и закрепления правильного произношения звуков предлагаем несколько простых игр.
Звук [а]
• “Покажи, как плачет Ляля”. Протяжно, громко и отчетливо произнесите звук [а] (а-а-а…), демонстрируя, что кукла Ляля плачет. Затем предложите малышу воспроизвести плач куклы. Следите за тем, чтобы ребенок достаточно широко открывал рот, четко и ясно произносил звук.
Звук [у]
• “Самолет”. Предложите ребенку послушать, как гудит самолет: произнести отчетливо и протяжно звук [у]. Затем предложите малышу воспроизвести гул самолета. При произнесении звука ребенок вытягивает губы вперед, отчетливо, протяжно и достаточно громко произносит звук [у].
Звук [и]
• “Лошадка”. Покажите ребенку лошадку (игрушку, картинку), а потом как она кричит (ржет): произнесите протяжно и громко звук [и] (и-и-и…). Затем попросите малыша показать, как кричит лошадка. При произнесении звука губы ребенка должны быть растянуты; звук произносится отчетливо, внятно и громко.
Звук [о]
• “У Ляли болят зубки”. Скажите: “У Ляли болят зубки, и она стонет вот так: о-о-о…” Затем предложите ребенку показать, как стонет Ляля, когда у нее болят зубки. При произнесении звука [о] следите за тем, чтобы губы ребенка слегка вытягивались вперед, были ровно округлены, а звук произносился отчетливо, ясно и достаточно громко.
Звук [э]
Предложите ребенку послушать, как кричит козочка (мэ-э…) и как кричит овечка (бэ-э…). При произнесении звука [э] губы ребенка должны быть растянуты, по в меньшей степени, чем при произнесении звука [и]. Следите за тем, чтобы звук произносился отчетливо, ясно и достаточно громко.
Для закрепления звуков [а], [у], [и], [о], [э] предложите ребенку правильно и четко произнести их в словах (аист, Аня, ухо, утка, иглы, осы, ослик, Эдик).
Для уточнения и закрепления правильного произнесения звуков [м], [п], [б], [в], [ф], [т], [д], [н], [к], [г], [x] можно использовать звукоподражания: корова мычит – му-у… Мышка пищит – пи-и… пи-и… Машина гудит – би-би-би-биип. Лягушка квакает – ква-ква… Собака лает – ав-ав… Дятел стучит клювом – тук-тук-тук. Звонок звенит – дииь-динь-дипь… Дудка дудит – ду-ду… Покатаемся на лошадке – но-но-но… Курица кудахчет – ко-ко-ко
Гусь гогочет – га-га-га… Малыш смеется – ха-ха-ха.
Эти звукосочетания можно использовать для развития слухового восприятия: вы произносите то или иное звукосочетание, а ребенок угадывает, какому животному оно принадлежит.
Ребенка надо научить не только четко и правильно произносить звуки в словах, по и говорить достаточно громко, в умеренном темпе, используя интонационные средства выразительности.
Часто дети говорят тихо потому, что еще не умеют экономно и достаточно сильно выдыхать воздух, то есть управлять своим речевым дыханием. Дело в том, что в процессе речи вдох и выдох человека значительно отличаются от обычного физиологического дыхания, то есть от дыхания в покое. Если при дыхании в покое вдох и выдох по своей продолжительности почти одинаковы и осуществляются через нос, то в процессе речи вдох совершается быстро, а выдох значительно удлиняется и производится через ротовую полость. Маленькие дети в процессе речи не умеют рационально расходовать воздух. Поэтому начиная с двухлетнего возраста необходимо воспитывать у ребенка правильное речевое дыхание.
Сила и продолжительность выдоха обеспечивают плавность речи, своевременное формирование звуков, достаточную громкость голоса. Так, например, ребенок, нерационально использующий выдох, часто вынужден добирать воздух в середине фразы и даже слова, отчего нарушается плавность высказывания. У некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [р] лишь по той причине, что они не могут произвести достаточно сильный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при его произнесении.
Для того чтобы научить ребенка продолжительному, плавному и сильному выдоху, предложите ему сдувать с руки небольшие бумажки, кусочки ваты (летят пушинки, снежинки), летом сдувать пушинки с одуванчиков (летят парашютики), приводить в движение бумажные вертушки (ветерок дует на мельницу). Вдох ребенок должен совершать, не поднимая плеч, а выдох производить непрерывно (предложите ребенку сдуть с руки несколько бумажек одним выдохом – бумажки расположите на ладошке так, чтобы они находились друг от друга на некотором расстоянии).
Для тренировки дыхания можно произносить на одном выдохе протяжно гласные звуки – паровоз гудит у-у… Попросите малыша слитно произнести звукосочетание ау, при этом переход от звука [a] к звуку [у] должен быть сделан без дополнительного вдоха.
Если даже после всех упражнений ребенок говорит тихо, сделайте вид, что вы не слышите его, не понимаете, что он просит, и предложите ему повторить свою просьбу погромче.
В процессе работы над речевым дыханием одежда малыша должна быть свободной, то есть не стеснять шею, грудь, живот; помещение хорошо проветрено. Нельзя проводить занятия сразу после еды (лучше через 1,5–2 часа).
Для развития у ребенка умения менять громкость голоса предложите ему игру “Кто как кричит”.
• “Кто как кричит”. Расскажите ребенку, что большая собака лает громко (произнесите ав-ав громко), а маленькая тихо (произнесите ав-ав тихо). Предложите ему показать, как лает большая и маленькая собака. Ребенок воспроизводит лай большой собаки, громко произнося это звукосочетание, лай щенка – тихо.
Если же малыш торопится высказать свои мысли, говорит очень быстро, то ему необходимо напоминать о том, что надо говорить медленнее, показывать, в каком темпе надо говорить, предлагать вместе произнести фразу, а также следить за своей речью.
Ребенок этого возраста может уже пользоваться и интонационными средствами выразительности речи (изменять голос по высоте и силе, правильно делать паузы, смысловое ударение, менять темп речи в зависимости от характера высказывания). Малыши обычно рано перенимают от взрослых тон и манеру их речи. Живая, эмоциональная речь взрослых служит хорошим образцом для подражания. Поэтому, рассказывая или читая ребенку сказку, не забывайте о выразительности своей речи.
Малыш может только тогда правильно передавать интонации, когда он хорошо понимает то, о чем говорит. Поэтому сказки, рассказы надо подбирать с учетом возраста ребенка.
Рассматривание и называние предметов, нарисованных в детских книгах, заучивание и воспроизведение небольших стихов и потешек будут способствовать обогащению словаря, развитию связной и интонационно выразительной речи, а также закреплению правильного произношения звуков, выработке внятного и отчетливого произнесения слов. Постоянные занятия с ребенком помогут ему своевременно усвоить звуки, увеличить словарный запас, научиться правильно строить фразы, говорить ясно и понятно для окружающих.
У ребенка третьего года жизни проверьте
• Какими частями речи он пользуется (употребляет ли в своей речи прилагательные, числительные, местоимения, наречия), как часто применяет обобщающие слова (например, кровать, стол, стул называет одним словом мебель)?
• Какие виды предложений использует ребенок: простые, распространенные, сложноподчиненные; из какого количества слов составляет их?
• Как часто задает вопросы, как передает содержание небольших рассказов, сказок (по вопросам), использует ли при этом интонационные средства выразительности?
• Какие звуки произносит правильно, какие неправильно, какие совсем не произносит?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей в семье
Консультация для родителей...
Игры и игровые упражнения, направленных на развитие речи детей в семье
Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка, и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.К сожалению, современная семья переживает кризис, и поэтому многие дети испыт...
Развитие речи детей в семье и в условиях детского сада
Роль педагога-психолога в речевом развитии дошкольников...
Консультация "Развитие речи детей в семье".
консультация...
родителькое собрание "Развитие речи детей. Роль семьи в развитии речи ребенка"
Предлагаю конспект родителького собрания по теме "Речевое развитие детей". Родители остались довольными: "Любовь Анатольевна! Вы всегда придумаете что-нибудь интересное для нас. Выдумщица!" на собрани...
«Развитие речи детей в семье»
Консультация для родителей...
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье
Игры и игровые упражнения, направленные на развитие речи детей в семье...