Конспект по автоматизации звука «Л».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1. Автоматизация первоначальных навыков произношения звука «Л».
2. Отработка правильной артикуляции звука «Л».
3. Развитие фонематического слуха.
4. Звуковой анализ слов.
План занятия:
1. Звук Л - Л - Л (многократное произнесение).
Артикуляционная поза:
кончик языка прижат к альвеолам,
по бокам языка образуется щель, в которую проходит воздух,
губы открыты, зубы разомкнуты.
2. Слоги и слова (проговаривание по 3-5 раз)
ал-ал-ал бал—вал—мал—пал—зал
ол-ол-ол бол— вол— мол— пол— зол
у л-ул-ул бул— вул— мул— пул— зул
ыл-ыл-ыл был— выл— мыл— пыл— зыл
ил-ил-ил бил— вил— мил— пил— зил
ел-ел-ел бел— вел— мел— пел— зел
ял-ял-ял бял— вял— мял— пял— зял
3. Отработка произношения слов (перед зеркалом)
стул, Павел, забыл, пенал, пол.
4. Скороговорка
Ал-ол-ол— пенал на пол упал,
ол-ол-ол— пенал упал на пол,
ул-ул-ул — пенал упал на стул,
ыл-ыл-ыл— Павел пенал забыл.
5. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10" со словами пенал, стул, зал.
6. Звуковой анализ слова стул.
7. Итог занятия.
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1. Автоматизация звука «Л» в обратных слогах.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие памяти, внимания.
4. Активизация словарного запаса.
План занятия:
1. Звук Л ~ Л - Л (многократное произнесение).
2. Слоговые ряды
ал-ол-ул-ыл
ол-ул-ыл-ал
ул-ыл-ал-ол
ыл-ал-ол-ул
3. Слова
пал — палка
гол — галка
бел— белка
пол— полка
бул— булка
вил — вилка
бал— балкон
бутылка
фиалка
косилка
скакалка
молния
сеялка
солдат
укол
бокал
дятел
вокзал
козел
футбол
пенал
4. Игры "Эхо" (именительный падеж мн.числа), "1-2-5-6-7-8-9-10", "Что изменилось?", "Чего не стало?", "Запомни, назови", "Телеграф" (используются подходящие слова — см. п. 3).
5. Скороговорка
Ал-ал-ал— Павел днем не спал,
ол-ол-ол— Павел видел футбол,
ул-ул-ул— Павел сел на стул,
ил-ил-ил — Павел гол забил,
ыл-ыл-ыл— у нас суп остыл,
ел-ел-ел— Павел суп не ел,
ёл-ёл-ёл— Павел пол подмёл.
6. Выделение из скороговорки слов со звуком Л.
7. Буква Л.
8. Звуко-слоговой анализ, упражнения с разрезной азбукой, чтение, печатание, составление схем
бал — балка
бел— белка
бул— булка
вил— вилка
гал — галка
пал — палка
пол— полка
9. Скороговорка "Скакалка"
Очень любит Галка
Веселую скакалку.
Скок да скок, скок да скок!
Галке не жалко ног.
А бывает жалко
Веселую скакалку.
— Отдохни, скакалка,—
Еле шепчет Галка.
10. Аппликация "Белка".
11. Итог занятия.
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1. Автоматизация звука «Л» в прямых слогах.
2. Развитие памяти и внимания.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Активизация словарного запаса.
План занятия:
1. Звук Л - Л - Л (многократное произнесение).
2. Слоги и слова
ла-ла-ла — | лапы | ло-ло-ло— лом |
ла-ла-ла — | лампа | ло-ло-ло— лось |
ла-ла-ла — | лама | ло-ло-ло— локоть |
ла-ла-ла — | лапша | ло-ло-ло— лошадь |
ла-ла-ла — | юла | ло-ло-ло— ложка |
ла-ла-ла — | пила | ло-ло-ло— лото |
ла-ла-ла — | акула | ло-ло-ло— лодка |
ла-ла-ла — | школа | ло-ло-ло— мыло |
ла-ла-ла — | халат | ло-ло-ло— одеяло |
ла-ла-ла — | скала | ло-ло-ло— калоши |
лы-лы-лы — | лыко | лу-лу-лу— лук |
лы-лы-лы — | волы | лу-лу-лу — луна |
лы-лы-лы — | столы | лу-лу-лу— лупа |
лы-лы-лы — | вилы | лу-лу-лу — колун |
лы-лы-лы — полы
лы-лы-лы — малы
лы-лы-лы — малыш
лы-лы-лы — скалы
лу-лу-лу – голубь
лу-лу-лу – лукошко
лу-лу-лу шалун
лу-лу-лу тулуп
3. Игра "Телеграф" — деление слов на слоги (см. п. 2.).
4. Игра "Запомни, назови" (см. п. 2.).
5. Стихотворение "Зима"
Все бело, бело, бело.
Много снегу намело.
Вот веселые деньки —
Все на лыжи и коньки!
(выделение слов со звуком «Л»).
6. Повторение скороговорок на звук Л.
7. Итог занятия.
Конспект по автоматизации звук «Л».
Цель: 1. Автоматизация звука «Л».
2. Определение место звука в слове.
3. Развитие внимания и памяти.
4. Развитие фонематического слуха.
План занятия:
1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).
2. Слоговые ряды
ал-ол-ул-ыл
ол-ул-ыл-ал
ул-ыл-ал-ол
ыл-ал-ол-ул
ла-ло-лу-лы
ло-лу-лы-ла
лу-лы-ла-ло
лы-ла-ло-лу
3. Игра "Раз-два-три" — припоминание картинок, слов на Л
в конце слова в середине слова в начале слова.
4. Повторение стихов и скороговорок на Л.
5. Заучивание новых скороговорок
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой белка не была.
- Заяц белый, заяц белый,
- Ты куда за лыком бегал?
- Заяц белый зашептал:
— Я не бегал, я скакал.
6. Слова на Л из скороговорки.
7. Объяснение значения слова лыко, анализ этого слова.
8. Аппликация "Заяц белый".
9. Итог занятия.
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1.Автоматизация звука «Л» в словах с согласным звуком «К».
2.Развитие памяти и внимания.
3. Работа над словоизменением.
4.Развитие фонематического слуха.
План занятия:
1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).
2. Слоговые ряды
акл-окл-укл-ыкл
окл -укл-ыкл-акл
укл -ыкл-акл-окл
ыкл-акл-окл -укл
кла-кло-клу-клы
кло-клу-клы-кла
клу-клы-кла-кло
клы-кла-кло-клу
лка-лко-лку-лкы
лко-лку-лкы-лка
лку-лкы-лка-лко
лкы-лка-лко-лку
алк-олк-улк-ылк
олк-улк-ылк-алк
улк-ылк-алк-олк
ылк-алк-олк-улк
3. Слова
Клава
класс
кладовка
класть
клад
клавиши
клок
клык
клуб
свекла
клумба
Клаша
клубок
клуша
клубника
Фекла
клоун
закладка
4. Игры с этими словами "Телеграф" (деление на слоги), "Запомни, повтори" (на внимание и память), "1-2-5-6-7-8-9-10" (счет без "3" и "4").
5. Составление и проговаривание словосочетаний со словами из п. 3 с притяжательным прилагательным Клавин
Это Клавин класс.
Это Клавина клумба и т.д.
6. Заучивание скороговорок
Клава клала лук на полку,
Позвала к себе Николку.
Клава, Клава, глянь в окно,
Сколько снегу намело,
И в лесу, и в саду
Сосны, елки все в снегу.
(выделение слов со звуком «Л».)
7. Спряжение
а) в настоящем и прошедшем времени
класть лук на полку;
б) в будущем и прошедшем времени
полоть гладиолусы на клумбе.
- Рисование "Гладиолусы на клумбе".
- Итог занятия.
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1. Автоматизация звука «Л» в словах со стечением согласного звука «С».
2. Развитие внимания и мышления.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Составление схем.
5.Обогащение словарного запаса.
План занятия:
1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).
2. Слоговые ряды
сла-сло-слу-слы
сло-слу-слы-сла
слу-слы-сла-сло
слы-сла-сло-слу
асл-осл-усл-ысл
осл -уел -ысл-асл
усл-ысл-асл-осл
ысл-асл-осл-усл
алс-олс-улс-ылс
олс-улс-ылс-алс
улс-ылс-алс-олс-
ылс-алс-олс-улс
лса-лсо-лсу~лсы
лсо-лсу-лсы-лса
лсу-лсы-лса-лсо
лсы-лса-лсо-лсу
и т.д.
То же самое со звуком «3»
алза-олза-улза-ылза
азл-озл-узл-ызл
зла-зло -злу-злы
лза-лзо-лзу-лзы
3. Слова
слон
слоненок
слонята
слониха
слоник
слоновый
слоновник
слово | Слава |
слоги | сладкий |
весло | сласти |
слух | слабый |
слушать | послать |
заслуга | злой |
слышать | узлы |
4. Выделение и проговаривание родственных слов (см. п. 3).
5. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10" со словами слон, слониха, слоненок, слоник.
6. Составление схем по следам звуко-слогового анализа
слон, слоны, слоник.
7. Заучивание серии стишков о слонах
Слоны умны, слоны сильны,
Слоны спокойны, веселы.
Головой кивает слон —
Он слонихе шлет поклон.
Спит в углу моя слониха,
Двое маленьких слонят
Спать давным-давно хотят.
Спит спокойно сытый слон,
Стоя спать умеет он.
8. Аппликация "Слон".
9. Итог занятия.
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1. Автоматизация звука «Л» в словах со стечением согласных звуков.
2. Развитие фонематического слуха.
3. Развитие памяти и внимания.
4. Подбор предмета к признаку.
5. Работа по словоизменению.
План занятия:
1. Звук Л — Л — Л (многократное произнесение).
2. Слоговые ряды
гла-гло-глу-глы
гло-глу-глы-гла
глу-глы-гла-гло
глы-гла-гло-глу
лпа-лпо-лпу-лпы
лпо-лпу-лпы-лпа
лпу-лпы-лпа-лпо
лпы-лпа-лпо-лпу
абл -обл -убл -ыбл
обл -убл -ыбл -абл
убл-ыбл -абл –обл
ыбл-абл-обл-убл
алф-олф-улф-ылф
олф-улф-ылф-алф
улф-ылф-алф-олф
ылф-алф-олф-улф
3. Слова
платье
платок
плакат
платан
пластик
пластилин
пластмасса
плавать
пловец
заплатка
плавник
плов
плохо
пломба
плуг
плыть
каблук
блуза
яблоко
блокнот
хлопать
хлыст
флот
флотилия
флоксы флаг флакон
глаза
гладиолус гладкий гладить
4. Подбор предметов к признакам.
голубой
пластмассовый
белый
глупый
глубокий
спелый
голубая
пластмассовая
белая
глупая
глубокая
спелая
глубокий
голубое
пластмассовое
белое
глупое
глубокое
спелое
5. Спряжение в прошедшем времени
заблудиться в глухом лесу
полоскать голубое платье в холодной воде
полоскать белый халат в холодной воде.
6. Рассказ "Белка и волк" (по Л.Н. Толстому)
а) пересказ;
б) выделение слов со звуком Л;
в) родственные слова
белка—
волк —
- Иллюстрация к рассказу "Белка и волк".
8. Итог занятия.
Конспект по автоматизации звука «Л».
Цель: 1. Автоматизация звука «Л» в словах со стечениям согласного звука «Ш».
2. Развитие внимания и памяти.
3. Развитие фонематического слуха.
4. Пересказ текста.
План занятия:
1. Звуки Л, Ш (произнесение звуков).
2. Слоговые ряды
шла-шло-шлу-шлы
шло-шлу-шлы-шла
шлу-шлы-шла-шло
шлы-шла-шло-шлу
лша-лшо-лшу-лши
лшо-лшу-лши-лша
лшу-лши-лша-лшо
лши-лша-лшо-лшу
ашл-ошл-ушл-ышл
ошл-ушл-ышл-ашл
ушл-ышл-ашл-ошл
ышл -ашл-ошл -ушл
алш-олш-улш-ылш
олш-улш-ылш-алш
улш-ылш-алш-олш
ылш-алш-олш-улш
3. Слова
шла
вышла
вошла
зашла
подошла
отошла
обошла
шлак
шланг
шлагбаум
шлакобетон
шлакоблок
шлаковый
нашла
4. Выделение приставочных глаголов (от глагола шла).
5. Составление предложений с этими глаголами о Клаве и шлагбауме.
6. Скороговорка
Шла Клава по шоссе и нашла булавку.
7.Рассказ по Л.Н. Толстому "Хотела галка пить" (адаптированный).
Хотела галка пить. Видит стоит кувшин. А в нем вода. Подошла галка к кувшину. А в нем воды на самом донышке. Скакала, скакала галка — никак не достала. Отошла галка. Подумала и стала поднимать камешки и кидать в кувшин. Вода поднялась высоко, и галка напилась.
Заучивание рассказа, выделение слов со звуком Л.
8. Иллюстрация к рассказу "Хотела галка пить".
9. Игра "1-2-5-6-7-8-9-10" (Галкин голубой кувшин).
10. Итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Автоматизация звука Л в слогах"
Занятие адресовано логопедам, работающим с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи. Занимательная форма занятия, игровые приемы, смена видов заданий позволяет удержать внимание де...
Конспект занятия "Автоматизация звука Ш через формирование семантического поля"
Семантическое поле - комплекс ассоциаций, возникающий вокруг одного слова. Связи, которые возникают между словами, называются валентностью слова. Организация семантических полей может включать задания...
2. Конспект занятия «Автоматизация звука [ч] в связной речи »
Цель занятия: разработать серию конспектов занятий по проблемам методики русский язык как иностранный....
Конспект занятия "Автоматизация звука (Л)"
Конспект можно использовать с детьми старшего дошкольного возраста для закрепления материала по автоматизации звука (Л) в слогах, словах, предложениях. Можно использовать как обучающий материал со ста...
Конспект НОД «Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»
laquo;Автоматизация звука "Р". Интересные истории со Смешариками»...
Конспект занятия «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»
Конспект подгруппового занятия.Тема: «Автоматизация звука [Л ] в слогах и словах»...
Конспект занятия. Автоматизация звука [Р] в словах, в предложениях. Введение звука [Р] в речь.
Конспект подгруппового занятия....