https://nsportal.ru/user/reset/1169000/1569837704/N3XWK-PFuASdxSew2noZQm0wIjBckknMtENbRu110WQ
методическая разработка по логопедии
Цель: «Разработать систему работы над предложно-падежными конструкциями у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Задачи:
•Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию предложно-падежных конструкций;
•Составить перспективный план по работе над предложно-падежными конструкциями;
•Разработать конспекты занятий на два года обучения по усвоению детьми с ОНР умения правильно употреблять предлоги в речи (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий.;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu_fomichevoy_1.docx | 28.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 « комбинированного вида
Авиастроительного района г. Казани
План по самообразованию
учителя – логопеда первой квалификационной категории
Фомичевой Натальи Анатольевны
2019 - 2024 г.г.
Тема: Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР.
Обоснование выбранной темы:
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматикой родного языка.
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях – в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знаний этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и своей речью.
Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с недоразвитием речи. Исследования разных авторов показывают, что при общем недоразвитии речи существует сильная корреляция между пониманием и владением пространственными предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Неоткорректированое данное нарушение в дошкольном возрасте может стать следствием, по мнению многих авторов, дислексии и дисграфии, ибо важнейший фактор этих нарушений заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности. Основная масса специфических ошибок младших школьников на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемом аграмматизме, т.е. в нарушении связи слов: согласовании и управлении. Значительные трудности связаны именно с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже удваивать («вызвал доске», «играю из девочкой Леной» и др.). Поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения продолжается, поэтому возникла идея разработать систему игр и занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР по усвоению предложно-падежных конструкций. Применение педагогического опыта позволит оптимизировать понимание и употребление грамматических конструкций детьми с ОНР и предупредить эти нарушения в период школьного обучения.
Цель: «Разработать систему работы над предложно-падежными конструкциями у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Задачи:
•Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию предложно-падежных конструкций;
•Составить перспективный план по работе над предложно-падежными конструкциями;
•Разработать конспекты занятий на два года обучения по усвоению детьми с ОНР умения правильно употреблять предлоги в речи (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий.;
•Сформировать методическое обеспечение по работе над предложно-падежными конструкциями: подбор упражнений, подбор наглядного материала, подбор схем, словесный материала и т.д.
•Апробировать план работы над предложно-падежными конструкциями на практике;
•Провести начальный и итоговый мониторинг усвоения предложно- падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.
Поставленные задачи решать поэтапно в течение 2019-2024 г.г.
Список литературы для самостоятельного изучения:
- «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций». /Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000.
- «Предлог - мы с ним знакомы! Обучение употреблению предлогов в письменной речи». Светлана Васильевна Иванова Издательство: Владос, 2010 г.
- Секреты предлогов и падежей. Учимся правильно употреблять предлоги в речи» Методические пособия авторов Г.В.Новиковой, В.Ковшикова, О.С.Яцель (Издательство: Гном и Д, Каро. 2006 г.).
- «Обследование лексического запаса и грамматического строя языка.» /Под ред. Власенко И.Т. //Методы обследования речи у детей. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. - М., 1992.
- «Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм.».Соколова Н.В. // Дефектология. №1. !999.
Направление работы | Мероприятия | Сроки |
Научно-исследовательская работа по проблеме | 1.Изучение научно-методической, учебной литературы План изучения темы:
| В течение 2019-2020 уч.г. 2020-2021 |
Диагностическая работа |
(Старшая и подготовительная группы)
| 2021-2022 2022 - 2023 уч.г. |
Практическая деятельность | 1.Апробация составленного плана работы с детьми:
2. При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников с ОНР использовать следующие основные приемы:
3.Приобретенные навыки автоматизировать в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Коррекционно-логопедическую работу начинать с предлогов, имеющих пространственное значение. Работу проводить по следующим этапам:
4.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по усвоению предлогов у детей дошкольного возраста. 5.Пополнить картотеку речевого материала играми с предлогами. 6.Подготовить буклет для родителей: «Формирование навыков понимания предложно-падежных конструкций детьми» 7.Оформить фотовыставку для родителей «Это маленькое слово - предлог». 8.Предложить родителям тесты «Употребление в речи предлогов». | 2019 - 2020 2020 - 2021 2021 - 2022 2022 - 2023 уч г.г. На последнем родительском собрании |
Творческое сотрудничество с коллегами | 1.Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация». 2.Провести консультации с презентацией для воспитателей «Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с недоразвитием речи». 3.Провести тренинг для воспитателей «Слово, которое ничего не обозначает». 4.Семинар – практикум «Профилактика письменной речи у детей дошкольного возраста». 5.Разработать картотеки игр с предлогами для воспитателей средних групп. | В течение 2019 - 2020 2020 - 2021 2021 - 2022 учебных лет |
Повышение квалификации на курсах НИРО | Согласно плану – графику | В 2021 г. В 2024 г. |
Участие в РМО | Тренинг для педагогов ДОУ. | В 2023-2024 уч.г. |
Подведение итогов самообразования | 1.Выступление на курсах повышения квалификации: 2. Выступление на заседаниях РМО. - «Возможности языкового материала сказок для упражнения детей с ОВЗ в употреблении предлогов». - «Формирование предпосылок грамматического строя речи детей» - Презентация игр по усвоению детьми предложно-падежных конструкций. -Картотека «Сказки про предлоги» - Картотека «Игры с предлогами - Разработка занятий по усвоению предлогов на два года 2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год. 3. Составить картотеку игр, пособий по усвоению предложно-падежных конструкций у детей с ОНР | В 2021 г. В 2020 г. В 2021 г. В 2022 г. В 2023 г. В течение 2019-2024 учебных лет |