Консультация для родителей «Занимательные игры со словами - квазиомонимами»
консультация (подготовительная группа)
Игры со словами квазиомонимами являются одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc | 875.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОО «Ельниковский детский сад «Теремок», обособленное структурное подразделение «Ельниковский детский сад №1 комбинированного вида»
Консультация для родителей.
«Занимательные игры со словами - квазиомонимами»
Подготовила:учитель-логопед
Бобылева И.Г.
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При правильном развитии речи ребёнок имеет более широкие возможности в познании окружающей действительности и психологическом развитии, ему легче высказывать свои мысли, строить полноценные отношения со сверстниками и взрослыми. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую страдает полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.
Особенность социализации в дошкольном возрасте - существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии со взрослыми, но через активные игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения.
В сложном комплексе нарушений при недоразвитии речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие детей должным образом не формируется.
Для дошкольников с речевой патологией характерны:
-нарушение всех структурных компонентов речевой системы,
-недостаточная общительность,
-нарушение эмоционально-волевой сферы,
-неустойчивость внимания,
-сужение объёма памяти, слуховая и зрительная память ниже уровня возрастной нормы,
-низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, самостоятельности,
-снижение уровня мотивации, познавательной активности,
-повышенная психическая истощаемость, утомляемость,
-нарушение поведения.
Для нормального развития ребенка с нарушениями речи необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других структурных компонентов речевой системы, а так же своевременное и целенаправленное развитие социального поведения, которое способствует:
-предотвращению появления эмоционально – личностных, поведенческих трудностей,
-расширению их коммуникативного и социального опыта,
-развитию речи.
Функции речи:
коммуникативная;
познавательная;
регулирующая.
Работа по формированию коммуникативных умений у детей с речевой патологией предполагает:
-коррекцию нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-развитие лексико-грамматического строя и связной речи;
-развитие и активизацию познавательных процессов;
-практическое овладение детьми нормами речи;
-умение общаться со сверстниками и взрослыми.
«Занимательные игры со словами - квазиомонимами», которое является одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию детей с речевой патологией.
Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.
При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол, сёл, шёл. Это акустически близкие, но артикуляторно далёкие слова.
Для игр с детьми Вам необходимо иметь
-картинный материал со словами-квазиомонимами;
-карточки с буквами;
-графические, фонематические и лексико-грамматические упражнения на различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.
Занимательные игры со словами – квазиомонимами используем для решения следующих задач:
-формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем, -имеющих акустико-артикуляционное сходство;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-количественное и качественное обогащение словаря;
-закрепление различных способов словоизменения и словообразования;
-тренировка зрительной памяти;
-практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;
-развитие связной речи;
-освоение коммуникативных умений и навыков;
-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам -взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Приведу пример заданий с использованием слов – квазиомонимов:
-сравнить слова по звуковому составу, отобрать пары картинок, названия которых отличаются лишь по 1 звуку (рак – лак, роза – лоза, рожки – ложки, игра – игла, колобок – коробок, рампа – лампа, вол – вор), сказать, в чём отличие этих слов и объяснить их смысл;
-подобрать к парам слов-квазиомонимов определения, имеющие устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов (плюшевый мишка – глубокая миска, серая крыса – черепичная крыша);
-составить предложения с этими словами.
При этом выявляется дифференциация оппозиционных звуков не смешиваемых и смешиваемых в произношении.
Материал исследования: предметные картинки со словами - квазиомонимами: почка – бочка, трава – дрова, корка – горка, сова – софа, пашня – башня, мышка – мошка, коса – коза, миска – мишка, суп – зуб, касса – каша, лук – люк.
Задания для формирования навыка слуховой дифференциации фонем с использованием слов-квазиомонимов:
прослушать слова, сходные по звуковому составу и найти соответствующие картинки;
прочитать слова с пропущенными буквами, вставить нужную букву в пустую клеточку;
выявить сходство и различия слов-квазиомонимов;
объяснить значение слов-квазиомонимов, составить предложения с этими словами.
С помощью слов-квазиомонимов можно дифференцировать (различать) наиболее часто смешиваемые в речи пары звуков по признакам:
звонкие – глухие («б»-«п»: бас-пас, бочка-почка, забор-запор, блошка-плошка и «бь»-«пь»: белена-пелена, бить-пить, отбить-отпить; «в»-«ф»: ваза-фаза, вата-фата; сова-софа и «вь»-«фь»: вены-фены, ветры-фетры, винт-финт; «г»-«к»: галька-калька, голос-колос, гонка-конка, гора-кора, губы-кубы, гол-кол, гости-кости и «гь»-«кь»: гонги-гонки, деньги-деньки; «д»-«т»: дачка-тачка, док-ток, том-дом, тоска-доска, точка-дочка, затор-задор и «дь»-«ть»: делец-телец, день-тень, прудик-прутик; «з»-«с»: зайка-сайка, коза-коса, роза-роса, злой-слой; «ж»-«ш»: жар-шар, жаль-шаль, жить-шить, ужи-уши);
твёрдые – мягкие («л»-«ль»: был-быль, мел-мель, пыл-пыль, угол-уголь, мол-моль, цел-цель; «р»-«рь»: рад-ряд; «с»-«сь»: вес-весь, навес-навесь и т.п.);
ротовые – носовые («б»-«м»: бак-мак; «д»-«н»: дочка-ночка),
переднеязычные – заднеязычные («т»-«к»: точка-кочка; «с» -«х»: салат-халат);
переднеязычные – среднеязычные («р»-«й»: марка-майка);
среднеязычные – заднеязычные («й»-«г»: ель-гель);
губные – переднеязычные («б»-«д»: бочка-дочка);
губно-губные – губно-зубные («б»-«в»: бинт-винт);
переднеязычные смычные – переднеязычные щелевые («т»-«ш»: тапки-шапки, «т»-«с»: танки-санки);
свистящие – шипящие («с»-«ш»:крыса-крыша, каска-кашка, миска-мишка, скала-шкала; «з»-«ж»:коза-кожа, лоза-ложа);
шипящие аффрикаты – шипящие щелевые («ч»-«щ»:чёлка-щёлка, чётки-щётки, плач-плащ; «ч»-«ш»: кочка-кошка);
шипящие аффрикаты – смычные переднеязычные («ч»-«дь»: речка-редька);
свистящие аффрикаты – свистящие щелевые («ц»-«с»: цок-сок, цвет-свет);
вибранты – смычно-проходные ротовые («р»-«л»: рак-лак, рама-лама, рампа-лампа, рожки-ложки, роза-лоза, коробок-колобок, укор-укол, вор-вол, бурка-булка).
Большое внимание в работе со словами- квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок), закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.
В качестве примера можно привести игру:
«Микрозагадки со словами-квазиомонимами»
Цель: дифференциация фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство.
Задачи:
Развивать фонематический слух и восприятие.
Формировать грамматический строй речи.
Отрабатывать навык согласования существительного (слова – квазиомонима) с прилагательным в роде, числе, падеже.
Обогащать активный и пассивный словарный запас.
Описание игры: На столе разложены карточки, на которых изображены картинки со словами – квазиомонимами и схемы этих слов с пропущенными буквами. Родитель называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются найти среди названий картинок подходящее к определению слово, вставить в пустую клеточку схемы нужную букву, прочитать получившееся слово (или чётко произнести его). Составить пары из слов – квазиомонимов. Повторить получившиеся ассоциативные словосочетания, составить с ними предложения.
Варианты микрозагадок: воздушный (шар) – огненный (жар), плюшевый (мишка) - глубокая (миска), солдатская (каска) - горячая (кашка), черепичная (крыша) - серая (крыса), серебряные (ложки) - маленькие (рожки), виноградная (лоза) – садовая (роза).
Варианты предложений: В Африке очень (жарко). (Жалко) будить рано малыша. Осторожно шей острой (иглой). Дети увлеклись интересной (игрой).
Предлагаю картинный материал и советую поинтересоваться этой темой в Интернет ресурсах.
Система использования занимательных игр со словами-квазиомонимами» оказалась эффективной и способствует значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволяет ребенку более органично вписаться в социальное окружение.
Своевременность, системность и целенаправленность работы по данному направлению способствует профилактике и предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, способствует расширению коммуникативного и социального опыта детей с недоразвитием речи, т.е. в – целом – успешной социализации этих детей.
Удачи Вам!!!!
Литература:
Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Логопедия. М., Просвещение. Владос.1995.С.53, 58.
Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г., Уникальная методика развития речи дошкольника. М.:Олма-пресс,2002.С.393,403,414,422.
Карамышева Н.В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов-квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ.ред. Н.Г.Калашниковой [и др.], - Барнаул:АЗБУКА,2012.С.180-182.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. " Занимательная математика в играх".
Занимательная математика в играх....
Консультация для родителей: "Дидактические игры и занимательные задания по развитию речи"
Дидактические игры являются мощным средством для развития речи....
Консультация для родителей: Занимательные математические игры и их роль в подготовке детей к обучению в школе.
Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и за...
Консультация для родителей "Занимательные игры, опыты и эксперименты с ребёнком 3-4 года"
Занимательные игры, опыты и эксперименты с детьми 3-4 года...
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад» Интересные и занимательные речевые игры способствуют развитию речи ребенка, пока вы добирае
Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Бейнарович Светлана анатольевнаКонсультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»Интересные и за...
Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "
Консультации для родителей. "«Занимательные игры и упражнения, как средство развития речевой активности детей младшего возраста "...
Консультация для родителей «Пишу, играю, ум развиваю: занимательные игры, упражнения, уроки чистописания и логики с дорисовкой, штриховкой, лабиринтами, моделированием для детей старшего дошкольного возраста»
А.Р. Лурия считал, что «не всякая деятельность ребенка сама по себе оказывает эффективное влияние на его интеллектуальное развитие. В каждой деятельности надо найти такой метод ее организа...