Презентация для родителей "Автоматизация звуков"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Макаренко Елена Сергеевна

Автоматизация поставленных звуков у детей - важный этап коррекционо-логопедической работы по звукопроизношению. В помощь родителям данный материал.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автоматизация поставленных звуков у старших дошкольников Подготовила учитель-логопед МАДОУ д/с «Сказка» г.о. Котельники Московской области Макаренко Елена Сергеевна

Слайд 2

Автоматизация звуков Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа : развитие моторики речево­го аппарата; отработка правильного про­изношения звуков; автоматизация и дифферен­циация звуков речи до сте­пени автоматизма в спон­танном речевом потоке. Цель автоматизации – до­стижение правильного произ­ношения поставленных звуков во фразовой речи.

Слайд 3

Автоматизация звуков Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и зависит от ряда причин : от вида речевого нарушения – сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков, у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью); от состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь; от состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности – и т.о. сформированной на данный момент способности к самоконтролю и сознательному управлению своими действиями.

Слайд 4

Автоматизация звуков Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 1. Автоматизация звука в слогах (прямых – са, со, су; обратных – ас, ос, ус; со стечением согласных - ста, сто, сту) Произнесение ребенком слогов и слоговых сочета­ний развивает переключаемость артикуляци­онного аппарата; способствует выработке правильных артику­ляционных укладов; развивает фонематиче­ский слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, умение выражать эмоции мимикой; произнесе­ние слоговых сочетаний с од­новременным движением паль­цев способствует развитию мел­кой моторики.

Слайд 5

Автоматизация звуков 2. Автоматизация звука в словах (в начале слова- л опата, середине - па л ка, конце - дяте л ) Следует сочетать с обогащением сло­варя существительными, прилагательными, глаголами и наречиями; усвоением граммати­ческих категорий языка – словообразования и словоиз­менения.

Слайд 6

Автоматизация звуков 3. Автоматизация звука в словосочетаниях является базой для составления предложения. На этом этапе отрабатываются : подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование су­ществительного с прилага­тельным и числительным или местоимением; согласование местоимений с существительными.

Слайд 7

Автоматизация звуков 4. Автоматизация звука в предложениях стимули­рует речевую активность детей; развивает коммуника­тивную функцию речи. Рабо­та сочетается с вве­дением в речь разных типов предложений и постепенно ус­ложняется для овладения детьми предложно-падежным управ­лением, навыками употребле­ния в речи простых и слож­ных предложений.

Слайд 8

Автоматизация звуков 5. Автоматизация звука в чистоговорках, загадках и стихотворени­ях способствует закреп­лению звука в рифмованной речи, формированию навыка правильного употребления па­дежных окончаний; развитию воображения, просодических компонентов речи, правильного дыхания, чувство ритма. Можно совмещать эту рабо­ту с заданиями на звукослоговой анализ и синтез; выделе­ние слов с заданным звуком; подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, инсценировкой диалогов; отгады­вание ребусов и кроссвордов.

Слайд 9

Автоматизация звуков 6. Автоматизация звука в самостоятельной речи включает в себя обучение пересказу и рассказыванию; способству­ет развитию воображения и творческих способностей дошкольника.

Слайд 10

Развитие самоконтроля Следует помнить - вновь вы­работанные уклады очень слабы, ребенок пользует­ся приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопе­дом. Поэтому необходим навык самоконтроля за соб­ственной речью - возможность ребенка осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Развитию навыков самоконтроля и скорейшему исправлению речевого дефекта способствует использова­ние игровой мотивации в про­цессе авто­матизации звуков.

Слайд 11

Развитие самоконтроля При формировании самоконтроля следует соблюдать ряд требований : следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, в быту); организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно; нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: «Следи за звуками»; постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой: • губы «в улыбке» или кисть руки внизу (звуки «С, З, Ц»; • губы «рупором» или кисть руки поднята вверх (звуки «Ш, Ж») и т.п.; переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с любимой игрушкой, постоянно играющей роль логопеда; Но! стараться отсрочить контроль за звуками, если ребёнок что-то эмоционально рассказывает, хочет поделиться с Вами новостью.

Слайд 12

Использование игровых упражнений в работе по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста

Слайд 13

Игровые упражнения Классические игровые упражнения: Сопряженное и отраженное название слов (предметов) по картинкам. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни и повтори!») Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слоги», «Прохлопаем слоги») Выделение ударного слога «Эхо». Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов на звук в начале, середине, конце слова «Где спрятался звук…?». Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один – много»). Обратный и прямой счет с предметами: («Весёлый счет» - 1-5, 1-10).

Слайд 14

Игровые упражнения Классические игровые упражнения: Подбор предметов к притяжательным местоимениям мой, моя, моё, мои и проговаривание полученных словосочетаний («Жадина»). Подбор признаков к предметам, проговаривание полученных словосочетаний («Какой? Какая? Какое? Какие?») Подбор действий к предметам, проговаривание полученных словосочетаний. («Что делает? Что делают?») Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой-маленький»). Образование от существительных относительных прилагательных. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

Слайд 15

Игры для детей с СДВГ Обеспечивают меньшее время нахождения ребёнка в статичной позе, которая способствует нараста­нию гиперактивности, призваны давать двигательную «раз­рядку» с целью улучшения у детей концентрации и устойчивости внимания, повы­шения интереса к занятиям. Варианты заданий при ра­боте над звукопроизношени­ем на этапе отработки изо­лированных звуков: расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате — р-р-р; «ездить» на маленькой иг­рушечной машине по лома­ным, спиралевидным или извилистым дорожкам раз­ной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р. Варианты заданий при ав­томатизации звуков на уров­не слога: запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, тулови­ща: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить); «игра на пианино» (исполь­зуется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или ве­селой, громкой или тихой.

Слайд 16

Игры для детей с СДВГ Варианты заданий при ав­томатизации звуков в словах: игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг дру­гу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь про­пущенный звук», «Назови детеныша» и др.); «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выпол­нении задания (правильно повторить слово вслед за ло­гопедом, назвать лишнее сло­во и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра за­канчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее ого­воренного предмета. Варианты заданий при ра­боте на уровне предложения: «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль оп­ределенного слова, его за­дача — занять свое место в предложении; «Скажи и покажи»: соста­вить предложение по сю­жетной картинке, а затем продемонстрировать его с по­мощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала со­ставляются все предложе­ния, затем один из детей де­монстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содер­жание; «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Слайд 17

Игры для автоматизации звуков В плане подготовки к школе следует уделять большое внимание развитию взаимосвязей «глаз-рука-речь» (одновременное движение руки, глаз и проговаривание) – ведь во время письма мы одновременно пишем, проговаривая вслух или про «себя», то, что пишем и следим за тем, что мы пишем, глазами. В этом плане очень полезна известная игра «Я знаю пять имён…», когда ребёнок стучит мячом об пол и на каждый удар говорит по слову из стишка: «Я знаю пять имён мальчиков: Коля – раз, Петя – два, Серёжа – три, Вова – четыре, Миша – пять. Я знаю пять названий деревьев…» и т.д. Это игра сложная, поскольку нужно выполнять точные движения, думать и говорить одновременно, но она развивает не только межсистемные связи «глаз-рука-речь», но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия. В неё можно играть одному, вдвоём, втроём и даже в значительно большем количестве.

Слайд 18

Игры для автоматизации звуков Для повышения интереса можно использовать разнообразные печатные и словесные дидактические игры . Барчан Татьяна Александровна – преподаватель школы раннего развития, главный редактор УМЦ "Ребус", автор и разработчик настольных развивающих игр для дошкольников и младших школьников, направленных на развитие речи и логического мышления, изучение грамматики русского языка и математики. Дидактические пособия Татьяны Барчан – многоплановые, нестандартные, интересные. Игры обладают высоким развивающим потенциалом: они активизируют логическое мышление, воображение, все виды памяти, расширяют кругозор и развивают любознательность детей. Игры для дошкольников служат дополнительным материалом для работы логопедов, психологов, родителей, для занятий по базовым программам в детском саду. Эти игры способны качественно пополнить арсенал родителей, неравнодушных к вопросам образования своих детей!

Слайд 19

Игры для автоматизации звуков http://igroteka-rebus.ru/ - настольные игры в современном красочном исполнении для развития речи, мышления, памяти и много другого!

Слайд 20

Систематическое проведение специальных речевых игр и упражнений способствует успешному закреплению правильного звукопроизношения, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе. Автоматизация звуков

Слайд 21

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Презентация к проекту "Звуки, звуки, мы вас знаем".

В презентации даётся алгоритм характеристики звуков речи для детей старшего дошкольного возрвста с ОНР....

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...