Игровой логопедический массаж
статья по логопедии
Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка.Выбор приёмов массажа проводится дифференцированно . В статье приведены правила логопедического массажа, методика и даны некоторые комплексы массажа в сопровождении стихов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoy_logopedicheskiy_massazh.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровой логопедический массаж.
В последние десятилетия возросло число детей, рождающихся с тяжелыми моторными и речевыми нарушениями. Ранняя коррекция отклонений в психомоторном и речевом развитии детей – одна из актуальных проблем современной логопедии.
Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения развития ребенка.
В комплексной логопедической работе применяются различные виды массажа:
- логопедический массаж мимической, артикуляторной мускулатуру;
- точечный;
- массаж с использованием механических приспособлений (зондов, шпателей и др.).
Логопедический массаж – это совокупность приемов механического воздействия, изменяющего состояние мышц, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Самым распространенным видом массажа является ручной.
Техника массажа.
Техника массажа состоит из множества отдельных приемов, которые можно свести к основным видам:
- Поглаживание. Поглаживание представляет собой такой прием, при котором рука массирующего скользит по коже человека, не вызывая ее смещения, собирания в складки, и производит различные степени надавливания. Поглаживание осуществляется не только как самостоятельный прием массажа, но и как предваряющий и завершающий другие приемы.
- Растирание. Растирание называется такое движение руки массирующего, когда она, произведя надавливание, смещает кожу в разных направлениях.
- Разминание. Разминание предназначено главным образом для воздействия на мышцы. При выполнении этого приема происходит растяжение нервно- мышечных волокон, в следствии чего улучшается приток проприоцептивных импульсов, идущих в центральную нервную систему, что, в свою очередь, ведет к рефлекторным изменениям в нервно-мышечном аппарат.
Выбор приемов массажа проводится дифференцированно, в зависимости от тонуса мускулатуры. При мышечных дисплазиях используется асимметричный массаж – производится разное воздействие на паретичные и здоровые мышцы.
Правила проведения логопедического массажа.
Логопедический массаж проводится в теплом, хорошо проветриваемом помещении, в спокойной, доброжелательной остановке. Курс массажа обычно составляет 10. 15 или 20 сеансов (в зависимости от тяжести нарушения). Длительность первых сеансов составляет от 1-2 до 5-6 минут, а в дальнейшем не должен превышать 10 – 25 минут.
Основы методики точечного массажа.
В настоящее время известно более 1700 биологически активных точек (БАТ).
Метод точечного массажа (точечное надавливание по Чжу Лянь, пальцевой чжень) – это воздействие на точки пальцами. Широкому распространению этого метода способствуют простота, с которой выполняется точечный массаж , его эффективность, отсутствие вредных влияний.
Аурикулярный массаж.
Обе ушные раковины массируют одновременно указательными и большими пальцами. Несложность выполнения, отсутствие противопоказаний позволяет широко внедрять этот метод массажа в работу с детьми.
Аурикулярный массаж очень действен, так как информация с периферии идет непосредственно в ствол головного мозго и далее в его кору.
Комплексы массажа в сопровождении стихов.
Массаж лица.
«Снеговик»
Ох, работа не легка,
(Растереть правую и левую руку)
Лепим мы снеговика.
( Погладить лоб круговым движением по часовой стрелке)
Дружно катим снежный ком,
( Растереть по спирали подбородок от середины по направлению к ушам)
На него другой кладем,
(Погладить, а потом растереть щеки круговыми движениями)
Сверху третий ком добавим,
(Нарисовать «очки» вокруг глаз поглаживающим движением)
Длинный нос-морковку вставим,
(Погладить нос от переносицы к кончику, от переносицы к ноздрям)
Вместо глаз возьмем монетки,
(Нажать на парные точки в области носа)
Рот мы сделаем из ветки,
(Погладить от середины верхней, нижней губы к уголкам рта)
Шляпа будет из ведра,
(Погладить голову от макушки к шее)
Снеговик готов, Ура!
(Поднять руки вверх и развести их в стороны)
Развитие мелкой моторики.
«Апельсин»
Мы делили апельсин,
Много нас, а он – один,
(Погладить центр ладошки)
Эта долька для котенка,
(Растереть большой палец)
Пришел котенок и сказал: «Спасибо» - мяу!
Эта долька для щенка,
(Растереть указательный палец)
Пришел щенок и сказал: «Спасибо» - ав!
Эта долька для теленка,
(Растереть средний палец)
Пришел теленок и сказал: «Спасибо» - му!
Эта долька для козленка,
(Растереть безымянный палец)
Пришел козленок и сказал: «Спасибо» - ме!
Эта долька для ребенка.
(Растереть мизинец)
Пришел Ваня ( имя ребенка, с которым проводится массаж) и сказал: «Спасибо!».
Массаж языка.
«Капуста»
Мы капусту режем, режем.
( Ребром шпателя проводим от середины языка к краям языка)
Мы капусту рубим, рубим.
(Ребром шпателя от корня языка к кончику)
Мы капусту солим, солим.
( Похлопывание по языку в направлении от корня к кончику)
Мы капусту мнем, мнем.
( Поглаживание языка из стороны в сторону)
Мы морковку трем, трем.
(Пощипывание языка в направлении от корня к кончику)
Все перемешали.
( Круговое движение языка во рту)
Маме дали, себе положили.
А теперь - жуем.
(Имитация жевания).
Практикующий учитель-логопед
Фадина А.И.
Игровой логопедический массаж .
Санкт- Петербург.
2014г.
Литература:
- И.В.Блыскина «Логопедический массаж», СПб «Детство-пресс». 2008
- Г.А.Османова, Л.А.Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений», СПб. 2013
- Чжу Лянь «Руководство по современной чжень-цзютерапии», Москва. 1959
Туча в небе появилась,
Тень на землю опустилась,
Разбегаться надо нам
Очень быстро по домам.
Как из бочки хлынул дождь,
Сразу лужи – не пройдешь.
К нам в окошко постучал.
И внезапно перестал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедический проект «Использование логопедического массажа и ДЕНС-терапии в коррекциии дизартрических проявлений нарушений речи дошкольников в условиях ДОУ»
Автор рассматривает возможность привлечения в реабилитационный процесс дополнительных средств воздействия на детский организм, не нарушающих естественное постоянство его внутренней среды.Одним и...
Игровой логопедический массаж
Логопедический массаж является частью комплекса лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, которые осуществляются логопедом с участием других специалистов службы сопровождения раз...
Игровой логопедический массаж
Использование массажа в начале коррекционно-развивающих занятий создаст положительный настрой между логопедом и ребенком, будет способствоватьречевой активности, стимуляции возможностей кистей рук и р...
Игровой логопедический массаж
Комплекс упражнений для развития мелкой моторики без предметов. Большую часть упражнений выполняет логопед. Ребенок сидит за столом, его руки до локтя лежат на салфетке. Использование массажа в начале...
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К НАЗНАЧЕНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
При составлении схемы логопедического массажа для коррекции тяжелых нарушений речи необходимо соблюдать определенные условия, а также учитывать некоторые противопоказаниями к проведению массажа....
18.02.2023 Логопедический массаж. 9 игровых приёмов.
Логопедический массаж — это один из методов, который применяется для коррекции различных речевых нарушений. Применение логопедического массажа существенно сокращает время коррекционной работы, в...
Логопедический массаж. 9 игровых приемов.
Советы для родителей...