ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сергунова Александра Анатольевна

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА - это совокупность дыхательных упражнений, элементов самомассажа, стабилизации общего тонуса тела, растяжкек и релаксации. Регулярное выполнение перечисленных ниже упражнений способствует активизации нервной системы организма, повышению тонуса подкорковых образований в головном мозге, развитию интеллектуальных способностей, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости. Дети учатся лучше понимать своё тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Кроме того, перечисленные ниже упражнения, выполняемые всей семьёй, объединяют семью. Делая взаимоотношения в ней более близкими и душевными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gimnastika_dlya_mozga.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА.

Дыхательные упражнения.

    Благодаря регулярным занятиям дыхательной гимнастикой происходит оздоровление человека, стимуляция не только иммунной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной систем, но и активизация нервной системы организма. Насыщение кислородом клеток головного мозга, которое происходит во время правильного выполнения дыхательных упражнений, стимулирует его активную работу. Поскольку спокойный и здоровый ребёнок лучше усваивает новые знания с большей эффективностью, систематические занятия дыхательными упражнениями способствуют развитию интеллектуальных способностей.

    Для формирования грамотной и чистой речи, правильного произношения звуков, выразительного чтения стихов необходимо, кроме специфических упражнений, применять и дыхательную гимнастику. Это развивает умение контролировать силу выдыхаемого воздушного потока, коротко и легко вдыхать воздух носом и ртом, долго выдыхая его.

    Дыхательные упражнения, выполняемые всей семьёй, объединяют семью. Делая взаимоотношения в ней более близкими и душевными.

  • «Послушай дыхание». Ребёнок прислушивается к своему дыханию, обращает внимание на то, какие части тела приходят в движение при вдохе и выдохе.
  • «Шарик внутри нас». Малыш ложится на пол (коврик) и кладёт руки на живот. Медленно вдыхая, представляет, будто в животе у него надувается воздушный шарик. При спокойном выдохе шарик сдувается. Ребёнок ощущает, как поднимается и опускается, грудная клетка, живот. Можно также сделать это упражнение сидя на стуле, кроме того пропеть отдельные звуки (А,О,У,Ш,Х) и их сочетание (З→С, О→У, Ш→Щ и т.п.).
  • «Ветер», «Индеец». На медленном выдохе пальцем или всей ладонью прерывать воздушную струю так, чтобы получился звук ветра, клич индейца.
  • «Пёрышко». Сесть или встать прямо. Сделать медленный вдох через нос и медленный выдох через узкое отверстие, образованное губами на пёрышко (воздушный шарик, вырезанную из бумаги бабочку и т.д.), которое находится перед ребёнком. Предмет должен плавно отклониться по направлению воздушной струи. Затем немного отодвинуть перо и повторить упражнение; ещё больше увеличить расстояние и т.д. При удалении предмета мышцы живота будут всё более напряжены.
  • «Мыльные пузыри». Ребёнок глубоко вдыхает носом, надувая при этом щёки. Затем медленно выдыхает через рот.
  • «Волна». Ребёнок лежит на полу. Руки расположены вдоль туловища. На вдохе завести вытянутые руки за голову. А на выдохе медленно возвращает обратно. При этом можно произносить протяжно звук З или Ш, или С.
  • «Чем пахнет?». Ребёнок делает серию коротких быстрых вдохов, как бы принюхиваясь. После чего делает плавный выдох.
  • «Насос». Ребёнок наклоняет корпус вперёд из положения стоя, делая шумный, резкий вдох, затем возвращается в исходное положение и выдыхает. Дышать нужно носом. Наклоны можно заменить приседаниями.
  • «Насос-2». Ребёнок встаёт, ноги на ширине плеч, руки опущены, ладони обращены вперёд. На быстром вдохе руки притягиваются к подмышкам ладонями вверх. На медленном выдохе – опускаются вдоль тела ладонями вниз. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизирующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

Элементы самомассажа.

    Самомассаж для детей имеет очень важное значение, поскольку таким образом они учатся лучше понимать свое тело и между делом развивают мелкую моторику рук. Интенсивное воздействие на кончики пальцев при самомассаже, стимулируя прилив крови к рукам, благоприятствует психоэмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Самомассаж пальцев рук, ушей (Аурикуломассаж) позволяет улучшать мозговую активность и ускоряет психологическое развитие малыша.

  • «Тёплые ручки». Ребёнок растирает и разминает пальцы рук и всю кисть от кончиков пальцев к основанию и обратно; особое внимание надо уделить области большого пальца (речевая зона). Имитация «силового» мытья рук; растирания, пожатия.
  • «Браслетик». Растирание запястья одной руки другой.
  • «Сними перчатки». Указательным и большим пальцами «снимаем» перчаточку с каждого пальчика.
  • «Согревание ушек». Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении (10 — 12 с).
  • «С днём рождения». Напоминаем ребенку, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланием расти большим и здоровым. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх 7—10 раз.
  • «Возьмём силы от земли». Потягиваем мочку уха 7 — 10 раз.
  • «Чебурашка». Оттянуть уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку (7 — 10 с).
  • «Слоник». «Похлопаем» ушками, как слоник в зоопарке. Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад. Каждое движение повторяем 5 — 7 раз.
  • «Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, потерев правую руку о левую в течение 5 —7 с. Затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад. Каждое вращение повторить 5 — 7 раз.

Стабилизация общего тонуса тела. Растяжки, релаксация.

    Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гирептонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном, статусе ребёнка и негативно сказываться на общем ходе его развития.

    Благодаря упражнениям на растяжку происходит повышение тонуса подкорковых образований в головном мозге, которое вызывает комплекс реакций в организме. Они схожи с теми реакциями, которые возникают после массажа. Кроме того, растяжка совершенствует координационные способности, ориентацию в пространстве.

    Релаксация (от латинского слова «relaxatio» - «расслабление») – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально-подобранных техник. Релаксация – произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением.

  • Сначала надо проверить, полностью ли расслаблено тело ребёнка, указать места «зажимов», объяснить, как можно их расслабить.
  • «Травинка на ветру». Ребёнок изображает всем телом травинку (сесть на пятки, руки вытянуть вверх, сделать вдох). Начинает дуть ветер, и травинка наклоняется до земли (выдыхая, наклонить туловище вперёд, пока грудь не коснётся бёдер; руки при этом вытягиваются вперёд, ладони на полу; не меняя положения туловища, потянуть руки на полу ещё дальше вперёд). Ветер стихает, травинка выпрямляется и тянется к солнышку (на вдохе вернуться в исходное положение, потянуться вверх).
  • «Огонь и лёд». Ребёнок стоит (если детей несколько, они встают в круг). По команде «Огонь!» - начинаются интенсивные движения всем телом. Плавность и интенсивность движений малыш выбирает произвольно. По команде «Лёд!» - надо застыть в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела своё тело. Взрослый несколько раз чередует обе команды, меняя время выполнения одной и другой.
  • «Потянулись – сломались». Стоя. Руки и всё тело ребёнка устремлены вверх (пятки от пола не отрывать). Взрослый: «Тянемся, тянемся вверх, выше и выше… мысленно отрываем пятки от пола (реально пятки на полу). А теперь наши кисти как бы сломались (хлопок), безвольно повисли. Теперь руки сломались в локтях (хлопок), в плечах (хлопок), упали. Повисла голова (хлопок), сломались в поясе (хлопок), подогнулись колени (хлопок), опустился (упал) на пол… лежишь расслабленно, безвольно, удобно…
  • «Брёвнышко». Ребёнок лежит на спине. Потянуть руки за голову, кисти соединены, пальцы «смотрят» вверх; ноги вместе. Вытянуться всем телом и несколько раз перекатиться направо, затем налево, как «брёвнышко».
  • «Тянемся к солнышку». Ребёнок стоит. Делая вдох, поднять руки вверх, задержать дыхание – кончиками пальцев рук тянемся к потолку («солнышку»). При этом необходимо тянуться вверх всем телом, начиная с пальцев рук, потом запястьями, локтями, плечами, грудным отделом, поясницей и ногами, но без особого напряжения и не отрывая ног от пола. Выдохнуть, опуская руки, расслабиться.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кинезиологические упражнения – гимнастика для мозга»

В этоя консультации я предлагаю кинезиологические упражнения, которые позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и кру...

Гимнастика для мозга

Гимнастика мозга представляет собой простые и доставляющие удовольствие движения и упражнения, они помогают обучающимся любого возраста раскрывать те возможности, которые заложены в нашем теле. Нескол...

Буклет "Гимнастика для мозга Брэйн Джими"

Информационный буклет для родителей о том, что такое кинезиологическая гимнастика. Упражнения полезны ВСЕМ!...

Гимнастика для мозга

Комплексы упражнений...

ГИМНАСТИКА ДЛЯ МОЗГА ИЛИ КАК БЫСТРО И ИНТЕРЕСНО УЛУЧШИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПОВЫСИТЬ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ ШКОЛЬНИКА.

Ни для кого не секрет, что нынешняя  современная жизнь  очень сложна, многогранна и требует  от нас  психологических и физических   затрат необходимых  для  реш...

Консультация для педагогов "Кинезиология - гимнастика для мозга"

    Каждое из кинезиологических упражнений, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный мат...

Гимнастика для мозга

В статье описание кинезиологических упражнений для развития полушарий головного мозга, а также упражнения для развития координации....