КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС
консультация по логопедии

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека — это его визитная карточка. Речь ребенка отражает социальную среду, в которой он растет. Дети с нарушениями речи входят в группу риска по адаптации в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК,

ЗАВИСИТ ОТ ВАС

    Детей с недостатками речи с каждым годом становится больше. Одна из причин в том, что родители мало разговаривают с ребенком, не поют ему колыбельных песен, не развивают слуховое восприятие, ограничивают в движениях, поздно начинают приобщать к твердой пище, не стимулируют речевое развитие.

    РЕЧЬ – ФУНКЦИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА

    Специальных органов речи у человека нет. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи – кора головного мозга (у правшей – преимущественно левого полушария, у левшей – наоборот), где сосредоточены представительства доминирующей руки, речеслухового и кинестетического (мышечного) анализаторов.

   У ребенка процесс развития речи разделяют на три периода.

Первый – подготовительный – включает крик, гуление и лепет. Криком младенец подает сигнал родителям, например, о том, что голоден. А благодаря голосовым реакциям гуления (звукам типа ау, эу), постепенно приобретающим различную интонационную окраску, усваивает интонационную систему языка, копирует интонации окружающих его людей. Гуление – следствие случайно возникающих позиций будущего артикуляционного аппарата – губ, языка, мягкого нёба, глотки и гортани. У детей всего мира оно одинаковое. Наблюдается и у глухих младенцев, у которых не было звукового контакта с матерью.   К шести-восьми месяцам жизни малыш начитает лепетать, произносить звуки типа ма, па, ба, на, ди (иди), да (дай) и т. п. Звуковой состав лепета – результат кинестетической «настройки» артикуляционного аппарата по слуховому, акустическому подражанию речи окружающих. Одновременно ребенок осваивает элементарную слоговую структуру слова, состоящую, как правило, из одного слога. Если гуление не перешло в лепет, родителям стоит забеспокоиться, все ли в порядке у младенца со слухом.

   Во втором периоде, примерно с восьми-девяти месяцев жизни, малыш начинает глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопросы: «где папа?», «где птичка?». Он радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, в манипулировании ложкой, чашкой. Слов еще нет, но интонации – восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства вокализируются, сопровождаясь характерными звуками: а-а-а, у-у-у. Лепет делается продолжительнее, обогащается интонационная окраска, звуки начинают повторяться (ба-ба-ба, ма-ма-ма) и превращаются в слова, которые, в свою очередь, становятся компонентами мышления. И хотя произношение слов еще очень несовершенно, ребенок вкладывает в них определенный смысл. Видя, что мама пришла или уходит, он произносит слово ма-ма. Это так называемые слова-предложения. К концу первого года жизни появляются звукоподражательные слова типа ав-ав (собака), би-би (машина), тик-так (часы).

   В третьем периоде, ведущем отсчет со второго года жизни, малыш уже понимает обращенную к нему речь, по слову выполняет простые поручения. У него появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый звуками с интонацией требования, которые означают: назови. Ребенок настойчиво перемещает указательный пальчик с одного предмета на другой, по нескольку раз возвращается к уже «пройденным» предметам, пока не «насытится» сознанием того, что разные предметы имеют разное название.  

    Период активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова. В это время закладывается пассивный словарь ребенка. Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и моментом, когда он произносит слово, обозначающее предмет, насчитывает пять-восемь месяцев. Наконец, наступает черед, когда малыш делает попытку связать два слова в фразу (мама, дай).

   Слышащий ребенок, воспринимая правильную, не сюсюкающую речь матери, начинает говорить в 14-18 месяцев со дня рождения. У разных детей развитие речи может протекать по-разному. У одних довольно медленно формируется высказывание из двух-четырех слов, зато такие малыши примерно к году и восьми месяцам овладевают произношением почти всех звуков родного языка. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные фразы, но оперируют несколькими слогами, многие звуки не выговаривают. В таких случаях только мама может разобрать, что сказал ее малыш. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков; вероятно, это обусловлено более пластичной нервной системой девочек.

   К полутора годам возникает первый период вопросов: «что это?». В активном словаре такого человечка уже 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи шести-восьми звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает не всякий взрослый, но это уже общение с помощью речи.

   К двум годам словарь малыша достигает примерно 300 слов. Он активно употребляет наречия и глаголы. На третьем году жизни усваивает первые грамматические формы, выстраивает многословные фразы со сложными и придаточными предложениями, предлогами, прилагательными, наречиями, вопросительными словами. После двух с половиной лет у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги через, вдоль и др., а к концу третьего года жизни – соединительные союзы и местоимения. Основное формирование речи заканчивается, но ее совершенствование продолжается на четвертом и пятом годах жизни. Это период вопросов: «почему?», «зачем?».

Очень интересно играть и заниматься с детками 4-6 лет. Это тот самый возраст, когда, формируя какой-то речевой навык, вы быстро чувствуете отдачу. Помимо этого, волевые процессы у ребят-дошкольников несоизмеримо выше, чем у трёхлеток. Поэтому и занятия проходят плодотворнее. Не будем забывать и о возрастных задачах: именно в 4-5 лет у детей возникает потребность в интеллектуальных заданиях, речевых упражнениях. Они начинают слышать неточности своей и чужой речи, ошибки и искажения в звуковом составе слова. Отсюда возникает огромное желание научиться хорошо говорить, читать и писать. Теперь ваши игры будут сильно отличаться от всех предыдущих и содержанием, и организацией, и временем проведения. Но направления работы останутся те же, за исключением одного — дыхательной и артикуляционной гимнастики. Теперь эти задания нужно делать только под руководством логопеда. Если у ребёнка есть нарушения звукопроизношения, исправить это также задача специалиста-логопеда. Параллельно с работой по коррекции звукопроизношения должна идти работа по формированию правильной структуры слова, особенно, если она нарушена. Без слоговой структуры слова нет и самого слова. К сожалению, часто не только родители, но и логопеды недооценивают важность работы в этом направлении. Слоговая структура — это как арматура, на которую надеваются звуки. Выпадение звука или слога, перемена их местами, добавление лишних — всё это делает слово подчас неузнаваемым. Например, попробуйте угадать, что значит «аик». Если для 2-летнего крохи «снеговик» вполне можно произнести и так, то для 5-летнего это недопустимо. В основе нарушения слоговой структуры слова лежит нарушение фонематического слуха и чувства ритма. Займитесь и тем, и другим, даже если ваш малыш хорошо и чисто говорит длинные слова. Его речевое развитие только выиграет от таких игр и упражнений.

Случается, что всё внимание родителей сосредоточено только на развитии у ребёнка чистого звукопроизношения. Однако развитие речи не исчерпывается только фонетикой. Что толку от идеальных звуков, если ребёнку трудно увязать слова в предложении, изменить их по падежам, родам и числам. Речь такого ребёнка полна аграмматизмов: вместо «вёдер» мы слышим «вёдров», вместо «много пчёл» — «много пчелей», а у куклы, оказывается, «красный платье». Грамотная речь должна быть грамматически правильно оформлена, потому что все эти ошибки неизбежно проявляются при письме. Если у малыша логопед обнаружил грубые аграмматизмы — срочно спешите на занятия, ведь исправление этой неприятности занимает очень много времени. Определить грубые аграмматизмы нетрудно. Например, если малыш всё время говорит: «большой машина», «красивая мяч», не пользуется предлогами, предпочитает объясняться жестами или словами «там», «сюда», «вот» вместо называния места или предмета — это грубые аграмматизмы. Если в речи присутствуют единичные случаи, например: «У меня пять каранда-шов», то такие аграмматизмы, скорее всего, пройдут с возрастом.

Занимаясь с малышом развитием грамматического строя речи, взрослые учат его понимать разные грамматические конструкции и употреблять их в активном словаре. В полном объёме такую работу проводит логопед. Не жалейте усилий, формируя речевой навык, вы быстро почувствуете отдачу.

Желаю вам удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как будет говорить ваш ребенок, зависит от вас.

Детей с недостатками речи слишком много. И в большинстве случаев виноваты в этом родители. Они мало разговаривали с грудничком, не пели ему колыбельных песен, не развивали слуховое восприятие, огранич...

Статья "Как будет говорить ваш ребенок" с советами родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка.

Советы родителям, как развивать грамотную, четкую речь у ребенка, дает ведущий отечественный специалист по преодолению речевых расстройств у детей и взрослых, педагог-дефектолог М. Шохор-Троцкая....

Как будет говорить ваш ребенок.

Как будет говорить ваш ребенок, зависит только от вас....

Как будет говорить Ваш ребенок зависит от Вас

Количество детей с недостатками речи в последнее время увеличилось. И в большинстве случаев виноваты в этом родители. Они мало разговаривали с грудничком, не пели ему колыбельных песен, не развивали с...

консультация для родителей:"Как будет говорить ваш ребенок, зависит только от вас!"

Как ваш ребенок будет говорить, зависит только от вас!...

КАК БУДЕТ ГОВОРИТЬ ВАШ РЕБЕНОК, ЗАВИСИТ ОТ ВАС, кандидат психологических наук Шохор - Троцкая М.К.

Речь — функция головного мозга. Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата ре...

"Как будет говорить ваш ребенок,зависит от вас"

Речь — функция головного мозга.Речь реализуется с помощью артикуляции и аппаратов дыхания, жевания, глотания, обеспечивающих процессы голосообразования. Центральное звено всего аппарата речи &md...