Развитие речи детей в раннем возрасте
консультация по развитию речи (младшая группа)
Что можно сделать для развития речи ребенка раннего возраста?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_detey_v_rannem_vozrvste.docx | 602.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей в
раннем возрасте (1-3 лет)
Что можно сделать для развития речи ребенка раннего возраста?
1. С малышом нужно говорить и обязательно слушать его ответы. Ребенок нуждается в собеседнике – в человеке, который не только говорит с ним, но и реагирует на то, что он хочет сказать.
2. Побуждайте ребенка рассказывать вам о том, что он делает. Помогайте крохе употреблять известные ему слова. Учите малыша играть в сюжетные игры, сопровождая их словесными комментариями.
3. На прогулке показывайте малышу новые для него предметы и рассказывайте о них. Интонационно выделяйте голосом новое для малыша слово.
4. Разглядывайте с ребенком книги, в которых есть иллюстрации. Учите кроху показывать вам картинки, которые вы называете и самого рассказывать о том, что на них нарисовано.
5. Сделайте фотоальбом, иллюстрирующий различные действия вашего малыша. Разглядывая фотографии, просите малыша рассказать о том, что он видит.
6. Пойте вместе с ребенком простые песенки, отстукивая их ритм.
7. Помните: при стимуляции раннего речевого развития ребенка надо придерживаться золотого правила: все то, что мы хотим, чтобы ребенок повторил за нами и научился сам произносить правильно, должно быть ему интересно, понятно и доступно в произношении на данном этапе.
8. Не следует ругать ребенка за нежелание заниматься или неправильное выполнение задания: у него может сложиться негативное отношение к занятиям. Вы можете воздействовать на продуктивность работы ребенка, поощряя его словесно или призами за хорошую работу.
9. В период от 2 до 3 лет занятия с ребенком должны проводиться в игровой форме, быть максимально насыщенными разнообразными игрушками, реальными предметами, картинками. Время одного занятия не должно превышать 15 минут, однако в день можно организовать 2-3 занятия.
Развитие громкости и высоты голоса, интонированности речи
в раннем возрасте (1-3 лет)
Попросите ребенка вначале повторить за вами, а затем самостоятельно произнести отдельные звуки, слоги, слова: тихо-громко, высоко-низко (как говорят, например, маленькая собака и большой пес), ласково-сердито. Если малыш не справляется, рекомендуется начать работу с различения громкости, высоты и только затем интонированности звуков, проговариваемых вами.
Примерные упражнения
Громкость голоса:
Объясните ребенку, что в зависимости от удаления объекта его голос слышится тише или громче; подберите картинки с изображением животных, насекомых, детей; предложите послушать голоса и угадать, близко или далеко они находятся. Предложите малышу самому произнести тихо и громко слоги, слова.
Совместите громкость голоса с движениями руки: тихо – рука внизу, громко – вверху. Потренируйте ребенка произносить гласные (а, о, у и т.д.) под движение вашей руки, постепенно повышая и понижая голос по мере ее поднятия и опускания.
Высота голоса:
Подражайте голосам животных и их детенышей. Повышайте и понижайте голос в соответствии с движением руки. «Лесенка» - покажите ребенку картинку, на которой нарисована лесенка. Объясните, чем выше мы будем подниматься, тем тоньше должен быть голос. Выберите слово или слог, которые будете поочередно произносить с ребенком (можно взять картинку с изображением животного или человека), и начинайте подъем.
Интонированность голоса:
«Злюка» - подберите разнообразные картинки (мебель, посуда, одежда и т.д.), объясните малышу, что по речи можно определить настроение человека. Продемонстрируйте, как сердито называть предметы на картинках, попросите его повторить. Проведите аналогичную работу, произнося слова то ласково, то удивленно, то радостно и т.д.
«Путаница» - называя слова с различной интонацией, предложите ребенку угадать, какие эмоции вы хотели выразить, самому произнести слова с разной интонацией.
Работа над слоговой структурой слов в раннем возрасте (1-3 лет)
Слова должны быть знакомыми и понятными ребенку, а также сопровождаться наглядными пособиями (картинками, предметами). Не важно, как малыш произносит звуки. Важно соблюдает ли он слоговую структуру слов, повторяемых за вами, и правильно ли ставит ударение.
Обязательно соблюдайте этапы работы:
1) слова, состоящие из двух одинаковых слогов: мама, папа, дядя, няня, Тата, Ляля и т.д.;
2) имена, состоящие из двух слогов, с ударением на первом: Ната, Нина, Катя, Оля и т.д.
3) односложные слова: мяч, суп, кот, дом, сок, нос и т.д. Необходимо следить за тем, чтобы малыш «не проглатывал» последний звук в слове);
4) двухсложные слова с ударением на первом слоге: уши, осы, киса, каша, ноги и т.д.
5) двухсложные слова с ударением на втором слоге: нога, рука, вода, коза, лиса и т.д.
6) трехсложные слова с ударением на втором, первом, третьем слогах: собака, машина, корова, лопата; кубики, волосы, улица, лошади; самолет, молоко, голова, магазин.
Попросите ребенка:
- повторить слово,
- назвать слово по картинке,
- проговорить слово с отбиванием ритма; п
- опробуйте «наращивать» слова – объясните ребенку, что вы будете начинать слово, а он должен закончить, а затем правильно повторить все слово целиком (хорошо, если во время игры на столе будут лежать картинки или предметы, - они послужат ребенку опорой, он сможет правильно соотнести проговариваемое слово с соответствующим ему зрительным образом)
Приведем примеры
Договариваем слог ля: ля-ля, Ва-ля, Га-ля, То-ля, Ко-ля.
Договариваем слог сы: ли-сы, но-сы, ко-сы, о-сы, у-сы.
Договариваем слог ка: ру-ка, зай-ка, ут-ка, лож-ка.
Плюснина А.А.
24.09.2018 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей в раннем возрасте
Статья посвещена методам работы с детьми в ясельной группе по развитию речи...
Вот и новый теремок! И красив он и высок! НООД-игра по развитию речи детей группы раннего возраста
Цель: закрепить знания детей русской народной сказки "Теремок", побуждая детей к повторению и проговариванию вслед за воспитателем отдельных фраз и слов; вводить в активный словарь детей слова, встреч...
Консультация для воспитателей -Развитие речи детей в раннем возрасте
В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ...
Развитие речи детей в раннем возрасте
В материале говорится как помочь ребенку правильно говорить...
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание....
Влияние малых фольклорных жанров на развитие речи детей в раннем возрасте
Фольклор – это устное народное творчество, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы парода. Фольклорные произведения называют народными – они отражают художест...
Занятие по развитию речи детей группы раннего возраста "Жил-был зайчик"
Конспект НОД по развитию речи младшей группы «Жил-был зайчик» Цель: - развивать у детей речевые навыки посредством пальчиковых и подвижных игр. Задачи:- содействовать пониманию сюжета ...