Консультация для воспитателей ДОУ "Грамматически правильная речь педагога ДОУ"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Консультация для воспитателей ДОУ "Грамматически правильная речь педагога ДОУ"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Тема: Грамматически правильная речь педагога ДОУ

(выступление на педсовете ДОУ, октябрь 2019 уч.г.)

                                                                               

                                                                        Подготовила:

                                                                       Кострюкова И. А.,

                                                                    учитель-логопед

Саранск – 2019г.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, (во время всех видов деятельности). Он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Отсутствие грамматически правильной речи проявляется, например, в том, что: человек неправильно произносит звуки в словах, неправильно строит словосочетания (например, говорит «оплачиваю за проезд» вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), придает словам неправильный смысл (например, слово «сокрушенно» (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»). Неуместно употребляет слова, грамматические формы, может вставить просторечное слово в официальную речь, может говорить крикливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить слишком громко, тихо, быстро и неотчетливо.

Обладать грамматически правильной речью — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания. 

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Речь свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.  

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой:- Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.  

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.

По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки.

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.  

Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего.   Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.  

Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления.  

Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Так, Л. Н. Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания". 

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств.  

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.  

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.  

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой". 

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.  

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной из самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает.  

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Привычка произносить слова-паразиты – это удел людей как с маленьким, так и с достаточным словарным запасом. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Часто употребляемые слова - паразиты

 Как бы  По ходу  Блин  Типа  Это  Это самое  На самом деле 
 Вот, ну вот   Ну, ну ваще   Короче    Практически, фактически 
 В принципе  Прикольно   Да не вопрос, без проблем….

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка делает речь педагога нечёткой, смазаной.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё» и т. д. Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог нецензурного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами.  

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей. Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Спросите у окружающих, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин».

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Если решите очистить свой язык от ненужных слов, составьте список своих личных словечек, распечатайте их, повесьте на видное место. Читайте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности не позволяйте себе употребить их вновь.Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы! Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.



Предварительный просмотр:

 МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 78 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА»

Тема: Грамматически правильная речь педагога ДОУ

(выступление на педсовете ДОУ, октябрь 2019 уч.г.)

                                                                               

                                                                        Подготовила:

                                                                       Кострюкова И. А.,

                                                                    учитель-логопед

Саранск – 2019г.

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, (во время всех видов деятельности). Он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит детей с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в детском воспитательном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя. Для воспитателя детского сада владение образцовой речью — это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи — нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Отсутствие грамматически правильной речи проявляется, например, в том, что: человек неправильно произносит звуки в словах, неправильно строит словосочетания (например, говорит «оплачиваю за проезд» вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), придает словам неправильный смысл (например, слово «сокрушенно» (печально) употребляет в значении «сокрушительно» («сильно»), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»). Неуместно употребляет слова, грамматические формы, может вставить просторечное слово в официальную речь, может говорить крикливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить слишком громко, тихо, быстро и неотчетливо.

Обладать грамматически правильной речью — значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи.

Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье. Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка, т. е. о том, что люди дифференцируют свою речь в зависимости от того, где, с кем и о чем они говорят.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т. е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет ему и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет воспитывать чувство стиля у детей.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т. е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания. 

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Речь свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе.  

Еще в 1968 году в фильме “Доживем до понедельника” имел место эпизод, посвященный культуре речи учителя. Был показан диалог молодой учительницы с коллегой:- Я им говорю: не ложите зеркало на парту, а они все ложат, ложат и смотрятся в него.  

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

Речь педагога служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для дошкольника речь воспитателя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.

По мнению признанных мастеров слова (писателей, общественных деятелей) хорошую речь характеризуют такие признаки.

Правильность речи, то есть ее соответствие принятым литературно-языковым нормам.  

Точность речи, то есть ее соответствие мыслям говорящего.   Ясность речи, то есть ее доступность пониманию слушающего.  

Логичность речи, то есть ее соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления.  

Простота речи, то есть ее безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, "красивостей слога". Так, Л. Н. Толстой писал: "Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания". 

Богатство речи, то есть разнообразие используемых в ней языковых средств.  

Сжатость речи, то есть отсутствие в ней лишних слов, ненужных повторений.  

Чистота речи, то есть устранение из нее слов нелитературных, жаргонных, вульгарных, иностранных, употребляемых без особой необходимости.  

Живость речи, то есть отсутствие в ней шаблонов, ее выразительность, образность. Так, Л.Н. Толстой писал: "Язык должен быть живой". 

Благозвучие речи, то есть ее соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны.  

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной из самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты.

Слова-паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает.  

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение.

Привычка произносить слова-паразиты – это удел людей как с маленьким, так и с достаточным словарным запасом. Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае паразиты говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Часто употребляемые слова - паразиты

 Как бы  По ходу  Блин  Типа  Это  Это самое  На самом деле 
 Вот, ну вот   Ну, ну ваще   Короче    Практически, фактически 
 В принципе  Прикольно   Да не вопрос, без проблем….

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка делает речь педагога нечёткой, смазаной.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё» и т. д. Скорее всего, эти слова на «Ё» - цензурный аналог нецензурного слова на ту же букву. Значение слова (если таковое есть) не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Бывают у людей обращения-паразиты. Некоторые имеют привычку всех называть «Кисой», «Зайкой», «Малышом» и подобными ласковыми прозвищами.  

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира. Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей. Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину. «Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося. «Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

Спросите у окружающих, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин».

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Если решите очистить свой язык от ненужных слов, составьте список своих личных словечек, распечатайте их, повесьте на видное место. Читайте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности не позволяйте себе употребить их вновь.Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает речь лучше, чем чтение качественной литературы! Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Одним из рабочих инструментов воспитателя является правильная речь. Дети должны слышать только правильные слова в речи воспитателя. В нашем коллективе ведётся постоянная работа над культурой речи педа...

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

В материале представлены распространенные речевые ошибки воспитателей при общении с детьми и даны рекомендации по их исправлению....

Консультация для воспитателей «Грамматически правильная речь воспитателя»

«Грамматически правильная речь воспитателя».Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и т...

Семинар –практикум для воспитателей «Грамматически правильная речь педагога - образец для подражания»

Семинар –практикум для воспитателей«Грамматически правильная речь педагога - образец  для подражания»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ ВОСПИТАТЕЛЯ»

 Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения воспитанников, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть н...

Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений....

Консультация для воспитателей "Грамматически правильная речь воспитателя"

        В настоящее время известна поговорка «Слово - визитная карточка человека». От того, насколько грамотно человек выражается, зависит его успех не только в ...