Развитие речи детей
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и общения детей. Цель речевого развития детей дошкольного возраста формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.
Для общения ребенок должен владеть определенным словарным запасом. К трем годам словарь возрастает до 1000 слов. Владение словарем у детей групп 3 -4 дет находится на должном уровне. Они используют все части речи, служебные слова. Учатся понимать слова близкие и противоположные по смыслу. Воспитатели обучают детей пониманию и употреблению обобщающих слов, учат умению подбирать признаки, ознакамливают с признаками предметов. Дети групп 4 -5 лет успешно употребляют слова –обобщения, группируют предметы по определенному признаку.
Дети старшего дошкольного возраста не затрудняются в употреблении обобщаюших слов, если у детей старших групп вызывает затруднение подбор слов-антонимов, то большинство детей подготовительных групп справляется с этим заданием.
Грамматическим строем языка ребенок начинает овладевать очень рано, но даже у некоторых детей старших групп вызывает затруднение согласование имен существительных с именами числительными. Не всегда дети могут без помощи взрослого составить предложения разных типов. Почти все дети хорошо умеют сравнивать и называть предметы по размеру, цвету, величине. В норме к 5 годам дети должны правильно произносить все звуки родного языка. Однако, в большинстве случаев это умение по ряду объективных причин не сформирована. Фонематический слух сформирован недостаточно. Внешнее оформление речи далеко о совершенства. Из 72 детей средних групп лишь у 8 все благополучно с фонематическим слухом и умением правильно произносить все звуки родного языка.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы.
Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу. Дети постепенно подводятся к составлению коротких – в 3 – 4 предложения – описаний игрушек и картинок. Воспитатель через драматизацию знакомых сказок учит детей составлять высказывания и повествовательного типа.
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа.
К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, закрепляется умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его. Совершенствуется умение составлять рассказы о предметах, по картине, по набору картинок.
Как диалогическая, так и монологическая речь требуют дальнейшего совершенствования.
содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи окружающих и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребенка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение со взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространенной форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, вступать в разговор с незнакомыми людьми, встречать гостя, общаться с ним.
В старших группах следует учить более точно отвечать на вопросы, объединять в распространенном ответе реплики товарищей, отвечать на один и тот же вопрос по-разному, кратко и распространенно. Закреплять умение участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться. Особое внимание необходимо уделять умениям формулировать и задавать вопросы, в соответствии с услышанным строить ответ, дополнять, исправлять собеседника, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения других людей.
Сензитивным периодом в развитии диалогической формы речи считается возраст три года, а уже к пяти годам в большинстве случаев в полной мере сформирован.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет не только к отставаниям в овладении языка, но и к различного рода искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Сравнительная таблица форм связной речи
Характеристика
| Диалогическая речь | Монологическая речь |
Форма речи | Первичная |
Развивается на основе диалога
|
Цель | Потребность непосредственного живого общения | Сообщение о каких-либо фактах, явлениях действительности |
Возраст формирования | 3 – 5 лет | Начинает к 5 годам |
Система языка | Достаточный уровень сформированности фонетики, лексики, грамматики, синтаксиса | |
Условия коммуникации | Связность высказываний | |
Ситуация возникновения | Ситуативная | Запрограммированная (планируемая) |
Виды предложений | Реплика, вопрос – ответ, преобладание простых предложений | Связное развернутое изложение |
Невербальные средства (мимика, жесты, интонация) | Широко используется | Мало используется |
Работа педагога | Развивать |
Целенаправленно обучать
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Методическая разработка из опыта работы воспитателя группы для детей с тяжелым нарушением речи «Развитие мелкой моторики и координации движений рук – как средство развития речи детей с речевой патологией»
Мой материал будет интересен не только педагогам, но и родителям. Материал состоит из 3 частей. 1. Статья "НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ...
Конспект открытого занятия по развитию речи на тему"Развитие речи детей с помощью театрализованной деятельности по русской народной сказке"Петушок и бобовое зернышко""(для детей средней группы)
Автор конспекта воспитатель Кочадзе Ирина Владимировна...
Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 – 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей»
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать ...
Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...
Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию
Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...
Консультация для педагогов."Пальчиковые игры как средство развития речи детей. Влияние развития мелкой моторики на развитие речи у детей"
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует разви...