КОЛЛАЖИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
КОЛЛАЖИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В настоящее время одним из самых популярных направлений в логопедической работе является атр-терапия. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию речи. Главная цель: повышение мотивации к логопедическим занятиям и коррекция речевых нарушений, используя эффективные методы, а именно элементы арт-терапии. В статье описану игры и упражнения которые успешно использую на своих занятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры и упражнения для коллажа на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
КОЛЛАЖИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Гринько Г.А.
МОУ «Бадарминская СОШ»
В настоящее время одним из самых популярных направлений в логопедической работе является атр-терапия. Она отличается мягкостью и одновременно эффективностью воздействия на эмоциональную сферу и способствует развитию речи. Главная цель: повышение мотивации к логопедическим занятиям и коррекция речевых нарушений, используя эффективные методы, а именно элементы арт-терапии.
Задачи: формирование позитивного эмоционального фона; развитие мелкой моторики руки и высших психических функций: мышления, воображения, речи.
Существует достаточно много отдельных видов и направлений в арт-терапии. К основным видам можно отнести: Песочную терапию – занятия с использованием специально организованной песочницы. Сказкотерапию – дети с логопедом изучают готовые сказки, проигрывают их, меняют начало или окончание, пишут свои сказки, тем самым развивают речь. Поэтому в моей коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает арт-терапия. Создание специальных условий в коррекционной работе с детьми-логопатами тем, самым повышается мотивация к занятиям, дети легче усваивают программный материал и быстрее автоматизируются поставленные звуки. Для эффективного способа подачи материала и обеспечения успешного освоения коррекционно-образовательных задач оптимальным средством является метод «Коллажирования».
Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
С помощью приема коллажирования у ребенка расширяется словарный запас, развивается связная речь, зрительная память и словесно - логическое мышление, стимулируется познавательный интерес, создается положительная мотивация к логопедическим занятиям. Кроме того, коллаж это один из эффективных методов в работе с современными детьми, у которых преобладает клиповое мышление. Работа с коллажем сама по себе подразумевает быстрое переключение с одного смыслового объекта на другой. Применение коллажей на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях, а так же и целях диагностики нарушений речи. В своей педагогической практике я использую следующие коллажи:
Коллажи на автоматизацию и дифференциацию звуков (с,з,ш,ж, р,л)
- Назвать, что изображено на коллаже.
- Назвать звук, который есть в названии каждого, изображенного на коллаже предмета.
- Провести, дорожки проговаривая автоматизированный звук.
- Назвать слова, в которых заданный звук стоит первым, последним, находится в середине слова.
- Назвать слова с определенным количеством слогов.
- Приклеить на коллаже предметы, название которых подходит к заданной схеме.
- Посчитать предметы, изображенные на коллаже от 1 до 5. Согласование существительных с числительными 1,2,3,4,5.
- Составить предложения из четырех, пяти и более слов по определенной картинке.
- Узнать предмет по его описанию.
- Составить рассказ - описание, загадку - описание по предложенному плану.
- Составить небольшой творческий рассказ с использованием максимального количества картинок, изображенных на коллаже.
- Игра "Запомни и назови". Развитие зрительного внимания, памяти.
- Игра «Засели домики» (в одном домике живут слова-картинки в названии, которых слышится звук «ш», в другом слова со звуком «ж»).
- Игра «Назови соседей» (в одном домике живут слова-картинки в названии, которых слышится звук «ш», в другом слова со звуком «ж»)
Коллаж "Определи первый звук в слове"
Цель: Упражнять детей в выделении первого звука в слове.
На коллаже 12 изображений: арбуз, автобус, ананас, утюг, удочка, утка, индюк, иголка, игрушки, ослик, осы, обруч. У детей - карточки с буквами.
Ход игры: Дети по очереди называют изображения, определяют 1 звук в слове, и кладут карточку с соответствующей буквой на изображение предмета.
Коллаж "Соберём урожай"
Цель: Упражнять детей в определении твердости, мягкости звуков, дифференциации звуков Л, ЛЬ, Л - Р, закрепить обобщающие понятия овощи, фрукты.
В центре коллажа изображены корзинка синего цвета и ваза синего цвета. Вокруг них - изображения овощи и фрукты, в названиях которых есть твердые и мягкие звуки Л или ЛЬ (слива, свекла, лук, лимон, апельсин, баклажан). Л-Р (лайм, абрикос, мандарин, персик, гранат, груша, яблоко, морковь, картофель, петрушка, помидор, огурец, горох, редис, редька, репа, перец, виноград).
Ход игры: Дети должны назвать, что изображено на коллаже. Затем "сложить" в корзинку овощи, в названии которых есть твердый звук Л , а в вазу - фрукты, названии которых есть мягкий звук ЛЬ.
Коллаж "Магазин"
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Р - Л, С - Ш.
На коллаже изображены предметы одежды, посуды, игрушки в названии которых встречаются звуки Р, Л, С, Ш: рубашка, сарафан, свитер, платок, платье, машинка, кувшин, стакан, вилка, миска, сковорода, лошадка, сумка, игрушка, леденец, полотенце, мыло, шарф, шапка, самокат, лодка, карандаш.
Деньги - бумажные карточки с буквами Р, Л, С, Ш.
Ход игры: Логопед раздает детям карточки с буквами и объясняет правила игры: "Я буду продавцом, а вы покупатели. На свои "деньги" вы можете купить в магазине различные предметы. На деньги "С" можно купить те предметы, в названии которых есть звук С, на деньги "Р" - вещи со звуком Р. Если уплатите правильно, я продам вам товар".
Коллаж «Засели домики», «Назови соседей», «Кто с кем дружит?»
Цель: Упражнять детей в дифференциации звуков Ж – Ш
На коллаже изображения двух домиков с окошечками. Приготовить картинки в названии, которых звук «Ж», «Ш» в разных позициях.
Ход игры: Дети должны назвать и приклеить картинки. Затем "поселить" в нужный домик со звуком «Ж», «Ш». Игра усложняется например, на первый этаж селятся картинки- слова, начинающиеся на звук «Ж», второй этаж - звук с середине слова, третий этаж – в конце слова.
«Кто с кем дружит?». Дети составляют предложения с данными картинками, автоматизируя поставленный звук.
В процессе выполнения данных заданий дети-логопаты становятся активными участниками логопедического занятия. У них повышается мотивация к коррекционным занятиям, желание еще прийти на занятия к логопеду, с увлечением закрепить поставленные звуки, составляя самостоятельно коллаж, выполняя домашнее задания.
Коллажи применяю при диагностике речевых нарушений у дошкольников. При исследовании словарного запаса детей по темам: "Овощи", "Фрукты", "Одежда", "Мебель", "Игрушки", состояние звукопроизношения и при исследовании слоговой структуры слов.
Список использованной литературы
1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. - СПб., 2000.
2. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1981.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М., 1990.
4. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. - СПб, 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками"
В данной работе подобраны упражнения для детей дошкольного возраста, которые комплексно могут влиять на развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка. Поскольку у дошкольников преобладает конк...
Использование игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации звуков в логопедической работе с дошкольниками
Одна из проблем, встречающихся в логопедической работе с дошкольниками, заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.Коноваленко С. В. выделила несколько причин ...
Игры в логопедической работе с дошкольниками.
Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребенку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окр...
Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.
В материале рассказывается о методе "куклотерапии". Влияние этого метода на исправление и развитие речи дошкольника....
Метод "куклотерапии" в логопедической работе с дошкольниками.
В материале рассказывается о методе "куклотерапии" и его влиянии на развитие речи, исправление речевых недостатков....
Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"
Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...
КОЛЛАЖИРОВАНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Использование коллажа....