роль родителей в развитиии речи
консультация по логопедии (старшая группа)

Кадыкова Оксана Викторовна

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_razvitii_rechi.docx71.83 КБ

Предварительный просмотр:

- Ты, посмотри, вот Лика, соседская девочка, как говорит хорошо, не остановишь! А мой, хоть ей и ровесник, а говорит так, словно каша во рту!

Достаточно часто приходится слышать от родителей подобного рода высказывания с нотками неудовольствия и раздражения. А откуда берётся "каша во рту"? Как самостоятельно помочь малышу овладеть правильной речью? На что следует обратить внимание? На эти вопросы мы и попытаемся сегодня ответить.

"Каша во рту" может быть результатом нарушений в строении артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, неправильное расположение верхних зубов по отношению к нижним и др. Чтобы это предупредить, очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы и вовремя обращаться за консультацией к стоматологу. Так же искажённое звукопроизношение может быть следствием нарушенного мышечного тонуса артикуляционного аппарата. И тут уже необходима консультация учителя-логопеда и психоневролога.

Особое внимание следует обратить на слух. Слуху принадлежит важная роль в овладении ребенком речью, в правильном и своевременном усвоении звуков. Слыша речь, отдельные слова, звуки, ребенок начинает и сам произносить их. Даже при незначительном снижении слуха он лишается возможности нормально воспринимать речь. Поэтому родителям очень важно обращать внимание на развитие слуха малыша. Необходимо оберегать слух ребенка от постоянных сильных звуковых воздействий (включенные на полную громкость радио, телевизор), а при заболеваниях органов слуха своевременно их лечить.

Родители должны беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка, не допускать чрезмерно громкой речи.

Взрослые должны помочь ребенку овладеть правильным звукопроизношением, но не следует форсировать речевое развитие. Так же вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заставлять повторять непонятные ему слова, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить правильно произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще не доступны (например, в 2-3 года учить правильно произносить звуки [ш], [ж], [р]), читать художественные произведения, предназначенные детям более старшего возраста.

Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.

Нередко причиной неправильного звукопроизношения является подражание ребенком неправильной речи взрослых, старших братьев, сестер, сверстников, с которыми малыш часто общается.

Родителям стоит обратить внимание и на то, что в общении с ребенком, особенно в раннем и младшем дошкольном возрасте, нельзя произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания ("бибика", "ляля", "ням-ням" и т.д.) Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Не способствует развитию речи ребенка частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также слов, недоступных для его понимания или сложных по звуко-слоговому составу. Если ваш ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, фразы, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. Также нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс становления и автоматизации не закончен.        

Некоторые нарушения детской речи возможно скорригировать только при помощи специалистов, учителей-логопедов. Но ряд недостатков возможно исправить и в домашних условиях. В семье обычно поправляют ребёнка, когда он неправильно произносит тот или иной звук, слово, но под час делают это с насмешкой или раздражением. К исправлению речевых ошибок надо подходить весьма осторожно. Ни в коем случае не ругайте малыша за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения.

Занимаясь с ребенком дома, читая ему книгу, рассматривая иллюстрации, предложите ему ответить на вопросы по содержанию текста, пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке. В том случае если ребенок допустит ошибки, не следует его перебивать, предоставьте ему возможность закончить высказывание, а затем уже исправьте его ошибки.

Очень часто дети задают нам разные вопросы. Порой на них трудно сразу найти правильный ответ. Но отмахиваться от вопросов ребенка не стоит. В этом случае можно пообещать дать ответ позже, когда ребенок поест (погуляет, выполнит какое-либо задание и т. п.), за это время вы сможете подготовиться к рассказу. Тогда малыш получит правильную информацию, увидит, в лице родителей, интересного для себя собеседника и будет стремиться к общению.

В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, четко произносить звуки и слова, интересно рассказывать.

Примером создания такой обстановки может послужить полный или хотя бы частичный отказ от просмотра телефильмов и телепередач в присутствии ребенка, исключение, пожалуй, может составлять детская передача "Спокойной ночи малыши" и только в качестве подготовки ко сну. И как замечают сами родители, общение с ребенком становится более длительным, осознанным и наполненным развивающими играми, занятиями, совместным творчеством.

Читаем и разбираем рассказы с малышом 5-6 лет

Знакомя ребенка с жанром рассказа в старшей группе, мы стремимся раскрыть перед ним общественную значимость описываемого явления, взаимоотношения героев, обратить внимание на то, какими словами автор характеризует и самих героев, и их поступки. Кроме того, объясняем, что такое рассказ и сказка, и чем они отличаются.

Так что же такое рассказ? Рассказ - это произведение небольшого объёма с малым количеством героев и кратковременностью изображаемых событий. Сказка является одним из основных произведений народного фольклора, в содержании которой отсутствует строгая достоверность "сказка - ложь, да в ней намек". Итак, в рассказе сюжет основан на реальных событиях или событиях, которые могли бы произойти в обычной жизни, а в основе сказки - вымысел.

Любой рассказ несёт определённую идеологическую нагрузку, поэтому вопросы, которые мы обязательно зададим малышу после прочтения, направлены на выявление понимания ребенком основного содержания и умения оценивать действия и поступки героев.

Любой теоретический материал становится понятным только при рассмотрении примера. Сегодня мы с вами разберём вариант работы над рассказом на примере произведения Николая Николаевича Носова "Живая шляпа". Мы рассмотрим, как можно учить детей понимать юмор ситуации; как уточнить представление ребенка об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров; как учить малыша придумывать продолжение и окончание рассказа.

Шаг первый. Повторение - мать учения.

- Сегодня мы с тобой прочитаем одну очень интересную историю. Вот только я забыла, что это такое сказка или рассказ. Помоги мне, пожалуйста, вспомни, чем отличается рассказ от сказки. (В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений.)

Шаг второй. Знакомство.

Начинаем, как обычно с названия рассказа и автора. Называем фамилию имя и отчество автора полностью и, конечно, не забываем о словарной работе. Некоторые предметы, описываемые в рассказе, могут быть неизвестны малышу, поэтому мы предварительно читаем рассказ сами и выбираем те, слова, которые вызовут непонимание со стороны ребенка. В данном произведении непонятным может быть слово комод. Поэтому мы обязательно объясним малышу, что комод - это мебель с выдвижными ящиками для хранения белья и других домашних вещей.

Шаг третий. Читаем и разбираем.

После чтения рассказа побеседуем с ребенком, придерживаясь следующего плана:

- Как ты думаешь, смешная эта история или печальная? Что тебе показалось самым смешным?

- Почему мальчики подумали, что шляпа живая?

- Расскажи, как мальчики испугались.

- Как узнали мальчики секрет шляпы?

- Рассказ называется "Живая шляпа". А как бы ты назвал этот рассказ?

- В каждом рассказе и в каждой сказке обязательно есть три части - начало, середина и конец, иначе ничего не было бы понятно. Вспомни, как начинается рассказ "Живая шляпа". Какое название можно придумать для этой части?

- Какая вторая часть рассказа? О чем в ней говорится? Какое название можно придумать для этой части?

- Чем закончилась история про мальчиков и котенка? Какое название можно дать третьей части?

- Вспомни, как зовут автора этого рассказа.

Шаг четвертый. Рисуем и рассуждаем.

Продолжением рассказа может послужить иллюстрация к рассказу или его части выполненная самим ребенком. Перед началом иллюстрирования попросите малыша описать, что же появиться на его рисунке.

Шаг пятый. Размышляем и соотносим.

Попросите ребенка выбрать пословицу, наиболее подходящую к этому рассказу. Подходящих пословиц может быть несколько.

Без терпенья нет ученья.

Трус своей тени боится.

Кто за все берется, тому ничего не удается.

Дело мастера боится.

На смелого собака только лает, а трусливого всегда кусает.

Шаг шестой. Фантазируем.

Предложите ребенку самому придумать продолжение рассказа "Живая шляпа".

- Как ты думаешь, а что могло бы произойти с ребятами и котом Васькой дальше. Давай, придумаем свою историю.

Другим вариантом творческой работы может быть продолжение рассказа по вашему зачину.

- Сейчас я тебе предложу интересное задание - придумать окончание рассказа. Послушай, с чего все начиналось: "Однажды жарким летним днём дети пошли купаться на озеро. Вода была такая теплая, прозрачная и освежающая, что детям не хотелось выходить на берег. Ваня нырял, Вера плыла на спине, а Дима и Таня играли с мячом. И вдруг..."

- Что случилось дальше, и чем закончилась эта история, придумай сам. Но помни, что тебе надо придумать окончание рассказа, а не сказки.

Вариант продолжения этой истории, предложенный ребенком, можно даже записать, а затем предложить своё видение развития событий. К этой работе можно привлечь всю семью. И тогда занятие превратится в увлекательное соревнование.

Зарядка для языка

Часто родители задают вопросы, что можно самостоятельно делать дома, если ребенок плохо говорит те или иные звуки? Чёткость нашей речи напрямую зависит от подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Артикуляционный аппарат ребенка ещё несовершенен, развивается постепенно, в процессе речевой деятельности. Но этот процесс можно немного активизировать с помощью артикуляционной гимнастики.

Работа над дикцией должна начинаться с артикуляционной гимнастики - зарядки для языка. Цель артикуляционной гимнастики - выработка правильных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для чёткого произношения звуков.

Существует определенный алгоритм действий, присущий всем артикуляционным упражнениям для разных групп звуков.

Во-первых, прежде чем предложить малышу выполнить то или иное упражнение, несмотря на кажущуюся простоту, попробуем сами. Возможно, для этого потребуются определенные усилия с нашей стороны.

Во-вторых, проводим артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

В-третьих, частота занятий, конечно, зависит от Вашей занятости, но желательно делать гимнастику не менее двух раз в день по 3-5 минут.

В-четвертых, предлагаем малышу не больше 3 упражнений за одно занятие.

В-пятых, начинаем гимнастику с более простых упражнений и заканчиваем сложным. Если ребенку трудно даётся какое-то упражнение, или движения недостаточно четкие, то мы выполняем его до тех пор, пока оно не станет для него легким. Только преодолев эту трудность, целесообразно переходить к выполнению нового упражнения.

В-шестых, делаем гимнастику перед зеркалом. Идеальный вариант - сидя перед большим зеркалом, так что бы малыш одновременно мог видеть и себя и Вас. Если такой возможности нет, подойдёт обычное настольное зеркало. Только в этом случае Вы уже сидите напротив малыша.

В-седьмых, не забываем поощрять малыша добрым словом. Даже если ему пока очень тяжело и видимых успехов нет.

В-восьмых, обыгрываем каждое упражнение, чтобы малышу было интересно.

Мы приводим Вашему вниманию существующие варианты сказок и историй про язычок разных авторов. Но что мешает проявить такое же творчество и фантазию Вам?

Н.В. Новоторцева. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р], [р']. - Ярославль, 2003.

Сказка о Веселом Язычке

Жил-был Веселый Язычок в своем домике. Догадайся, что это за домик.

В домике этом

Красные двери,

Рядом с дверями

Белые звери.

Любят зверюшки

Конфеты и плюшки.

Догадались?

Этот домик - рот. Двери в домики то открываются, то закрываются (рот закрыт, открыт). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из Домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой"), спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть). А на дворе солнце спряталось за тучки и забарабанил по крыше дождь (языком стучим в зубы, произносим "д-д-д-д"). Язычок не скучал дома, напоил котенка молоком. Котенок лакал молочко (водим языком по верхней губе сверху вниз, рот открыт), потом он облизнулся (облизать верхнюю и нижнюю губы справа налево, слева направо) и сладко зевнул (рот широко открыт). Язычок посмотрел на часы, они тикали: "тик-так" (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка дотрагиваться до уголков рта). Котенок свернулся клубочком. "Пора и мне спать", - подумал Язычок.

М.Г. Генинг, Н.А.Герман. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1971 г.

Сказка о Веселом Язычке

Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.

Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался - холодно на улице.

В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.

Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.

На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.

М.А. Поваляева. Справочник логопеда. - Ростов-на-Дону, 2002.

Сказка о Весёлом Язычке

За алыми губами за белыми зубами жил-был Веселый Язычок. Его домиком был рот. Он крепко спал, укрывшись белым одеялом (язычок лежит на нижней губе, губы улыбаются так, чтобы хорошо были видны верхние зубы).

Спят усталые игрушки, куклы спят.

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы детям всем присниться.

Глазки закрывай, баю-бай (учить удерживать язычок под счет до 10).

Каждое утро он просыпался, потягивался, широко открывал окошко и смотрел, какая погода: он смотрел на небо, ярко светит солнышко (поднять кончик языка к верхней губе). - Здравствуй, солнышко-колоколнышко! Посмотрел на землю - травушка-муравушка растет, ручеек течет (содержание видоизменяется в зависимости от состояния погоды, времени года. Предложить по картинке на каждое время года).

Осенью:

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад.

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

Зимой:

Белый снег, пушистый.

По ветру кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

Весной:

Травка зеленеет,

Солнышко блестит.

Ласточка с весною

В гости к нам летит.

Посмотрел направо, налево (повторить несколько раз, передвигая кончик языка из одного уголка рта в другой) и побежал делать зарядку: лег на коврик (широко распластанный язычок лежит на нижней губе так, чтобы край губы был хорошо виден) и поднимает свой хвостик вверх, опускает вниз, вверх-вниз (повторить от 4 до 8 раз, в зависимости от возраста и физического состояния детей).

Посмотрел на часы: который час (ритмичное перемещение кончика языка из одного уголка рта в другой). Пора умываться:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

Пусть болезни нас боятся,

Пусть они не ходят к нам.

(Улыбнуться, подставить ладони, сложенные лодочкой, открыть водичку и спеть ее песенку - С-С-С):

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Теперь нужно почистить зубки.

Этой щеткой чистим зубы,

Этой щеткой - башмаки,

Этой щеткой чистим брюки -

Все три щетки нам нужны.

Привел Язычок себя в порядок и сел завтракать.

Самовар кипит, просит чай всех пить. Чай горячий, подуем на него.

(Предлагаем подуть на кончик широкого язычка, в межгубном положении, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи).

Наелся блинов, напился чаю. Спасибо. Все было очень вкусно! Посмотрел Язычок на себя в зеркало и увидел, что губы выпачканы вареньем.

При этом можно закрепить навыки словообразования: Ты с каким вареньем ел блины? Из слив - сливовое, яблок - яблочное, груш - грУшевое, клубники - клубничное, малины - малиновое и т. д.

"Вкусное варенье". (Широким язычком закрываем верхнюю губу и облизываем ее сверху вниз, при этом губы улыбаются, зубы видны.) Длительность от 4 до 8 раз.

Пора на прогулку. Вышел Язычок. Видит, стоит его любимая лошадка. Подошел он к ней и говорит:

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко.

Гребешком приглажу хвостик.

И верхом поеду в гости.

Улыбнуться, присосать спинку язычка к твердому небу - поехали (имитируем езду на лошадке).

Если ребенок маленький, то желательно усадить его на колени лицом к себе и, взяв его за руки, отправляться в путешествие вместе, имитируя скачку не только язычком, но и коленями, что повышает эмоциональный настрой ребенка, сближает со взрослым. Стихотворение используем более легкое, простое:

Я залез на коня

И держусь руками.

Посмотрите на меня.

Я поеду к маме.

"Останови лошадку". (Сильно подуть на плотно сомкнутые губы, вызывая их вибрацию.)

А. С. Анищенкова. Артикуляционная гимнастика. - Москва, 2006

Сказка про Язычок

Этот маленький дружок -

Твой весёлый Язычок.

Чтоб он ловким был, умелым,

Чтобы слушался тебя,

Каждый день зарядку делай

Перед зеркалом, шутя!

Наша сказка - вам подсказка,

Ведь зарядку каждый день

Должен делать непослушный Язычок,

Забыв про лень.

Вот проснулся Язычок

Выглянул в окошко.

Видит: спинку выгнула

Розовая кошка.

Улыбнуться, приоткрыть рот, прижать кончик языка к нижним зубам, спинку языка выгнуть. Удерживать в таком положении на счёт 5.

Расстелил половичок

На крылечке Язычок.

Взял он клещи,

Взял топор

И пошел чинить забор.

Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язы на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 5 - -10.

Д - д - д - д - д - д - стучит молоточек Т - т - т - т - т - т - вот забит гвоздочек. Светит солнышко с утра - в гости к тётушке пора!

Улыбнуться, открыть рот. Постучать кончиком языка по верхним зубам. Многократно и отчетливо произносить сочетание звуков "дддд" и "тттт".

Тетушка Щёчка

Племянника ждёт,

Блинчики с маком

К обеду печёт.

Кашку сварила, чай заварила,

Даже варенья банку открыла.

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами произносить "пя - пя - пя".

На лошадке по дороге

Скачет Язычок,

И копытами лошадка -

Цок, цок, цок, цок, цок,.

В горку медленно идёт:

Цок цок цок цок цок.

А с горы стрелой несётся:

Цок - цок - цок - цок - цок.

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком язык. Сначала медленно, зетам быстрее.

Тётушка племянничка

Весело встречает.

Чай ему с вареньем

Тут же предлагает.

Ах, какое вкусное,

Сладкое варенье,

Да и каша манная -

Просто объедение -

Ням - ням - ням - ням.

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, совершая движения языка слева направо и сверху вниз.

Под окошком - блл, блл, блл -

Индюки болтают.

Индюшачьей речи

Никто не понимает.

На качели индюки

Весело кивают.

Покататься Язычку

"Блл, бллл!" - предлагают.

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и совершать движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, затем увеличить темп и включить голос, пока не не послышится сочетание "Бл - бл - бл" ("индюк").

Ну - ка, детки, с Язычком

Вместе покатаемся!

Поиграем в паровозик

И поулыбаемся:"И - у! И - у! И - у!"

Раздвинуть губы в широкой улыбке, затем вытянуть в трубочку. Чередовать 6 раз.

Дайте Язычку дуду

И ещё пять шариков

Покатать комариков!

Надуваем шарики:

"Садитесь, комарики!"

Предложить ребёнку длительно произносить звук "шшш". Обратить внимание на то, что при произнесении звука "ш" передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха тёплая.

Вот интересная игра -

Воздушный Колобок.

Из щёчки в щёчку покатать

Его не каждый мог.

Приоткрыть рот, языком поочерёдно упираться в щёки, "выдавливая" шарики.

Ой, потемнело

Все вокруг,

Сильный вихрь

Поднялся вдруг.

Язычок затрепетал,

Задрожал и затрещал:

Бррр - бррр - бррр…

Положить широкий язык на нижнюю губу, с силой подуть на неё, вызывая вибрацию кончика языка. Выполнять в течение 10 сек.

Ох, устал наш Язычок,

Лёг в кроватку на бочок;

Пя - пя - пя - пя - пя - пя

Отдыхаем все, друзья!

Немного приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: " пя - пя - пя". Выполнять упражнение в течение 10 сек.

Желаем успеха!

Мои пальчики расскажут,

 Все умеют, все покажут.      Поворачиваем ручки попеременно ладошками вверх и вниз.

Пять их на моей руке.          Сжимаем и разжимаем кулачки.

Все делать могут,

 Всегда помогут.                   Попеременно ударяем кулак о кулак, и ладонь о ладонь.

Они на дудочке играют,

 Мячик бросают,

 Белье стирают,

 Пол подметают,

 Они считают,

 Щиплют, ласкают,        Имитируем описываемые движения

Всё успевают.                     Открываем ручки ладошками вверх.

Не плачь, куколка моя,

 Остаешься ты одна.              Укачиваем куклу.

Не могу с тобой играть,        Пожимаем плечами.

Нужно мне перестирать:        Имитируем стирку.

Твои платья и носки,

 Твои юбки и чулки,

 Свитер, варежки, жакет,

 Шапочку, цветной берет.         Загибаем пальчики.

Я налью воды чуток,

 В таз насыплю порошок.

 Пену снежную взобью,

 Постираю и пойду.

 Пока светит солнышко,

 Натяну веревочку.

 К ней одежду прикреплю,

 Ветерком все просушу.

 Утюгом туда-сюда

 Белье быстро глажу я.         Имитируем все движения

Поработали вдвоем,            Попеременно ударяем кулаком о кулак, и ладонь о ладонь.

А теперь и отдохнем.           Кладём ручки на стол.

Кто в деревне живет?                      Складываем ручки «домиком», изображая крышу.

Лежебока – рыжий кот,

 Маленький теленок,

 Желтенький цыпленок,

 Белая овечка,

 Мышка под крылечком!         Загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой                                  руке, начиная с мизинчика.

Раз, два, три, четыре, пять,

 Их не трудно сосчитать!         Сжимаем и разжимаем кулачок.

Кто в лесочке живет?                      Переплетаем пальчики, имитируя лес.

Под корягой - старый крот,

 За горой лисенок,

 В ельнике - лосенок.

 Под кустом – лисичка,

 На сосне – синичка!                 Загибаем указательным пальцем левой руки пальчики на правой руке, начиная с мизинчика.

Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем пальцы загибать         Сжимаем и разжимаем кулачок.

Есть у нас игрушка:        Соединяем каждый пальчик с большим пальцем одновременно на обеих руках.

Это – погремушка,

 Это – толстый мишка,

 Это – чудо-книжка,

 Это – неваляшка,

 Это – кукла Машка!        Ручки сжаты в кулачки, разгибаем пальчики на обеих руках, начиная с большого пальца.

Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем снова проверять!         Сжимаем и разжимаем кулачки

На двери висит замок

 Кто его открыть бы мог?         Переплетаем пальчики, делаем «замочек».

Повертели, повертели         Кисти рук поворачиваем влево и вправо.

Покрутили, покрутили                      Кисти рук поворачиваем вперед и назад.

Постучали, постучали                      Постукиваем «замочком» по столу.

Потянули, потянули                     Тянем ручки в разные стороны.

И открыли замок!!!        Расцепили пальцы рук.

На горе мы видим дом.        Складываем домик из ладоней, все пальцы соприкасаются подушечками «крыша дома».

Много зелени кругом.                         Делаем волнообразные движения руками.

Вот деревья, вот кусты,        Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты. Сначала сверху правая рука, затем – левая.

Вот душистые цветы        Кулачки сжаты и соединены, медленно раскрываем пальчики на обеих руках, имитируя бутон.

Окружает все забор                      Кисти рук направлены вниз, пальчики раскрыты.

За забором – чистый двор         Разводим руки в стороны ладонями вниз.

Мы ворота открываем         Пальчики сложили в «замочек» и расцепили. 

К дому быстро подбегаем         Пальчики «бегут» по столу.

В дверь стучимся: тук-тук-тук.         Стучим кулачками по столу.

Кто-то к нам идет на стук?        Прикладываем обе ладони к ушам, прислушиваемся.

В гости к другу мы пришли,         Вытягиваем руки вперед, кулачки сжаты.

И гостинцы принесли.             Кулачки раскрываем.

- Ёж, ёж, где живёшь?        Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.

- Я живу в густом лесу!          Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты. Попеременно меняем верхнюю руку – правая  рука, затем  левая.

- Ёж, ёж, что несёшь?        Переплетаем пальчики в замочек, опускаем и поднимаем пальчики, имитируя колючки.

- В норку яблоки несу.        Ударяем кулак о кулак.

Буду яблоки делить,        Рубящие движения ребром правой руки по левой ладони.

Своих детушек кормить.        Рубящие движения ребром левой руки по правой ладони

В тёмном небе звёзды светят,         Сжимаем и разжимаем кулачки.

Космонавт летит в ракете.                     Потираем ладонь о ладонь.

День летит и ночь летит.                     Сжимаем и разжимаем кулачки.

И на землю вниз глядит.                    Имитируем бинокль.

Видит сверху он поля,                  Разводим руки в стороны ладонями вниз.

Горы, реки и моря.        Руки поднимаем вверх, показывая высоту гор. Ладони соединяем и выполняем волнообразные движения, имитируем реку. Разводим руки в стороны ладонями вверх.

Видит он весь шар земной,                       Соединяем руки над головой.

Шар земной – наш дом родной.        Попеременно пожимаем руки.

Разбросала осень листья,        Выполняем волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью.        Выполняем плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдём,        «Шагаем» средним и указательным пальцами обеих рук.

В букеты листья соберём.        Перекрещиваем кисти рук, пальцы раскрыты.

Лист клиновый, лист с осинки,

 Лист дубовый, лист рябинки,

 Рыжий тополиный лист        Поочередно загибаем пальчики, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопаем в ладоши

Вышла Люба в огород –         «Шагаем» средним и указательным пальцами правой руки.

Сколько у неё хлопот!                     Держимся  руками за голову и покачиваем головой.

Нелегко полить на грядке

 Овощи все по порядку:         Пожимаем плечами и разводим руки в стороны.

Помидоры, лук, капуста

 И горошек очень вкусный.

 Репа, огурцы, чеснок,

 Свёкла, редька и укроп.        Загибаем указательным пальцем правой руки каждый пальчик на левой руке и указательным пальцем левой руки каждый пальчик на правой руке.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

 Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.         Пальцы обеих рук сжимаем в кулаки, разжимаем по одному пальцу на каждое слово признак на обеих руках одновременно.

Яблоко я пополам разломлю,              Кулачки складываем вместе и разводим их в стороны пальчиками вверх.

Яблоко с другом своим разделю.        Кулачки прижимаем к груди, а затем выставляем вперед.

Мы построили скворечню

 Для весёлого скворца.        Попеременно постукиваем кулачками друг о друга и по столу.

Мы повесили скворечник

 Возле самого крыльца.         Сводим руки над головой.

Всё семейство вчетвером

 Проживает в доме том:        Попеременно постукиваем кулак о кулак и ладонь о ладонь.

Мать, отец и скворушки –

 Чёрненькие пёрышки.         Соединяем каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза.

Что случилось у котят?

 Почему они не спят?

 Почему буфет открыли,

 Чашку новую разбили.

 Уронили барабан,

 Поцарапали диван?

 Почему их лапки

 Влезли в чьи-то тапки?

 С молоком разбили плошку,

 Разбудили маму-кошку?

 Почему порвали книжку?        Попеременно ударяем кулаком о ладонь правой руки, затем кулаком о ладонь левой руки.

Потому что ловят мышку.        Потираем ладони

Мой Мизинчик, где ты был?

Пальчики сжаты в кулачки, разжимаем мизинчик на левой руке

С Безымянным щи варил,

           Разжимаем безымянный пальчик 

А со Средним кашу ел,

           Разжимаем средний пальчик

С Указательным запел.

          Разжимаем указательный пальчик

А Большой меня встречал

И конфетой угощал

          Разжимаем большой пальчик

.                  Указательный на правой

 Вел в поход нас всей оравой.

 Средний брат несет рюкзак,

 Безымянный ходит так,

 А Мизинец стал играть:

 Братьев слушать приглашать.

 Правый же Большой плясал.

И на танец приглашал.

        Разжимаем одноименные пальчики на правой руке

Раз-два-три-четыре пять!

        Сжимаем и разжимаем кулачки

                                

                

Большой пальчик хочет спать,

Пальчики разжаты, зажимаем в кулачок большой пальчик

Указательный - играть,

Зажимаем в кулачок указательный пальчик.

       Средний пальчик задремал,      

Зажимаем в кулачок средний пальчик

Безымянный уж устал.

       Зажимаем в кулачок безымянный пальчик.

Мизинчик всем кричит - "Ура!"

Зажимаем в кулачок мизинчик.

\

        

        

        В детский сад идти пора!                     Сжимаем и разжимаем кулачок.

Сидит белка на тележке,        Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:        

Лисичке-сестричке,                     Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,                    Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому         Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому.            Разгибаем мизинчик

Раз, два, три, четыре, пять!          Пальчики сжаты в кулачки, разгибаем каждый пальчик, начиная с большого

Вышли пальчики гулять!                  Сжимаем и разжимаем кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять!            Загибаем каждый пальчик, начиная с большого

В домик спрятались опять.          Ударяем кулак о кулак

Повстречались два котенка: “Мяу-мяу!”,        Соединяем большие пальцы рук.

Два щенка: “Ав-ав!”,        Соединяем указательные пальцы рук.

Два жеребенка: “Иго-го!”,        Соединяем средние пальцы рук.

Два тигренка: “Р-р-р!”,        Соединяем безымянные пальцы рук.

Два быка: “Му!”.                    Соединяем мизинцы.

Смотри, какие рога.        

Один, два, три, четыре, пять,         Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Будем пальчики считать!               Последовательно разгибаем пальчики, начиная с мизинца.

Крепкие, дружные,

 Все такие нужные.                         Сжимаем и разжимаем кулачки.

На другой руке опять:         Последовательно загибаем пальчики в кулачки, начиная с большого пальца.

Один, два, три, четыре, пять!         Соединяем безымянные пальцы рук.

Пальчики быстрые,

 Хотя не очень… чистые.                   Соединяем мизинцы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в развитии речи детей (консультация для родителей)

В настоящее время родители зачастую используют детский сад как "камеру хранения" для детей, совершенно забывая о том, какую роль ОНИ играют в жизни ребенка. О том, что они должны ввести маленького чел...

Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии речи детей»

Цель: объяснить какую, роль играют родители в постановке литературной речи детей.В семье появился малыш. Всем хочется, чтобы он был самым умным, здоровым, красивым, учился с интересом, радостью,...

Консультация для родителей: "Роль родителей в развитии речи детей!"

Задачи: помочь родителям в развитии речи их детей....

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"

" Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....

Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей" с обратным талоном

В консультации раскрыты причины неправильного звукопроизношения детей. Даны практические советы по овладению правильным звукопроизношением....