https://nsportal.ru/user/reset/1169000/1569837704/N3XWK-PFuASdxSew2noZQm0wIjBckknMtENbRu110WQ
методическая разработка по логопедии

Цель: «Разработать систему работы над предложно-падежными конструкциями у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

 

Задачи:

•Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию предложно-падежных конструкций;

•Составить перспективный план по работе над предложно-падежными конструкциями;

•Разработать конспекты занятий на два года обучения по усвоению  детьми с ОНР умения правильно употреблять предлоги в речи (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий.;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_fomichevoy_1.docx28.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 « комбинированного вида

Авиастроительного района г. Казани

План по самообразованию

учителя – логопеда первой квалификационной категории

Фомичевой Натальи Анатольевны

2019  - 2024 г.г.

Тема:  Система логопедической работы над предложно-падежными конструкциями у детей дошкольного возраста с ОНР.

Обоснование выбранной темы: 

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, чем легче он высказывает свои мысли, тем легче познает действительность, полноценнее строит взаимоотношения с детьми и взрослыми. К пяти годам ребенок с нормальным речевым развитием практически овладевает основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. К концу дошкольного периода дети в полной мере овладевают грамматикой родного языка.

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения грамматическим компонентом оформления высказывания при общем недоразвитии речи. Практика работы образовательных учреждений показывает, что у большинства детей с речевой патологией отмечается  недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности различна и не всегда коррелирует с тяжестью двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях – в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения. Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знаний этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и своей речью. 

Наиболее употребительными грамматическими средствами, выражающими в современном русском языке оптико-пространственные отношения, являются сочетания предлогов с падежными формами. Употребление предлогов представляет значительные трудности для старших дошкольников с недоразвитием речи.  Исследования разных авторов показывают, что при общем недоразвитии речи существует сильная корреляция между пониманием и владением пространственными предлогами и сформированностью оптико-пространственного гнозиса и праксиса. Неоткорректированое данное нарушение в дошкольном возрасте может стать следствием, по мнению многих авторов, дислексии и дисграфии, ибо важнейший фактор этих нарушений заключается в трудности нахождения исходной точки в пространстве и времени, а также в анализе и воспроизведении точной пространственной и временной последовательности.  Основная масса специфических ошибок младших школьников на уровне словосочетания и предложения выражается в так называемом аграмматизме, т.е. в нарушении связи слов: согласовании и управлении. Значительные трудности связаны именно с употреблением предлогов: их могут опускать, заменять, реже удваивать («вызвал доске», «играю из девочкой  Леной» и др.). Поиск наиболее эффективных путей преодоления данного нарушения продолжается, поэтому возникла идея разработать систему игр и занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР  по усвоению предложно-падежных конструкций. Применение педагогического опыта позволит оптимизировать понимание и употребление грамматических конструкций детьми с ОНР и предупредить эти нарушения в период школьного обучения.

Цель: «Разработать систему работы над предложно-падежными конструкциями у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Задачи:

•Определить последовательность, методы и приемы работы по формированию предложно-падежных конструкций;

•Составить перспективный план по работе над предложно-падежными конструкциями;

•Разработать конспекты занятий на два года обучения по усвоению  детьми с ОНР умения правильно употреблять предлоги в речи (в старшей и подготовительной к школе группах) и демонстрационный материал для занятий.;

•Сформировать методическое обеспечение по работе над предложно-падежными конструкциями: подбор упражнений, подбор наглядного материала, подбор схем, словесный материала и т.д.

•Апробировать план работы над  предложно-падежными конструкциями на практике;

•Провести начальный и итоговый мониторинг усвоения предложно-  падежных конструкций у детей старшего дошкольного возраста.

Поставленные задачи решать поэтапно в течение 2019-2024 г.г.

Список литературы для самостоятельного изучения:

  1. «Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций». /Сост. РГПУ им. Герцена. - СПб,2000.
  2. «Предлог - мы с ним знакомы! Обучение употреблению предлогов в письменной речи». Светлана Васильевна Иванова Издательство: Владос, 2010 г.
  3. Секреты предлогов и падежей. Учимся правильно употреблять предлоги в речи» Методические пособия авторов Г.В.Новиковой, В.Ковшикова, О.С.Яцель  (Издательство: Гном и Д, Каро. 2006 г.).
  4. «Обследование лексического запаса и грамматического строя языка.» /Под ред. Власенко И.Т. //Методы обследования речи у детей. Спирова Л.Ф., Ястребова А.В. - М., 1992.
  5. «Обучение детей с ФФН и ОНР навыку употребления предложно-падежных форм.».Соколова Н.В. // Дефектология. №1. !999.

Направление работы

Мероприятия

Сроки

Научно-исследовательская работа по проблеме

1.Изучение научно-методической, учебной литературы

План изучения темы:

  1. Наблюдения над смысловым значением предлогов, уточнение представлений детей о предлоге как отдельном слове.
  2. Ознакомление с синтаксической ролью предлогов.

В течение

2019-2020

уч.г.

2020-2021

Диагностическая работа

  1. Изучить особенности усвоения предложно-падежных конструкций детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

(Старшая и подготовительная группы)

  • Изучение анамнезов состояние слуха, интеллекта, перцептивных оптико-пространственных представлений, речи.
  • Владение операциями грамматического оформления речевого высказывания, в частности словосочетаний, составленных по способу предложно-падежного управления, выявление в  естественных условиях, путем наблюдения за детьми в процессе игровой и учебной деятельности, выполнении специальных заданий, анализе документации, продуктов деятельности, бесед с воспитателями, родителями и.т.д.
  • Провести тесты с заданиями различной сложности, имеющими практическую направленность, для изучения грамматического материала речевой практики детей. Упражнения на правильное употребление предлогов самим ребенком.

2021-2022

2022 - 2023 уч.г.

Практическая деятельность

1.Апробация составленного плана работы с детьми:

  • Основная форма работы – подгрупповые и индивидуальные логопедические занятия.
  • Упражнения, направленные на усвоение предложно-падежных конструкций, включаются в любое занятие как элемент игры, своеобразной физкульминуткой. С целью закрепления предлогов не только в слухоречевой, но и зрительной памяти детей, пространственные предлоги были разделены на группы по сходству или противоположности лексического значения. Подобная группировка предлогов вполне оправдана, так как позволяет усваивать предложно-падежные конструкции, осуществляя речемыслительные операции по сравнению, сопоставлению, анализу, синтезу, обобщению. На занятиях проводить работу над каждой из групп предлогов.

2. При уточнении и дифференциации предлогов в речи дошкольников с ОНР использовать следующие основные приемы:

  • обучение, при котором представляются связи и отношения между действиями, совершаемыми самим ребенком;
  • выяснение отношений между предметами на картинках;
  • построение предложений по образцу с использованием графических схем предлогов;
  • усвоение выражений с предлогами на образцах живой речи и литературы, читаемой на занятиях.

3.Приобретенные навыки автоматизировать в упражнениях: дети подсчитывают количество слов в предложениях, учатся выделять предлог как слово в потоке речи, зрительно запоминают графический образ предлога, составляют предложения и короткие рассказы с предлогами. Коррекционно-логопедическую работу начинать с предлогов, имеющих пространственное значение. Работу проводить по следующим этапам:

  • формирование у детей четких лексических значений пространственных предлогов;
  • дифференциация предлогов в устной речи детей;
  • формирование звуковых грамматических обобщений;
  • осознание словесного состава предложения.

4.Приобрести атрибуты, дидактический материал для игр по усвоению предлогов у детей дошкольного возраста.

5.Пополнить картотеку речевого материала играми с предлогами.

6.Подготовить буклет для родителей: «Формирование навыков понимания предложно-падежных конструкций детьми»

7.Оформить фотовыставку для родителей «Это маленькое слово - предлог».

8.Предложить родителям тесты «Употребление в речи предлогов».

2019 - 2020

2020 - 2021

2021 - 2022

2022 - 2023

уч г.г.

На последнем родительском собрании

Творческое сотрудничество с коллегами

1.Взаимопосещение занятий воспитателей по разделу «Коммуникация».

2.Провести консультации с презентацией для воспитателей «Особенности нарушения предложно-падежных конструкций у детей с недоразвитием речи».

3.Провести тренинг для воспитателей «Слово, которое ничего не обозначает».

4.Семинар – практикум «Профилактика письменной речи у детей дошкольного возраста».

5.Разработать картотеки игр с предлогами  для воспитателей средних  групп.

В течение

2019 - 2020

2020 - 2021

2021 - 2022

учебных лет

Повышение квалификации на курсах НИРО

Согласно плану – графику

В 2021 г.

В 2024 г.

Участие в РМО

Тренинг для педагогов ДОУ.

В 2023-2024

уч.г.

Подведение итогов самообразования

1.Выступление на курсах повышения квалификации:

2. Выступление на заседаниях РМО.

- «Возможности языкового материала сказок для упражнения детей с ОВЗ в употреблении предлогов».

- «Формирование предпосылок грамматического строя речи детей»

- Презентация игр по усвоению детьми предложно-падежных конструкций.

-Картотека «Сказки про предлоги»

- Картотека «Игры с предлогами

- Разработка занятий по усвоению предлогов на два года

2. Провести сравнительный анализ количественных и качественных показателей результатов коррекционной работы за год.

3. Составить картотеку игр, пособий  по усвоению предложно-падежных конструкций у детей с ОНР

В 2021 г.

В 2020 г.

В 2021 г.

В 2022 г.

В 2023 г.

В течение 2019-2024

учебных лет