«Речевая готовность ребенка к школе»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kosultatsiya_rechevaya_gotovnost_k_shkole.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №5» г. Пласта
Консультация для родителей
на тему:
«Речевая готовность ребенка к школе»
Учитель – логопед
Романова Елена
Григорьевна
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! как же ты красива!
Е. Щукина
В 7 лет дошкольник становится школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению.
Требование к речи ребенка идущего в школу:
- Иметь хорошее звукопроизношение.
- Развитые и достаточно хорошо сформированные фонематические процессы и навыки анализа и синтеза звукослогового состава слова.
- Соответствующий возрасту словарный запас.
- Грамматически правильно оформленную речь.
- Должен уметь строить связные высказывания (связно, последовательно, четко и точно формулировать основную мысль высказывания; отбирать языковые средства, соответствующие виду высказывания).
При поступлении в школу ребенок должен:
- Звукопроизношение.
К 7-ми годам дети должны произносить все звуки родного языка.
- Фонематические процессы.
Фонематический (речевой слух) - умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.
Это умение дифференцировать звуки по противопоставлениям: звонкость-глухость, твердость – мягкость и т.д. Различать слова, отличающиеся одним звуком (слова «точка-дочка»). Определять количество, последовательность и место слов в предложении. Определять количество слогов в слове, отбирать картинки с заданным количеством слогов.
- Звуковой анализ.
Уметь выделять звук из слова, выделять первый и последний звук в словах, определять место звука, а также их количество и последовательность. Слитно произнести слово, произнесенное с паузами после каждого звука. Ребенок должен знать и правильно употреблять термины: «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки: гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
- Владение чтением.
У выпускников из логопедической группы сформированы навыки чтения. Дети владеют не только, послоговым чтением слов, но и понимают прочитанный материал. Они легко работают со схемой слова и разрезной азбукой.
- Словарный запас.
Объем словаря должен соответствовать возрасту ребенка составляет не менее 2000 слов. Ребенок должен уметь обобщать и классифицировать предметы по группам: времена года, овощи, фрукты, насекомые, домашние и дикие животные, одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда, транспорт, профессии и т.д.
- Грамматический строй речи.
Умение пользоваться различными способами словоизменения и словообразования. Умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе, согласовывать имена существительные с именами прилагательными, правильно употреблять в речи относительные и притяжательные прилагательные, умение употреблять простые и сложные предлоги и т.д.
- Связные высказывания.
Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно).
Наличие даже небольших отклонений в речевом развитии ведёт к серьёзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Отличительной особенностью логопедических групп является лишь то, что занятия по обучению грамоте и развитию речи проводит специалист — логопед. Кроме этого, существуют и дополнительные коррекционные занятия, как индивидуальные, так и подгрупповые, на которых происходит развитие всех составляющих языковой системы.
Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важнейших задач по обучению ребёнка в дошкольных учреждениях и семье.
Ребёнку с хорошо развитой речью легко общаться с окружающими, он понятно выражает свои мысли, желания.
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Ребёнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребёнка и вместе с ним радуйтесь его успехам!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевая готовность ребенка к школе
Папка - передвижка для родителей...
Речевая готовность ребенка к школе.
Речевая готовность ребенка к школе. Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности ...
Консультация учителя-логопеда для родителей подготовительных к школе групп по теме: «Речевая готовность ребенка к школе».
Наиболее значимым для ребенка 7-ми лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и пов...
Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе»
Семинар-практикум для родителей воспитанников подготовительных к школе групп «Речевая готовность ребенка к школе».Данный материал может быть полезен для воспитателей ДО и дл...
Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая готовность ребенка к школе"
Презентация для воспитателей и родителей подготовительной к школе группе "Речевая гоовность ребенка к школе"...