СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ
консультация по логопедии (средняя группа)

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

 

  • Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

 

  • Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

 

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami.docx29.37 КБ

Предварительный просмотр:

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ  ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

  • Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

  • Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

  • Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.кпосле заучивания текста это будет сделать уже  очень трудно.

  • Обратите внимание ребенка на  интонацию  каждой строчки, силу голоса  при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Игровые приемы, которые помогут вам при этом:

  1. заучивание стихотворения в лицах, драматизации. Этот прием помогает лучшему осмыслению текста, выбору нужной интонации и большей выразительности речи.

  1. рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)

Уважаемые родители!

Главным примером для своих детей являетесь – вы! Говорите правильно, чётко и  выразительно! Исправляйте речь  своего ребёнка, выполняйте все рекомендации логопеда и воспитателей!

МКДОУ ЦРР – детский сад № 5 г. Россоши

Работа

с    родителями

Подготовила:

 учитель – логопед,

Мандрыкина

Светлана Васильевна

г.  Россошь

Одной из наиболее актуальных проблем логопедической работы на сегодняшний день является проблема работы с семьей, имеющей ребенка с речевыми нарушениями. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляются в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. С каждым годом число детей логопатов увеличивается. Сегодня в среднем каждый четвертый ребенок дошкольного возраста страдает замедленным развитием речи или его нарушением. Рост числа нарушений развития речи в наше время объясняется не только медицинскими факторами, но и изменившимися социально-культурными условиями, в которых сегодня растут дети, независимо от уровня образования родителей или их принадлежности к определенным социальным слоям. Одной из причин отставания в речевом развитии является недостаточное общение ребенка со своими родителями. Многие родители ввиду своей занятости и усталости не имеют времени и желания общаться со своими детьми. Для многих детей главным источником информации становится телевизор. Молчаливое состояние членов семьи в повседневной жизни и постоянный просмотр телевизора оборачивается печальными последствиями для овладения речью ребенком. Важным направлением коррекционной работы с дошкольниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Нередко логопеды испытывают трудности в установлении контакта с родителями воспитанников. Многие родители, не компетентны в вопросах психического и речевого развития детей, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей.. Существуют устойчивые формы работы логопеда с семьей, которые в дошкольной педагогике принято считать традиционными: педагогическое просвещение родителей, осуществляемое в двух направлениях: внутри детского сада и за его пределами. беседы и консультации, направлены в основном на семьи, не справляющиеся с воспитательной и образовательной функцией. (Ведущая роль в них принадлежит педагогу. Темы, рассматриваемые во время бесед и консультаций, исходит от педагогов и ведется в направлении, которое им казалось необходимым.) общие и групповые родительские собрания также родители в роли пассивных слушателей. наглядная пропаганда оформление педагогами в виде стендов, тематических выставок и т.д. Родители знакомятся с ней чисто механически, когда забирают или приводят детей в группу. Традиционные форм работы логопеда с семьей не так эффективны: работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей ребенка и семьи; родители привлекаются только к осуществлению организационных моментов.

 Успешное, эффективное взаимодействие учителя-логопеда с семьѐй предполагает следующие этапы взаимодействия логопеда с родителям (по В.А. Петровскому)

1-й этап "Трансляция родителям положительного образа ребенка". Педагог никогда не жалуется на ребенка. Даже если он что-то натворил. Беседа проходит под девизом: "Ваш ребенок лучше всех".

2-й этап "Трансляция родителям знаний о ребенке, которых они бы не могли получить в семье". Логопед сообщает об успехах и развитии ребенка, особенностях общения его с другими детьми, результатами учебной деятельности.

3-й этап "Ознакомление логопеда с проблемами семьи в воспитании и обучении ребенка". На данном этапе активная роль принадлежит родителям, логопед только поддерживает диалог. Не давая оценочных суждений. Нужно помнить, что полученной от родителей информацией не следует делиться с коллегами по группе и в целом использовать ее только для организации позитивного взаимодействия.

4-й этап "Совместное исследование и формирование личности ребенка". Только на этом этапе педагог, завоевавший доверие родителей при успешном проведении предыдущих этапов, может начинать осторожно давать советы родителям. В условиях современных технологий дошкольного образования более актуальными являются такие формы работы, которые обеспечивают решение проблемы каждого ребенка и семьи индивидуально. Именно поэтому в настоящее время востребованным является такое взаимодействие логопеда с родителями, которое предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно так же направлено на повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков. Начинается работа с диагностики, т.е. с выявления особенностей воспитания и обучения ребенка в семье, составления перспективного планирования работы логопеда с родителями, а затем осуществляется контроль выполнения поставленных задач. Для того, чтобы партнерство логопеда и семьи было наиболее действенным, необходимо четко определить задачи логопедической работы: приобщить родителей к коррекционной работе, ознакомить с приемами обучения и развития речи; помочь родителям увидеть актуальную проблему ребенка, или наоборот; убедить в успешности освоения им определенных знаний и умений; убедить родителей в том, что необходимо закреплять изученный материал в домашних условиях. Информационное просвещение предполагает знакомство с возрастными особенностями становления детской речи; с результатами психолого-педагогического, логопедического обследования; с методами коррекционно-развивающего воздействия.

Обучающее просвещение включает в себя обучение родителей приемам коррекционно-развивающей работы с ребенком-логопатом; привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка; формирование у родителей и детей представления о готовности к обучению в школе.

 Формы работы логопеда с родителями в ДОУ по преодолению речевых недостатков.

1. Тестирование и анкетирование (позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей).

2. Родительские пятиминутки. (Рекомендуются при работе на логопункте, где родители получают возможность кратковременной личной консультации).

3. Консультации - практикумы. (Совместно с детьми родители малыми подгруппами разучивают артикуляционную гимнастику, учатся выполнять задания вместе с детьми в логопедических тетрадях).

4. Родительские собрания. ("Знакомство родителей с задачами и содержанием коррекционной работы", "Совместная работа детского сада и родителей по подготовке ребенка к обучению в школе", "Развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму", "Итоги коррекционной работы за год".)

 5. Домашние задания. (Логопед предоставляет родителям возможность изучить индивидуальные тетради детей, чтобы они могли проследить динамику их обучения, организовать их участие в выполнении домашнего задания; а также домашние задания вывешиваются на стенде для родителей). 6. Домашние игротеки (Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей, в нее входят описание игр, способствующих развитию речи ребенка, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".)

7. Праздники и развлечения. (Для участия привлекаются родители. В конце года родители приглашаются на итоговое занятие - праздник, где дети демонстрируют все свои знания, умения и навыки приобретенные за год.)

 8. Выпуск газет для родителей "Веселая семейка". (Освещаются события группы, даются практические советы родителям).

9. Организация выставок "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).

10. Сочинения родителей на тему "Мой ребенок". (Родители самостоятельно выбирают содержание и тематику, стиль написания, проявляют творчество и фантазию).

11. Размещение информации на сайтах, предназначенных для родителей. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

Логопед помогает определить формы организации домашних занятий с ребенком - логопатом. Преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу; учет индивидуальности ребенка; укрепление внутрисемейных связей. При доверительно-партнерских отношениях между всеми участниками коррекционного процесс успешно преодолеваются не только собственно нарушения речи, психические процессы, нарушения поведения у ребенка, но и решаются многие внутриличностные конфликты и проблемы родителей, создается благоприятный психоэмоциональный климат в семьях детей с отклонениями в развитии, формируются детско-родительские отношения. Практика показывает, что количество детей с речевыми нарушениями год от года все увеличивается. Цифры говорят сами за себя: около 80 % детей, посещающих массовые ГБДОУ, имеют отклонения в речевом развитии. А вместе с тем, желание общаться, умение формулировать свои мысли, пользоваться в общении с окружающими правильной выразительной речью является важнейшим условием полноценного гармоничного развития личности ребѐнка. Тяжелая речевая патология тормозит формирование у детей потенциально сохранных умственных способностей, препятствует нормальному функционированию речевого интеллекта. Имеющиеся у детей нарушения звукопроизношения, фонематического и лексико – грамматического развития находят отражение в чтении и письме, а это, в свою очередь, препятствует овладению более сложным программным материалом.  Ребѐнок с речевыми нарушениями в школьном возрасте может подвергаться насмешкам со стороны сверстником, что способствует формированию таких негативных черт характера, как обидчивость, замкнутость, негативизм. Коррекцией речевого нарушения и развитием речемыслительной деятельности ребѐнка в условиях детского сада развивающего вида занимается учитель – логопед в тесной связи с другими специалистами ДОУ и, конечно же, родителями. Ведь формирование речи ребѐнка происходит не только на специальных занятиях, но и в повседневной жизни. А вместе с тем многие родители попросту не замечают у своего ребенка речевого нарушения, списывая подчас тяжелую речевую патологию на особенности детской речи. Для логопеда очень важно грамотно и последовательно проводить работу с родителями, на протяжении всего коррекционно – образовательного процесса.

 Основными задачами работы логопеда с родителями являются:

- Информирование родителей о состоянии речи дошкольника, о негативных последствиях своевременно не устраненного речевого нарушения.

 - Стимулирование их обращения за логопедической помощью. - Вооружение родителей в процессе бесед и консультаций необходимыми знаниями и практическими умениями для домашних занятий с ребѐнком.

В нашем МКДОУ мы активно применяем следующие формы работы с родителями:

- Родительское собрание. Проводится 3 раза в год (в сентябре, январе, мае). Главной задачей первого родительского собрания является познакомить родителей, пришедших из массового детского сада, со спецификой работы коррекционного образовательного учреждения. Логопед информирует родителей о том, что такое общее недоразвитие речи, о возможном влиянии речевого нарушения на дальнейшее развитие и обучение ребѐнка. Родителям сообщается о том, какие специалисты МКДОУ будут работать с его ребѐнком, о структуре занятий, об основных направлениях работы на занятиях, об огромной важности активного участия родителей в коррекции речевого нарушения у ребѐнка. Важно уже на первом собрании постараться найти психологический контакт с родителями, установить деловые партнерские отношения. Уместным будет провести анкетирование с целью изучения семьи ребѐнка, круга его интересов. Второе родительское собрание проводится по окончании первого полугодия обучения. Его главной задачей является проведение промежуточных итогов коррекционно – образовательной работы. Заключительное родительское собрание проводится в мае. Возможно, провести его в виде «круглого стола». Цель: подвести итоги совместной работы, обсудить вопросы преемственности между ДОУ и школой.

В детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи проводятся также консультации для родителей: индивидуальные и подгрупповые. На первых индивидуальных консультациях учитель – логопед:

 - информирует родителей о результатах логопедического обследования;

- сообщает план коррекции речевого нарушения. На дальнейших индивидуальных консультациях в течение года учитель – логопед:

 - сообщает родителям об успехах и трудностях их ребѐнка, показывает, на что нужно обратить внимание дома;

 - предупреждает о возможных осложнениях в процессе коррекции речевого нарушения;  - дает предварительный прогноз.

Несколько раз в год проводятся групповые консультации для родителей на различные актуальные темы (по их выбору). Примерный список тем составляется логопедом по результатам анкетирования в начале учебного года. Нельзя ни сказать, о еще одной относительно новой форме работы – консультирование родителей с помощью сети интернет. В настоящее время практически в каждом доме, в каждой семье есть компьютер. Для современных молодых людей, к числу которых, безусловно, относятся и родители наших воспитанников, интернет является и средством общения, и источником информации. Зачастую ответы на вопросы, связанные с особенностями речевого развития ребѐнка, наличием или отсутствием у него речевых нарушений, методами их коррекции и проч., родители ищут не в детских садах, а в социальных сетях. Поэтому очень важно, чтобы и там они могли получить квалифицированную помощь. В настоящее время существует множество логопедических сайтов, групп и сообществ логопедов в интернете. Необходимой формой работы с родителями является проведение индивидуальных занятий с детьми в присутствии родителей. Они позволяют вооружить родителей необходимыми знаниями и умениями для самостоятельной работы с ребѐнком дома, наглядно демонстрируют успехи ребѐнка, выявляют трудности. В логопедическом уголке в раздевалке еженедельно обновляются материалы по изучаемым лексическим темам. В них в доступной для родителей форме даются рекомендации и предлагаются различные игры и упражнения для домашних занятий.

Применяемые методы и формы работы с родителями показали свою высокую эффективность, позволяют достичь значительных положительных результатов в коррекции речевых нарушений у детей.

Перспективное планирование работы учителя-логопеда с родителями (Мероприятия Срок проведения).

 Проведение индивидуальных бесед с родителями для сбора анамнеза. 1-15 сентября

Проведение индивидуальных бесед и консультаций. В течении года Посещение родителями подгрупповых, индивидуальных логопедических занятий. В течение года (по желанию родителей)

Ведение индивидуальных тетрадей детей по коррекции звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка, развитию моторики и т.д. В течение года.

Проведение тематических родительских собраний:

- беседа по результатам обследования, характеристика речи детей; ознакомление родителей с планом на год, обсуждение организационных моментов; Сентябрь

 - подведение итогов работы за первое полугодие, анализ трудностей; Декабрь

- подготовка детей к поступлению в школу, формирование у детей положительной мотивации учебной деятельности; Март

 - подведение итогов коррекционной работы, рекомендации на летний период. Май

 Участие родителей в работе ТПМПК. Апрель

Совместная подготовка детей к выступлению на праздниках, развлечениях и пр. В течение года

Проведение консультаций для родителей, дети которых не посещают логопедическую группу. В течение года

Работа с родителями

1. Регулярно вести пропаганду логопедической работы среди родителей.

2. Проводить пятиминутки, консультации на темы:

3. Наглядная агитация.

Оформить стенд-ширму на тему:
- «На этой неделе»
- «Профилактика нарушений речи»
- «Мы учимся говорить»

4. Провести родительские собрания на темы:


«Характеристика речевого и общего развития детей»
«Итоги логопедической работы за 1-ое полугодие»
«Итоги логопедической работы за 1-ый год обучения»

Работа с воспитателями

1. Работу в группе проводить в тесной взаимосвязи с воспитателями.

С этой целью провести:


- совместно с воспитателями провести комплексное обследование умений и навыков детей;


- провести открытый логопедический час для воспитателей;


- рассказать воспитателям о дефекте речи каждого ребенка;


- знакомить воспитателей с разными требованиями к речи детей на разных этапах работы;


- посещать занятия воспитателей с целью выработки единых требований к речи детей.

2. С воспитателями группы провести консультации на темы:


«Результаты обследования»
«Коррекция вторичных дефектов»
«Использование наглядных пособий на занятиях по заданию логопеда»

3. Выпустить «Экран звукопроизношения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемосхем при заучивании стихов, составлении загадок.

Консультация  для педагогов в форме презентации....

Развитие опосредованной памяти у дошкольников при заучивании стихов с помощью зрительных опор

При заучивании стихов с детьми - логопатами наиболее эффективно использование метода иллюстраций....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЯНВАРЬ".

Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяют делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ЗИМА".

Одно из стихотворений автора для закрепления знаний детей об окружающем мире: явлениях природы, приметах зимы и зимних месяцев. Содержание стихотворения помогает не только запомнить зимние приметы, но...

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ДЕКАБРЬ".

Использование презентаций во время заучивания  стихов, делают занятия для детей более наглядными, красочными и интересными....

Использование презентаций - эффективный приём при заучивании стихов. Стихотворение автора "ФЕВРАЛЬ".

Использование презентаций во время заучивания с детьми стихов, позволяет делать такие занятия более увлекательными, красочными, интересными....

Методы заучивания стихов

В помощь воспитателям и родителям.Рекомендации по заучиванию стихотворений с детьми....