Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
статья по логопедии
Советы логопеда по развитию речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx | 15.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
Важную роль в формировании правильного звукопроизношения играет дыхание.
Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Правильное дыхание очень важно при постановке звуков у детей с тяжёлым нарушением речи. Например, при постановке шипящих звуков необходимо добиться сильной струи воздуха, направленной прямо по желобку языка. Поэтому при коррекции звукопроизношения учитель-логопед уделяет большое внимание работе над дыханием.
Речевое дыхание — это короткий вдох через нос и длительный выдох через рот. В речи вдох и выдох взаимосвязаны и непрерывны, поэтому необходимо выработать в процессе занятий плавный и постепенный выдох, обеспечивающий длительное фонирование. Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание — это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условий общения. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Для развития речевого дыхания проводится дыхательная гимнастика.
Упражнения дыхательной гимнастики способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине речевых отрезков.
Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Все представленные методические рекомендации по работе над дыханием и правильной выработке артикуляции помогут быстрее освоить труднопроизносимые звуки.
Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
Примерные упражнения, направленные на развитие речевого дыхания:
«Загони мяч в ворота»
Предложите малышу присесть перед столиком так, чтобы мячик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на мячик, вытянув губы «трубочкой», чтобы мячик закатился в ворота.
«Чей мяч дальше улетит?»
Предложите ребенку присесть перед столиком так, чтобы теннисный шарик, лежащий на столе, оказался на уровне его губ. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на шарик, вытянув губы «трубочкой», чтобы шарик покатился по столу.
«Суп кипит»
Дайте малышу стакан с водой. Опустите в стакан соломинку для коктейля. Объясните, что край стакана должен быть на уровне губ. Пусть малыш дует в соломинку, не раздувая щеки, так, чтобы вода в стакане «кипела», как суп.
«Вьюга»
Предложите ребенку присест перед столом так, чтобы край стола находился на уровне его губ. Насыпьте на стол манку на расстоянии 10-15 см от губ ребенка. Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на манку, вытянуть губы «трубочкой» так, чтобы получилась «поземка».
«Мыльные пузыри»
Дайте ребенку игрушку «Мыльные пузыри». Объясните, что нужно сделать вдох через нос, а потом подуть на рамку, вытянув губы «трубочкой», чтобы надулся пузырь. Следите за тем, чтобы ребенок не раздувал щеки.
«Кораблик»
Налейте в таз воды. Опустите в воду кораблик, который можно сделать из бумаги. Покажите малышу, как можно заставить кораблик двигаться, если правильно подуть. Пусть малыш дует , вытянув губы «трубочкой», и не раздувая щеки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи.
Устная речь не возможна без дыхания, которое служит энергией для образования голоса. Чистота и плавность звучания голоса зависят от того, как говорящий пользуется им. Так плавность звучания зависит не...
Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...
Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.
Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...
Белякова Л.И., Гончарова Н.Н., ШИШКОВА Т.Г. Б 43 Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи
Методическое пособие является итогом совместной научно-практической работы преподавателей кафедры логопедии МПГУ и педагогов ГДОУ № 2246 (заведующая Н.А.Трохина) Северного окружного управления Московс...
Презентация "Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи"
В презентации дается характеристика речевого дыхания, рассматривается важность правильного дыхания для произношения звуков, излагаются основные принципы выполнения дыхательных упражнений, приводятся п...
Статья для родителей «Развитие речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи»
Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются ...
Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания, игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей с нарушением речи".
Речь человека- это сложный механизм,который не можетобразоваться сам по себе....