Обучение детей рассказыванию по картине.
статья по логопедии (подготовительная группа)
Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Виды работ для обучения составлению рассказов по картине. | 19.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи занимает центральное место в подготовке ребёнка к школе, так как одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка можно считать богатство его речи. Чтение книг, рассматривание предметов и картин, наблюдение за природой делают наиболее полным общение детей со взрослыми и сверстниками, в ходе которого они учатся отвечать на вопросы и задавать их, рассказывать о своих впечатлениях. Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе с детьми с ОНР. Работа по обучению рассказыванию по картинам строится с учётом выявленных у детей речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития и ведётся от простого к сложному. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР, на которую я опиралась при составлении перспективного планирования по обучению детей с ОНР составлению рассказов по картине, освещена в ряде научных и научно - методических трудов по логопедии.
При проведении занятий по обучению рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи:
- закрепление и развитие у детей навыков речевого общения;
- формирование навыков планирования развёрнутых связных высказываний (формирование представлений о структуре текста - начало, середина, конец; развитие умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить текст, соблюдение последовательности в передаче событий);
- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;
- активизация и развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- развитие визуальной грамотности (формирование навыков смотрения, детального рассматривания, выделение главного в изображении, обобщение увиденного);
- воспитание нравственных качеств личности: доброты, отзывчивости, способности к сопереживанию.
При обучении детей составлению рассказов по картине необходимы вспомогательные средства, облегчающие планирование ребёнком развёрнутого высказывания. Одним из таких средств является наглядность. В качестве второго вспомогательного средства можно выделить моделирование (схемы, пиктограммы, предметные картинки).
При работе над серией сюжетных картинок у детей формируется представление об основных принципах построения связного сообщения, так как серия картинок и является планом рассказа. Можно использовать следующие виды работ:
- установление последовательности серии;
- определить, какой картинки не хватает;
- найти лишнюю картинку;
- подобрать к одной сюжетной картинке отдельные предметные изображения;
- выделить главную мысль в каждой картинке серии и изобразить её в виде пиктограммы.
Для составления рассказов по сюжетным картинам мы используем многофигурные картинки с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок. Также детям предлагаем жанровую живопись, способную взволновать, вызвать желание обсудить увиденное: репродукции картин В.М. Васнецова и др. Дети должны научиться выражать своё отношение к изображённому на картине, видеть особенности композиции картины, цветовой палитры, чувствовать мастерство художника и его настроение. При составлении рассказов по картине можно в качестве плана использовать символы или опираться на предметные картинки (коллаж):
- вопросительный знак (название картины);
- место действия;
- время действия;
- карточки со стрелками, обозначающие композицию картины (передний план, центральная часть, задний план картины);
- действующие лица, изображённые на картине;
- действия героев картины;
- их одежда;
- настроение и характер действующих лиц;
- цветовая палитра;
- «сердце» (чувства, вызываемые картиной).
При разборе картины с использованием символов дети усваивают примерную схему последовательного описания, после чего можно переходить к описанию пейзажной картины. Одна из основных задач при этой работе - развитие образной речи, что идёт через эмоциональную сторону восприятия картины. Дети учатся подбирать сравнения, образные выражения.
Работа над картиной проводится на индивидуальных и подгрупповых занятиях. В процессе подготовительной работы дети учатся анализировать и обобщать изображённое на картине. На фронтальном занятии дети составляют рассказ по картине, логично и связно передавая содержание, употребляя разнообразную лексику, образные сравнения.
Игры, которые можно использовать при обучении рассказыванию по картине.
«Сыщики»
Цель: детальное рассматривание картины.
Оборудование: картина, закрытая белым листом бумаги с вырезом в виде лупы.
Ход игры: - кого (что) видим? Внимательно рассмотрите и опишите до мельчайших подробностей.
«Разведчики»
Цель: развивать умение выделять все значимые объекты картины, подбирать (рисовать) символы.
Оборудование: картина, символы, чистая бумага, фломастеры.
Ход игры: Дети рассматривают картину, называют все объекты, а логопед схематично зарисовывает каждый объект или выкладывает заранее подобранные символы. Так же дети могут самостоятельно схематично зарисовать объекты.
«Палитра»
Цель: развивать умение различать цвета и их оттенки. Развивать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
Оборудование: картина; палитра с набором цветов, используемых в картине.
Ход игры: I вариант: дети рассматривают картину и называют цвета, использованные художником.
II вариант: дети рассматривают картину. Логопед просит детей называть только те объекты, про которые можно сказать «голубой», только те, про которые скажем «голубая», «голубое», «голубые».
III вариант: перед детьми чёрно-белый вариант картины. Дети должны сказать, какого цвета были объекты картины.
«Актёры»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти, пространственного восприятия.
Оборудование: картина.
Ход игры: I вариант: логопед просит ребёнка передать позу того или иного персонажа картины, остальные дети оценивают точность изображения.
II вариант: ребёнок изображает персонаж картины, а дети отгадывают, кто это.
«Заколдованная картина»
Цель: развитие зрительного внимания, памяти. Развитие грамматического строя речи (употребление существительных в форме Род.п. единственного и множественного числа). Закрепление умения пользоваться в речи сложными предложениями с союзом А.
Оборудование: картина, на которой объекты или части объектов закрыты изображениями других предметов.
Ход игры: I вариант: логопед просит детей внимательно рассмотреть картину и сказать, что должно быть вместо «неправильного» объекта. Например: «Вместо маяка должно быть дерево».
II вариант: логопед просит детей указывать на ошибки, используя слово А. Например: «на картине должно быть изображено дерево, а не маяк».
«Реставраторы»
Цель: Развитие зрительного внимания, памяти, аналитико-синтетической деятельности.
Оборудование: картина, разрезанные части картины; отдельные объекты картины.
Ход игры: I вариант: логопед просит детей вспомнить, как называются люди, которые «лечат» картины и просит восстановить картину из частей по образцу или по памяти.
II вариант: логопед просит восстановить картину из отдельных объектов, точно их располагая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для молодых воспитателей "Обучение детей рассказыванию по картине"
Наблюдая организованную деятельность молодых педагогов с детьми, сделала вывод, что они испытывают трудности в обучении дошкольников рассказыванию по картине. В этой консультации дана методика проведе...
Обучение детей рассказыванию по картине
Презентация предназначена для воспитателей или студентов дошкольных отделений педагогических колледжей и направлена на формирование знаний в вопросах развития монологической речи дошкольник...
Обучение детей рассказыванию по картине.
Материал из опыта работы учителя-логопеда на тему "Обучение детей рассказыванию по картине."...
Обучение детей рассказыванию по картине.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников: воспитателям, узким специалистам, психологам. Для успешного освоения программы обучения в школ...
Конспект игровой образовательной ситуации в старшей группе по обучению детей рассказыванию по картине "Ежи" с опорой на схему - алгоритм
Главная проблема современных детей состоит в том, что их с самого раннего детства окружает большое количество гаджетов (говорящие игрушки и книги, компьютерные игры и многое другое). Вследствии чего у...
« Обучение детей рассказыванию по картине»
Описание рекомендаций...
Обучение детей рассказыванию по картине.
Консультация для воспитателей. Обучение детей рассказыванию по картине....