Игры со звуками
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители!
Поиграйте с вашим ребёнком в игры со звуками. Они научат его слышать и различать звуки нашей речи.
Игра №1 «Фонетическая гимнастика»
Предложите ребёнку ответить на вопросы:
Как тикают часы? –Тик-так.
Как подзывают цыплят? – Цып-цып.
Как чикают ножницы? – Чик-чик.
Что говорят, когда рыба срывается с крючка? – Эх и т. п.
А затем задаём вопросы так, чтобы, отвечая, ребёнок использовал только отдельный звук:
Как жужжит жук? – Ж-Ж-Ж
Как воет волк? – У-У-У
Как паровоз выпускает пар? – Щ-Щ-Щ
Как поёт комарик? – З-З-З
Как рычит мотор? – Р-Р-Р
Что нужно говорить, когда врач смотрит горло? – А-А-А
Как фыркает кот – Ф-Ф-Ф
Как выходит воздух из шара? – С-С-С
Как шипит змея? – Ш-Ш-Ш.
Вариант этой игры. «Звуковые загадки»
Взрослый называет какой-то звук, а ребёнок придумывает кто (что) может его издавать.
Кто (что) издаёт такой звук: З-З, Ш-Ш, Р-Р и т. д.
Игра №2 «Заводные игрушки»
Заводим ключиком механические игрушки (игрушки – это дети). Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.
Ж- полетел жучок.
Р- затарахтел мотоцикл.
Ф – зафыркал кот.
С – выходит воздух из шара.
Игра №3 «Волшебный кубик»
На гранях обыкновенного кубика наклеены картинки – самолёт, паровоз, комар, змея и т. д. Ребёнок говорит:
«Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик.
Вверху оказывается какая-нибудь картинка. Ребёнок изображает то, что на ней нарисовано, и произносит соответствующий звук. Например, если нарисован самолёт, летает и гудит: У-У-У.
Таких кубиков, если этот вариант игры понравился ребёнку, может быть 2 -3.
Игра №4 «Скажи, как я»
(эта игра научит интонированию звуков
Взрослый кидает мяч ребёнку и называет слово, голосом интонационно выделяет звук. Ребёнок перебрасывает мяч взрослому, повторяя слово точно так же. Нельзя подбирать слова с теми звуками, которые ребёнок еще не научился говорить. Например:
ССССССумка
коШШШШка
ММММишка
ЗЗЗЗЗЗамок
ГГГГГГусь .
Игра №5 «Поищем песенку жука в словах»
Как разговаривает жук? – Ж
Давай поищем песенку жука в других словах: (Ж)аба, моро(Ж)еное, пиро(Ж)ок,.
А в слове суп есть песенка жука?
А в слове торт?
А в слове (Ж)Ир? (что-то я сомневаюсь, скажи получше).
Игра №6 «Найди картинку»
На столе разложены картинки с изображением животных или птиц. Просим ребёнка выбрать те картинки, где нарисованы звери, в названии которых есть звук Ж. Играем несколько раз. Всякий раз меняем звук.
Игра №7 «Весёлая полянка»
Перед началом игры с ребёнком необходимо договориться о том, что по команде взрослого он будет изображать то комара, то пчёлку, то змею и произносить соответствующие звуки.
Мы пришли на цветочную полянку. Летают пчёлки. Ребёнок изображает пчёлку: летает, жужжит, собирает пыльцу и «поёт» Ж-Ж-Ж. Неожиданно откуда-то прилетели комары. Издали звенят тихо: З-З-З, а чем ближе они подлетали, тем громче их слышно: З-З-З (ребёнок поёт звук «З»). Вдруг под кустиком появился ёжик. Ёжик выпускает колючки и возмущённо фыркает Ф-Ф-Ф. Ёжик спугнул ползущую змею, которая злобно шипела: Щ-Щ-Щ. На дереве стучит дятел: Д-Д-Д и т. д.
(Количество персонажей зависит от фантазии взрослого).
Игра №7 «Комары и осы»
(различение часто смешиваемых детьми звуков С-З)
Для игры понадобятся картинки в названии которых есть звуки С и З, или игрушки с этими звуками.
Комары звенят З-З-З, осы ползают возле банки с вареньем и поют песенку С-С-С. Ребенку предлагается: «Услышишь звук З-З-З – помашешь крылышками, а когда услышишь песенку осы С-С-С – пальчиками покажешь, как она ползает».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Усвоение детьми 6-7 лет с ОНР системы фонем в ходе совместного моделирования игры "Карусель звуков". (Приложение 1. Видео "Дети играют в игру "Карусель звуков")
Игра «Карусель звуков» моделируется вместе с детьми в течение учебного года по мере последовательного изучения системы фонем. В процессе моделирования игры дети выделяют звук из слов...
Дидактическая игра "Подружим звук "М" с гласными звуками".
Данная дидактическая игра предназначена для детей младшего дошкольного возраста. Сначала детей знакомят с артикуляцией гласных звуков и согласного звука "М", а затем с символами, обозначающими и...
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками.
Консультации для родителей Слушаем звуки, играем со звуками....
Игра со звуками. Дифференциация звуков с и ш.
В столь сложное время, когда многие учебные заведения переходят в дистанционное обучение, специалисты дошкольных учреждении вынуждены работать на удалёнке. Для доступной и интересной рабо...
Консультация для родителей "Cлушаем звуки, играем со звуками"
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"....
Консультация для родителей" Слушаем звуки, играем со звуками".
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фоне...
Консультация для родителей "Слушаем звуки, играем со звуками"
Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фон...