План по самообразованию
учебно-методический материал по логопедии

Федорчук Елена Владимировна

Перспективный план по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию

учителя – логопеда

Федорчук Е.В.

Тема: «Методы развития мелкой моторики у старших дошкольников с недоразвитием речи»

 Обоснование выбранной темы:   Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.

     Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

     Замечено, что дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других. Если специально тренировать мелкие движения кисти, развитие речи можно существенно ускорить.

     «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка.    

      Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

     Для того чтобы ребенок легко и успешно учился в школе, он должен легко и без напряжения говорить. А тренировка движений пальцев рук, в свою очередь, оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

             Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга  занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребенка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд ученых называют кисти рук «органами речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы у ребенка была хорошо развита речь, следует тренировать не только органы речи, но и мелкую моторику.

Цель: развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.

Задачи:

  1. Изучить теоретический и практический материал о методах развития мелкой моторики, их функциях, характеристиках.
  2. Изучить методы диагностики нарушений мелкой моторики.
  3. Пересмотреть содержание логопедической работы с детьми, имеющими речевые нарушения, и включить в работу упражнения и задания  по развитию мелкой моторики нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:

-  улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

- улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

- улучшить общую двигательную активность;

- содействовать нормализации речевой функции;

- развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

     

Список литературы для самостоятельного изучения:

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Бот О. С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология. -  1983. - №1.
  3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. – СПб: Дельта, 2001.
  5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
  6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
  7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  8.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

1.Изучение научно-методической, учебной литературы

План изучения темы:

  1. Методы развития мелкой моторики. Функции. Характеристики.

 

  1. Развитие мелкой мускулатуры в онтогенезе. Особенности мелкой моторики у детей с нарушениями речи. Нарушения в развитии мелкой моторики.

В течение

учебного год

Диагностическая работа

2.Обследование развития мелкой моторики:

1.Кинестетический практикум («Кольцо», «Коза», «Три богатыря», «Заяц», «Солдатики»);

2.Работа с бумагой (вырезание ножницами, обрывание листа бумаги, узнавание качества предмета, узнавание формы предмета, узнавание предмета);

3.Сила тонуса (сжатие рук взрослого двумя руками, одной рукой);    

 4. Координация движений (вдевание нитки в иголку, «Ладонь-ребро-кулак», «Коза-заяц»);

5.Обследование щепоти руки (катание шарика).

Сентябрь-январь-май

Практическая деятельность

1.Подобрать теоретический и практический материал для работы над развитием мелкой моторики.

2.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по развитию мелкой моторики.

3.Пополнить картотеку речевого материала пальчиковыми играми, Су-Джок играми, играми с применением биоэнергопластики и кинезиологии.

4.Подготовить буклет для родителй по развитию мелкой моторики.

5.Оформить фотовыставку для родителей «С пальчиками играем – речь развиваем».

6.Предложить родителям тесты «Левша или правша», «Готов ли ваш ребенок к письму».

В течение учебного года

На последнем родительском собрании

Творческое сотрудничество с коллегами

1.Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация».

2.Провести консультации с презентацией для воспитателей «Взаимосвязь уровня развития мелкой моторики и речи детей».

3.Провести тренинг для воспитателей «Пальцы помогают говорить».

4.Семинар – практикум «Профилактика письменной речи у детей дошкольного возраста».

5.Разработать картотеки пальчиковых игр для воспитателей младших групп.

В течение учебного года

ноябрь

январь

март

Повышение квалификации на курсах НИРО

Согласно плану – графику в 2013году

октябрь

Освоение ТСО

Продолжать осваивать офисное приложение Microsoft Office PowerPoint 2007 для составления слайдовой презентации и использовать ее в своей дальнейшей работе.

В течение учебного года

Участие РМО

Тренинг для педагогов ДОУ.

Тема:  «Пальцы помогают говорить»

Январь

Подведение итогов самообразования

1.Выступление на заседаниях РМО.

2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

3. Составить картотеку игр, пособий  по развитию мелкой моторики.

январь

май

В течение учебного года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...