Игровой логопедический массаж
статья по логопедии

Логопедический массаж является частью  комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка.Выбор приёмов массажа проводится дифференцированно . В статье приведены правила логопедического массажа, методика и даны некоторые комплексы массажа в сопровождении стихов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovoy_logopedicheskiy_massazh.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Игровой логопедический массаж.

     В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Ранняя коррекция отклонений в психомоторном и речевом развитии детей – одна из актуальных проблем современной логопедии.

     Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка.

     В комплексной логопедической работе применяются различные виды массажа:

- логопедический массаж мимической, артикуляторной мускулатуру;

- точечный;

- массаж с использованием механических приспособлений (зондов, шпателей и др.).

     Логопедический массаж – это совокупность приемов механического воздействия, изменяющего состояние мышц, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.

     Самым распространенным видом массажа является ручной.

Техника массажа.

     Техника массажа состоит из множества отдельных приемов, которые можно свести к основным видам:

  1. Поглаживание. Поглаживание представляет собой такой прием, при котором рука массирующего скользит по коже человека, не вызывая ее смещения, собирания в складки, и производит различные степени надавливания. Поглаживание осуществляется не только как самостоятельный прием массажа, но и как предваряющий и завершающий другие приемы.
  2.  Растирание. Растирание называется такое движение руки массирующего, когда она, произведя надавливание, смещает кожу в разных направлениях.
  3.  Разминание. Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы. При выполнении этого приема происходит растяжение нервно- мышечных волокон, в следствии чего улучшается приток проприоцептивных импульсов, идущих в центральную нервную систему, что, в свою очередь, ведет к рефлекторным изменениям в нервно-мышечном аппарат.

Выбор приемов массажа проводится дифференцированно, в зависимости от тонуса мускулатуры. При мышечных дисплазиях используется асимметричный массаж – производится разное воздействие на паретичные и здоровые мышцы.

Правила проведения логопедического массажа.

     Логопедический массаж проводится  в теплом, хорошо проветриваемом помещении, в спокойной, доброжелательной остановке. Курс массажа обычно составляет 10. 15 или 20 сеансов (в зависимости от тяжести нарушения). Длительность первых сеансов составляет от  1-2 до 5-6 минут, а в дальнейшем не должен превышать 10 – 25 минут.

Основы методики точечного массажа.

В настоящее время известно более 1700 биологически активных точек (БАТ).

Метод точечного массажа (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевой чжень) – это воздействие на точки пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж , его эффективность, отсутствие вредных влияний.

   

Аурикулярный массаж.

Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами. Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять этот метод массажа в работу с детьми.

Аурикулярный массаж очень действен, так как  информация с периферии идет непосредственно в ствол головного мозго и далее в его кору.

Комплексы массажа в сопровождении стихов.

Массаж лица.

«Снеговик»

Ох, работа не легка,

(Растереть правую и левую руку)

Лепим мы снеговика.

( Погладить лоб круговым движением по часовой стрелке)

Дружно катим снежный ком,

( Растереть по спирали подбородок от середины по направлению к ушам)

На него другой кладем,

(Погладить, а потом растереть щеки круговыми движениями)

Сверху третий ком добавим,

(Нарисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением)

Длинный нос-морковку вставим,

(Погладить нос от переносицы к кончику, от переносицы к ноздрям)

Вместо глаз возьмем монетки,

(Нажать на парные точки в области носа)

Рот мы сделаем из ветки,

(Погладить от середины верхней, нижней губы к уголкам рта)

Шляпа будет из ведра,

(Погладить голову от макушки к шее)

Снеговик готов, Ура!

(Поднять руки вверх и развести их в стороны)

Развитие мелкой моторики.

«Апельсин»

Мы делили апельсин,

Много нас, а он – один,

(Погладить центр ладошки)

Эта долька для котенка,

(Растереть большой палец)

Пришел котенок и сказал: «Спасибо» - мяу!

Эта долька для щенка,

(Растереть указательный палец)

Пришел щенок и сказал: «Спасибо» - ав!

 Эта долька для теленка,

 (Растереть средний палец)

Пришел теленок и сказал: «Спасибо» - му!

Эта долька для козленка,

(Растереть безымянный палец)

Пришел козленок и сказал: «Спасибо» - ме!

Эта долька для ребенка.

(Растереть мизинец)

Пришел Ваня ( имя ребенка, с которым проводится массаж) и сказал: «Спасибо!».

Массаж языка.

«Капуста»

Мы капусту режем, режем.

( Ребром шпателя проводим от середины языка к краям языка)

Мы капусту рубим, рубим.

(Ребром шпателя от корня языка к кончику)

Мы капусту солим, солим.

( Похлопывание по языку в направлении от корня к кончику)

Мы капусту мнем, мнем.

( Поглаживание языка из стороны в сторону)

Мы морковку трем, трем.

(Пощипывание языка в направлении от корня к кончику)

Все перемешали.

( Круговое движение языка во рту)

Маме дали, себе положили.

А теперь -  жуем.
(
Имитация  жевания).

Практикующий учитель-логопед

Фадина А.И.

Игровой логопедический массаж .

Санкт- Петербург.

2014г.

Литература:

  1. И.В.Блыскина  «Логопедический массаж», СПб «Детство-пресс». 2008
  2. Г.А.Османова, Л.А.Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений», СПб. 2013
  3. Чжу Лянь «Руководство по современной чжень-цзютерапии», Москва. 1959

Туча в небе появилась,

Тень на землю опустилась,

Разбегаться надо нам

Очень быстро по домам.

Как из бочки хлынул дождь,

Сразу лужи – не пройдешь.

К нам в окошко постучал.

И внезапно перестал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»

Автор рассматривает возможность  привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...

Игровой логопедический массаж

Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения раз...

Игровой логопедический массаж

Использование массажа в начале коррекционно-развивающих занятий создаст положительный настрой между логопедом и ребенком, будет способствоватьречевой активности, стимуляции возможностей кистей рук и р...

Игровой логопедический массаж

Комплекс упражнений для развития мелкой моторики без предметов. Большую часть упражнений выполняет логопед. Ребенок сидит за столом, его руки до локтя лежат на салфетке. Использование массажа в начале...

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....

18.02.2023 Логопедический массаж. 9 игровых приёмов.

Логопедический массаж — это один из методов, который применяется для коррекции различных речевых нарушений. Применение логопедического массажа существенно сокращает время коррекционной работы, в...