Проектная деятельность в образовательной организации.
статья по логопедии

Вариант проектной деятельности позволит специалистам обогатить формы, пути и средства взаимодействия детей с различным уровнем речевого и интеллектуального развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проектная деятельность62 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «...Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями

Исакова Екатерина Алексеевна (учитель-логопед)

ГБДОУ детский сад № 2 комбинированного вида

Приморского района Санкт-Петербурга

          Организуя проектную деятельность с детьми в нашей образовательной организации, мы стремимся создавать условия для освоения основных образовательных программ всеми дошкольниками, в том числе, детьми с тяжелыми нарушениями речи и сложной структурой дефекта, зафиксированные в Федеральных государственных образовательных стандартах. Представленный в статье вариант проектной деятельности позволил специалистам ГБДОУ № 2 Приморского района Санкт-Петербурга обогатить формы, пути и средства взаимодействия детей с различным уровнем речевого и интеллектуального развития [1].

           Отмечается, что спецификой метода проектной деятельности обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:

  • метод проектов, являясь методом целенаправленного практического действия, открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
  • метод проектов является педагогической технологией, обогащающей позицию ребенка в педагогическом процессе. Он является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • метод проектов – один из немногих методов, выводящих педагогический процесс из стен образовательной организации в окружающий мир, природную и социальную среду;
  • метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром;
  • метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, в самовыражении, в значимой для дошкольника деятельности;
  • метод проектов реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе, является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста -   от проекта к проекту [2, 6, 7].

       

 Проектная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем дошкольном образовательном учреждении. С 2013 года в нашем детском саду проведены следующие проекты: «Мамочка любимая» (27 ноября) – проект приурочен к Международному дню матери; «Быстрее, выше, сильнее» - приурочен к Олимпиаде в Сочи в 2014 году; «Россия – Родина моя»; «Тили-бом, загорелся Кошкин дом», «Свотофоркин»; «Сказки Чуковского»; «Люби и знай свой город» - краеведческий проект и др.

При планировании проектов мы опираемся на следующий алгоритм действия взрослых и детей, который может быть представлен следующим образом.

Первый шаг — интригующее начало, постановка проблемы, отвечающей потребностям детей.

Второй шаг — определение цели проекта, его мотивация.

Третий шаг — привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана.

Четвертый шаг — совместное движение взрослого и детей к результату.

Пятый шаг — совместный анализ выполнения проекта [2, 6, 7].

        В статье мы представляем проект, приуроченный к 70-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады, который был реализован в нашем учреждении в январе 2014 года.

Цели проекта: воспитание патриотизма, чувство гордости за свою страну, уважительного отношения к старшему поколению.

Участники проекта:

- дети дошкольного возраста (6-7 лет), имеющие разные стартовые возможности: дети в норме старшего возраста, дети с ТНР, ФФНР, дети со сложной структурой дефекта;

- учителя-логопеды, воспитатели групп, музыкальные руководители;

- родители детей, посещающих группы 12-часового пребывания;

- социальные партнеры: муниципальный совет МО «Комендантский аэродром» в лице его главы В.Н.Соловьева.

Задачи проекта:

- способствовать обогащению знаний о героическом прошлом нашего города во время Великой отечественной войны;

- создавать условия для формирования нравственных понятий у детей;

- способствовать эмоциональному развитию детей;

- создавать условия для развития речи.

В течение двух месяцев проводилась предварительная работа: чтение художественных произведений по теме, прослушивание песен и музыки военных лет, разучивание стихотворений, проведений бесед, занятия по изобразительной деятельности и ручному труду [3, 4, 5].

Наш проект активно поддерживали родители и семьи воспитанников: посещали памятные места города, помогали создавать «Книгу памяти», предоставляли материалы для выставки (письма, медали, фотографии из личных архивов), участвовали в оформлении музыкального зала.

Продукты совместной деятельности детей, родителей и педагогов:

- аудиокнига «Слушаем песни, стихи, рассказы о блокаде»;

- видеофильм «Мы видели блокаду своими глазами» по воспоминаниям живых свидетелей блокады;

- рисунки детей;

- изготовление 70 памятных гвоздик;

- декорации для оформления зала;

- интерактивная выставка по материалам семейных архивов;

- презентация к торжественному мероприятию «...Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»;

Итогом проекта стало торжественное мероприятие для воспитанников 6-7 лет. Место проведения: музыкальный зал, украшенный детскими рисунками и 70 красными гвоздиками, сделанными руками детей. Родители и воспитатели изготовили плакаты, макеты памятников.

В статье приводим краткое описание сценария торжественного мероприятия, посвященного 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда.

Дети заходят в украшенный зал и садятся на отведенные для них места.

Ведущие приветствуют ребят и объявляют тему мероприятия. На экране заставка и тема.

Звучит песня «Священная война» (композитор А. Александров).

На экране дети видят уходящих на фронт людей, сопровождающую их технику, карту, отражающую продвижение немецких войск вглубь СССР, разбитые улицы, развалины домов и плакаты, призывающие к защите города.

Ведущие эмоционально рассказывают детям о том, какие лишения терпели жители города, видят на экране крошечный кусочек хлеба, который мог получить житель Ленинграда на пропитание.

Слушают стихотворение Воронова Ю.П. «Сотый день». Это стихотворение читают дети.

Ребята своими глазами на экране видят все тяготы блокадной жизни детей и взрослых, изможденные лица жителей, хлебные карточки, бомбоубежища, паровоз «Кукушку» и фотографию маленькой девочки.

Звучит стихотворение «В дни войны» А. Барто, его исполняет ребенок.

Дети видят на экране листочки из дневника Тани Савичевой и слушают историю о судьбе ее семьи, видят несломленных жителей Ленинграда, строящих оборонительные сооружения и рабочие патрули.

Дети под аккомпанемент музыкального руководителя исполняют песню «Ленинградцы» (текст В. Коростылев, музыка И. Шварц). С этой песней они познакомились на музыкальных занятиях, разучили ее и эмоционально исполняют.

На экране наши воспитанники видят пушки, пулемет «Максим» и детей, работающих у станка на заводе.

Звучит сигнал воздушной тревоги, а на слайде фотография мальчика — Андрея Новикова.

В это время на экране ребятам предлагалось посмотреть, как выживали ленинградцы: сажали капусту у Исаакиевского собора, учились в школе, располагавшейся в бомбоубежище, наряжали елку и встречали новый год, слушали и сочиняли музыку.

Ребята видят фотографии симфонического оркестра, которым руководит композитор Дмитрий Шостакович. Звучит фрагмент его «Ленинградской симфонии» (№ 7 до мажор).

На экране появляется схема Дороги жизни.

Ведущие рассказывают об опасностях передвижения по ней.

Звучит стихотворение «Рвутся на Ладоге мины...» (читают дети) и песня «Песня о Ладоге» (слова П. Богданов, музыка Л. Шенберг).

Ребята узнают о прорыве блокады и о соединении войск, видят ночной бой и праздничный салют.

Звучит стихотворение О. Берггольц «Ленинградский салют».

Ведущие предлагают детям сравнить себя по возрасту с детьми, изображенными на фотографиях, своими ровесниками, у которых медали на груди.

Звучит стихотворение Н. Алексеева «Люди Ленинграда — вы герои». Его исполняют дети старшего дошкольного возраста.

Ведущие совместно с детьми называют памятники, напоминающие нам о войне, и смотрят слайды: Кольцо блокады, табличка дома №14 на Невском проспекте, «Цветок жизни», дневник Тани Савичевой, 900 берез, Пискаревское кладбище.

Включается звук ленинградского метронома. Минута молчания.

Каждый участник торжественного мероприятия, посвященного 70-летию со дня снятия блокады Ленинграда, получает Ленту памяти. Исполненные торжественности участники расходятся.

Это мероприятие нашло большой отклик у родителей воспитанников. Многие взрослые, а с ними и дети, принесли для проекта личные фотографии, письма и другие свидетельства военной поры.

Собранные материалы легли в основу «Книги памяти», которую решено ежегодно пополнять.

Наше мероприятие было отмечено в СМИ (районная газета МО «Комендантский аэродром»).

Наш коллектив принял решение, продолжать работу в данном целевом направлении и сделать подобные мероприятия ежегодными.

 Весной 2015 года у нас стартует проект к 70-летию со дня Победы.

Список используемой литературы

  1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014.
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. Картушина М.Ю. День Победы. - М., 2005.
  4. Никто не забыт и ничто не забыто: альбом. - Л., Лениздат, 1977.
  5. Патриотические праздники // Колокольчик. – 2010. -  № 45.
  6. Полат Е.С. Метод проектов //Метод проектов в университетском образовании: сб. научно-метод. Статей. Вып. 6 /сост. Ю.Э. Краснов. – Минск: БГУ, 2008. – С. 34-41.
  7. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности /Под ред. И.Г. Вечкановой.- СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа "Проектная деятельность как форма организации взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи ".

В настоящее время происходит реконструкция системы дошкольного образования. В центре внимания находиться организация педагогического процесса. Работники дошкольной образовательной организации находятс...

Статья на тему:"Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации"

В настоящее время, наиболее ярким, развивающим, интересным, значимым методом, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность – форма организации совместно...

Организация проектной деятельности в образовательном процессе дошкольной образовательной организации

В Законе РФ «Об образовании», национальной доктрине образования РФ, концепции модернизации российского образования обозначены современные требования, предъявляемые к образованию подрастающ...

«Проектная деятельность в образовательной организации как средство формирования ключевых компетенций»

Проектная деятельность - это тот вид педагогической работы, который будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных стандартов (ФГОС) в практику работы дошкольных образовательных у...