Презентация для родителей "Автоматизация звуков"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Автоматизация поставленных звуков у детей - важный этап коррекционо-логопедической работы по звукопроизношению. В помощь родителям данный материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Материал по автоматизации звуков для родителей | 1.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Автоматизация звуков Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа : развитие моторики речевого аппарата; отработка правильного произношения звуков; автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке. Цель автоматизации – достижение правильного произношения поставленных звуков во фразовой речи.
Автоматизация звуков Период автоматизации звука является наиболее важным в коррекции звукопроизношения и зависит от ряда причин : от вида речевого нарушения – сложнее звуки автоматизируются у детей–дизартриков, у детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью); от состояния фонематического слуха – у детей с недостаточно сформированным фонематическим слухом и фонематическим восприятием звук дольше не вводится в самостоятельную речь; от состояния психических процессов у ребенка – мышления, памяти, произвольного внимания, процессов произвольности – и т.о. сформированной на данный момент способности к самоконтролю и сознательному управлению своими действиями.
Автоматизация звуков Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности: 1. Автоматизация звука в слогах (прямых – са, со, су; обратных – ас, ос, ус; со стечением согласных - ста, сто, сту) Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний развивает переключаемость артикуляционного аппарата; способствует выработке правильных артикуляционных укладов; развивает фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память, умение выражать эмоции мимикой; произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев способствует развитию мелкой моторики.
Автоматизация звуков 2. Автоматизация звука в словах (в начале слова- л опата, середине - па л ка, конце - дяте л ) Следует сочетать с обогащением словаря существительными, прилагательными, глаголами и наречиями; усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения.
Автоматизация звуков 3. Автоматизация звука в словосочетаниях является базой для составления предложения. На этом этапе отрабатываются : подбор предметов к действиям, подбор действий к предметам, согласование существительного с прилагательным и числительным или местоимением; согласование местоимений с существительными.
Автоматизация звуков 4. Автоматизация звука в предложениях стимулирует речевую активность детей; развивает коммуникативную функцию речи. Работа сочетается с введением в речь разных типов предложений и постепенно усложняется для овладения детьми предложно-падежным управлением, навыками употребления в речи простых и сложных предложений.
Автоматизация звуков 5. Автоматизация звука в чистоговорках, загадках и стихотворениях способствует закреплению звука в рифмованной речи, формированию навыка правильного употребления падежных окончаний; развитию воображения, просодических компонентов речи, правильного дыхания, чувство ритма. Можно совмещать эту работу с заданиями на звукослоговой анализ и синтез; выделение слов с заданным звуком; подбор рифм, самостоятельное придумывание стихов, инсценировкой диалогов; отгадывание ребусов и кроссвордов.
Автоматизация звуков 6. Автоматизация звука в самостоятельной речи включает в себя обучение пересказу и рассказыванию; способствует развитию воображения и творческих способностей дошкольника.
Развитие самоконтроля Следует помнить - вновь выработанные уклады очень слабы, ребенок пользуется приобретенным звуком крайне нерегулярно, зачастую только на занятиях с логопедом. Поэтому необходим навык самоконтроля за собственной речью - возможность ребенка осознавать и контролировать ситуацию, процесс. Развитию навыков самоконтроля и скорейшему исправлению речевого дефекта способствует использование игровой мотивации в процессе автоматизации звуков.
Развитие самоконтроля При формировании самоконтроля следует соблюдать ряд требований : следить за правильным звукопроизношением в повседневной жизнедеятельности (на прогулке, в игре, в быту); организовать дома один из уголков, в котором все звуки должны произноситься правильно; нацелить ребенка перед ответом на правильное произношение с помощью инструкции: «Следи за звуками»; постараться предупредить ошибку в произнесении взглядом, жестом (палец вверх, показ пальцем на губы, зубы и т.д.), артикуляционной или жестовой подсказкой: • губы «в улыбке» или кисть руки внизу (звуки «С, З, Ц»; • губы «рупором» или кисть руки поднята вверх (звуки «Ш, Ж») и т.п.; переносить контроль на неживой объект как раздражитель нужного рефлекса: предложить повторно поделиться своими впечатлениями с любимой игрушкой, постоянно играющей роль логопеда; Но! стараться отсрочить контроль за звуками, если ребёнок что-то эмоционально рассказывает, хочет поделиться с Вами новостью.
Использование игровых упражнений в работе по автоматизации звуков у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения Классические игровые упражнения: Сопряженное и отраженное название слов (предметов) по картинкам. Запоминание и воспроизведение групп слов с опорой на картинки («Запомни и повтори!») Деление слов на слоги («Телеграф», «Прошагаем слоги», «Прохлопаем слоги») Выделение ударного слога «Эхо». Определение места изучаемого звука в словах и отбор слов на звук в начале, середине, конце слова «Где спрятался звук…?». Образование и употребление родительного падежа множественного числа существительных («Один – много»). Обратный и прямой счет с предметами: («Весёлый счет» - 1-5, 1-10).
Игровые упражнения Классические игровые упражнения: Подбор предметов к притяжательным местоимениям мой, моя, моё, мои и проговаривание полученных словосочетаний («Жадина»). Подбор признаков к предметам, проговаривание полученных словосочетаний («Какой? Какая? Какое? Какие?») Подбор действий к предметам, проговаривание полученных словосочетаний. («Что делает? Что делают?») Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой-маленький»). Образование от существительных относительных прилагательных. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
Игры для детей с СДВГ Обеспечивают меньшее время нахождения ребёнка в статичной позе, которая способствует нарастанию гиперактивности, призваны давать двигательную «разрядку» с целью улучшения у детей концентрации и устойчивости внимания, повышения интереса к занятиям. Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе отработки изолированных звуков: расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате — р-р-р; «ездить» на маленькой игрушечной машине по ломаным, спиралевидным или извилистым дорожкам разной длины, нарисованным на листе бумаги, имитируя звук мотора: р-р-р. Варианты заданий при автоматизации звуков на уровне слога: запоминание и повторение слоговых рядов в сочетании с движениями рук, туловища: ша (руки вперед) — шо (руки вверх) — шу (руки опустить); «игра на пианино» (используется картонный муляж клавиатуры). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами правой (левой) руки и петь: су-сы-са-со. Можно предложить сделать «песенку» грустной или веселой, громкой или тихой.
Игры для детей с СДВГ Варианты заданий при автоматизации звуков в словах: игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «Сложи слово», «Вставь пропущенный звук», «Назови детеныша» и др.); «Шаги»: сделать шаг вперед только при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово и т.д.). При ошибочном ответе — шаг назад. Игра заканчивается, когда ребенок сможет дойти до заранее оговоренного предмета. Варианты заданий при работе на уровне предложения: «Живые слова»: каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача — занять свое место в предложении; «Скажи и покажи»: составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы («Сова летает по лесу. Соня пьет ананасовый сок»). Возможен вариант, когда сначала составляются все предложения, затем один из детей демонстрирует пантомиму, а другой угадывает ее содержание; «Прошагай предложение»: ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.
Игры для автоматизации звуков В плане подготовки к школе следует уделять большое внимание развитию взаимосвязей «глаз-рука-речь» (одновременное движение руки, глаз и проговаривание) – ведь во время письма мы одновременно пишем, проговаривая вслух или про «себя», то, что пишем и следим за тем, что мы пишем, глазами. В этом плане очень полезна известная игра «Я знаю пять имён…», когда ребёнок стучит мячом об пол и на каждый удар говорит по слову из стишка: «Я знаю пять имён мальчиков: Коля – раз, Петя – два, Серёжа – три, Вова – четыре, Миша – пять. Я знаю пять названий деревьев…» и т.д. Это игра сложная, поскольку нужно выполнять точные движения, думать и говорить одновременно, но она развивает не только межсистемные связи «глаз-рука-речь», но и обогащает словарь, учит систематизировать понятия. В неё можно играть одному, вдвоём, втроём и даже в значительно большем количестве.
Игры для автоматизации звуков Для повышения интереса можно использовать разнообразные печатные и словесные дидактические игры . Барчан Татьяна Александровна – преподаватель школы раннего развития, главный редактор УМЦ "Ребус", автор и разработчик настольных развивающих игр для дошкольников и младших школьников, направленных на развитие речи и логического мышления, изучение грамматики русского языка и математики. Дидактические пособия Татьяны Барчан – многоплановые, нестандартные, интересные. Игры обладают высоким развивающим потенциалом: они активизируют логическое мышление, воображение, все виды памяти, расширяют кругозор и развивают любознательность детей. Игры для дошкольников служат дополнительным материалом для работы логопедов, психологов, родителей, для занятий по базовым программам в детском саду. Эти игры способны качественно пополнить арсенал родителей, неравнодушных к вопросам образования своих детей!
Игры для автоматизации звуков http://igroteka-rebus.ru/ - настольные игры в современном красочном исполнении для развития речи, мышления, памяти и много другого!
Систематическое проведение специальных речевых игр и упражнений способствует успешному закреплению правильного звукопроизношения, что является основой для дальнейшего успешного обучения в школе. Автоматизация звуков
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Презентация к проекту "Звуки, звуки, мы вас знаем".
В презентации даётся алгоритм характеристики звуков речи для детей старшего дошкольного возрвста с ОНР....
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...
Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях
Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...