Консультация для педагогов и родителей: «Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Осипян Эгинэ Камоевна

В консультации представлены методические рекомендации по правильному выполнению артикуляционной гимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей:

«Развитие артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста».

       Четкость и правильность произнесения звуков речи зависит от подвижности и точности движений органов артикуляции. Точность, сила движений и их амплитуда развиваются постепенно, в течение первых 4-5 лет жизни ребенка. Общепризнанный способ формирования движений органов речи – артикуляционная гимнастика, с помощью которой осуществляется тренировка движений языка, губ, щек и формируются артикуляционные уклады звуков речи.

       В отечественной логопедии сложились определенные правила проведения артикуляционной гимнастики:

  1. в любом упражнении все движения осуществляются последовательно, с паузами перед каждым движением;
  2. сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, потом зеркало убирают;
  3. все упражнения выполняются осознанно (описывается положение органов при выполнении);

     4.    каждому упражнению дается название;

     5.  к каждому упражнению подбирается образ – наглядное представление («тонкий « язык вперед – «иголочка»);

     6.   при выполнении упражнения ребенка приучают внимательно слушать инструкцию, точно ее исполнять;

     7. упражнения бывают динамическими (артикуляционные движения) и статическими (удержание артикуляционных поз).

   Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует:

  1. улучшению кровоснабжения и иннервации артикуляционных органов;
  2. улучшению подвижности губ, языка, нижней челюсти;
  3. укреплению мышечной системы языка, губ, щек;
  4. увеличению амплитуды движений органов артикуляции;
  5. уменьшению спастичности артикуляционных мышц;
  6. выработке навыка удержания артикуляционной позы;
  7. подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков.

   Буденная Т.В. условно выделяет четыре комплекса артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (приложение 1).

   Для детей второй младшей группы предназначен первый комплекс артикуляционной гимнастики. С детьми упражнения проводятся в игровой форме. Объем требований к их выполнению не велик. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых в дальнейшем будет трудно развивать и совершенствовать движения органов артикуляции.

   Для детей средней группы предназначен второй комплекс артикуляционной гимнастики. В средней группе требования к выполнению  упражнений повышаются. На основе ранее приобретенных детьми простейших навыков органы артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются.

   Для детей старшей группы предназначен третий комплекс артикуляционной гимнастики. В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы с одного уклада на другой.

   Для детей подготовительной к школе группы предназначен четвертый комплекс артикуляционной гимнастики. В подготовительной группе требования к выполнению  упражнений высокие.

   Таким образом, ряд авторов (Буденная Т.В., Пятница Т.В., Ткаченко Т.А. и др.) отвечают, что роль развития артикуляционного аппарата посредством артикуляционной гимнастики велика, так как выполнение артикуляционной гимнастики способствует четкости и правильности произнесения звуков, вырабатывает движения артикуляционного аппарата и формирует артикуляционные уклады звуков речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по теме: «Развитие валеологического сознания у детей дошкольного возраста»

Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучение здоровому образу жизни и формирование правильному отношению к своему здоровью. В отношении к здоровью проявляется уровень сформир...

Советы для родителей Упражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста

Советы для родителейУпражнения для развития артикуляционного аппарата у детей дошкольного возраста...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через не традиционные техники рисования»

laquo;Рука развивает мозг» - это утверждение уже многократно доказано. На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальн...

Консультация для педагогов: "Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста"

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое см...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Консультация для педагогов и родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

В настоящее время многие родители уделяют больше внимание обучению детей чтению, иностранным языкам, математике чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...