МАСТЕР - КЛАСС «ВСЁ ДЛЯ ЯЗЫЧКА»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Презентация опыта логопедической работы по развитию артикуляционного аппарата с помощью демонстрации дидактического материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_master_-_klassa.docx | 34.3 КБ |
vsyo_dlya_yazychka.pptx | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
МАСТЕР - КЛАСС
«ВСЁ ДЛЯ ЯЗЫЧКА»
Тема: Использование инновационных форм работы в логопедической практике.
Ведущий: учитель – логопед Л.М.Гришаева
МКДОУ «Родничок» города Бородино
конт. тел. 8-923-372-7011
E-mail: liudmila.grishaeva@yandex.ru
Актуальность темы:
Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики требует от ребёнка определённых усилий и терпения. Эффективность логопедической работы по развитию артикуляционной моторики в значительной мере определяется тем, как сам ребёнок учувствует в процессе её проведения, какая ему при этом отводится роль, какова его степень инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребёнка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Нужно вовлечь ребёнка в активный процесс, создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес. Для этого следует использовать основную деятельность детей – игру. Для красочного и забавного оформления игры должны использоваться картинки, игрушки, сказочные герои, стихотворные тексты, музыка.
Цель мастер – класса:
Презентация опыта логопедической работы по развитию артикуляционного аппарата с помощью демонстрации дидактического материала.
Задачи:
- раскрыть актуальность предлагаемой темы мастер – класса;
- представить разнообразный дидактический материал для формирования правильного артикуляционного уклада;
- изготовить пособие для проведения артикуляционной гимнастики.
Оборудование:
- конспект мастер – класса
- мультимедийное оборудование
- презентация материалов мастер – класса
- музыкальное приветствие Л. Хисматулина «Здравствуйте, ладошки…..»
- экран звукопроизношения (формат А3) или слайд в презентации
- наборы предметных картинок по артикуляционным упражнениям в различных вариантах (прищепки, цветочки, веер)
- картинки и стихи
- наборы сказочных героев, тексты сказок; фигурки из фетра
- артикуляционная гимнастика с музыкой (видео)
- цветные шнурки, «бусинки» - картинки с изображением артикуляционных упражнений
План проведения мастер – класса:
- Вступительное слово (приветствие).
- Представление опыта работы путём комментированного показа.
- Практическое занятие с участниками мастер – класса.
- Вопросы участников мастер – класса к ведущему.
- Заключительное слово (рефлексия).
Ход мастер – класса:
Вступительное слово (приветствие)
1 слайд
Добрый день, дорогие коллеги! Очень рада вас приветствовать на своём мастер – классе, тема которого «Использование инновационных форм работы в логопедической практике».
Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ладошки….» (муз. колонка)
Итак, с хорошим настроением и позитивными эмоциями начинаем мастер – класс! И сегодня, я готова с вами поделиться своим опытом коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Организация обучения детей с речевыми нарушениями требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку и интереса к изучаемому материалу. Ничто так не утомляет ребёнка как однообразие! Поэтому в своей практике я применяю инновационные технологии, а это и есть не что иное, как новые способы взаимодействия с ребёнком, и новые стимулы которые служат для создания благоприятного эмоционального фона как у ребёнка, так и у меня самой. Моя задача заинтересовать ребёнка различным дидактическим материалом так, чтобы ему самому захотелось поучаствовать в процессе коррекции речи.
Отмечу, что именно логопедия подразумевает многократное повторение одного и того же материала. И в коррекционной работе с детьми от этого никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад.
2 слайд
Слова Даниила Борисовича Эльконина «С ребенком всё надо делать через игру…» всегда напоминают мне о том, что мои занятия не должны быть скучными, а должны быть интересной игрой!
Поэтому в своей работе с детьми придерживаюсь ФГОС, в котором предусмотрено вариативность среды, т.е. периодическая сменяемость игрового (дидактического) материала, появление новых предметов, стимулирующих активность детей.
Представление опыта работы
3 слайд
-1-
Представляя вашему вниманию свой дидактический материал, начну с самого элементарного. Это предметные картинки по артикуляционной гимнастике. У каждого логопеда они имеются, и зачастую в рассыпном виде, что очень удобно при подборке комплекса артикуляционных упражнений на этапе постановки определённого звука (показ предметных картинок и показ картинок с описанием артикуляционных упражнений).
4 слайд
Набор предметных картинок по артикуляции:
- На прищепках (подбираем упражнения для постановки определённого звука); здесь артикуляционную гимнастику совмещаем с массажем пальчиков.
- цветочная полянка (предлагаем ребёнку право выбора цветочков в количестве 7 штук)
- веер (распланирован с двух сторон так, что с одной стороны упражнения динамической организации, с другой статической).
Демонстрация пособий.
5 слайд
-2-
Следующий вариант. Каждое упражнение гимнастики сопровождается забавными картинками и описано в четверостишии. За основу беру готовый наглядно – дидактический материал Наталии Валентиновны Нищевой.
- демонстрация пособия Н.В. Нищевой «Весёлая артикуляционноя гимнастика»
6 слайд
-3-
Сказочные истории. Логопеду важно обеспечить на своих занятиях положительный настрой ребёнка. На помощь может прийти сказка! Различные сказочные истории: волшебные, весёлые и даже страшные - они всегда интересны. Поэтому их очень удобно использовать для исправления детской речи. Истории с движениями легче и быстрее запоминаются, потому что опираются на принцип активности. Для того, чтобы заинтересовать детей, артикуляционные упражнения объединены в небольшие сказки. Сказочные истории сопровождаются картинным материалом (набор сказочных героев).
- демонстрация сказочных героев (картинки и фигурки из фетра)
- примеры текстов сказочных историй.
Проигрываю одну из сказок « Прекрасная обжорка».
7 слайд
-4-
Музыкальное сопровождение артикуляционной гимнастики.
Если использовать в логопедической работе готовое видео с таким материалом, то можно смело говорить о Весёлой артикуляционной гимнастике с музыкальным сопровождением по мотивам книги Наталии Валентиновны Нищевой (показ слайда). Я вашему вниманию предлагаю свой подобранный материал: название упражнения и музыкальное сопровождение. В соответствии с музыкой артикуляционные упражнения распределены на статические и динамические. Итак, я предлагаю вам немного потренировать свои язычки! (зеркала).
- Игра «Зоопарк». Звучит музыка, статические упражнения выполняем под стихотворный текст (можно сопровождать и картинками)
- Хоботок Хобот вытянул слонёнок –
Он совсем ещё ребёнок.
- Бегемот Вот зевает бегемот,
Широко открыв свой рот.
- Лягушка А в траве грустит лягушка:
Промочила в луже брюшко.
- Обезьянка Дразнит с ветки обезьянка –
Вот какая хулиганка!
- Звучит музыка. Выполняем динамические упражнения.
- Часики
- Качели
- Футбол
- Лошадка
8 слайд
Фиксирую свою коррекционную работу с помощью «Экрана звукопроизношения», где отражены все этапы постановки звука. Образец звукового экрана «Ура! Звук родился!» предлагаю вашему вниманию.
Различным цветом обозначен каждый этап:
- красный – звук отсутствует
- синий - постановка
- жёлтый – автоматизация
- зелёный – звук введён в свободную речь
9 слайд
Для отслеживания результатов коррекционной работы и динамики формирования речевых процессов мною и коллегой разработан комплект таблиц «Состояние речевых процессов детей дошкольного возраста», с помощью которых проводится стартовая и итоговая диагностики (соответственно – сентябрь, май), а также динамическое наблюдение детей в течение учебного года (январь). Результат коррекционной работы фиксируется по следующим параметрам:
- звукопроизношение
- фонематическое восприятие
- лексико – грамматические средства
- слоговая структура слова
- связная речь
Поэтому можно говорить о том, что работая над формированием правильного артикуляционного уклада, я повышаю уровень речевого развития детей в целом. То есть, все компоненты устной речи тесно связаны с правильным звукопроизношением.
Практическая часть мастер – класса
Уважаемые коллеги! Предлагаю вам, изготовить бусы!
За основу возьмём цветные шнурки (очень удобно на них нанизывать так называемые «бусинки»). А бусинки – это большое количество картинок, с помощью которых выполняются артикуляционные упражнения. Каждый подбирает себе комплекс упражнений. Думаю, что 5 – 6 упражнений, этого достаточно для выполнения артикуляционной гимнастики!
Работа участников мастер – класса сопровождается музыкой (песенка «Фантазия» из м/ф «Маша и медведь»)
Вопросы участников мастер – класса к ведущему
Коллеги, если у вас возникли вопросы, то я готова на них ответить!
11 слайд
Заключительное слово (рефлексия)
Использование игровых технологий с различным дидактическим материалом в логопедической практике положительно влияет на развитие ребёнка. Ведь игра – это всегда эмоции, а где есть эмоции, там и повышенное внимание, воображение, там работает мышление. Я надеюсь, что представленный мною материал пригодится Вам в работе с детьми.
12 слайд
Источники:
Список литературы:
- Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000.
- Воробьёва Т.А., Крупнчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2015.
- Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007.
Интернет – ресурсы:
- https://yandex.ru/video/searchtext=артикуляционная (Н.В.Нищевой)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«С ребёнком всё надо делать через игру ….» Д.Б.Эльконин
Предметные картинки для артикуляционной гимнастики
Дидактический материал своими руками Прищепки Цветочная полянка Веер
Весёлая артикуляционная гимнастика
СКАЗОЧНЫЕ ИСТОРИИ
Музыка и артикуляция Статические артикуляционные упражнения Слоник Бегемот Лягушка Обезьянка Динамические артикуляционные упражнения Часики Качели Футбол Лошадка
Результативность коррекционной работы
«Бусинки»
Источники Список литературы: Будённая Т.В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2000. Воробьёва Т.А., Крупнчук О.И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика.- СПб.: Издательский дом «Литера», 2015. Нищева Н.В. Весёлая артикуляционная гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2016. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2007. Интернет – ресурсы: https://yandex.ru/video/searchtext=артикуляционная ( Н.В.Нищевой )
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГОТОВИМСЯ К МАСТЕР-КЛАССУ Пошаговый алгоритм проведения мастер-класса
Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса...
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны (мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В.
Мастер класс по оригами в старшей-подготовительной группе. Тема: Тюльпаны(мастер класс посвящен Дню Города) подготовила Ворон Т.В., воспитатель1 категории....
Пасхальное яйцо своими руками в технике квиллинг. Мастер - класс с пошаговыми фото. Мастер - класс “Пасхальное яичко”
Цель: создание яичка в технике квиллинг.Задачи:- закреплять навыки накручивания полоски бумаги в ролл;- развивать творческие способности детей, внимание, воображение и фантазию;- развивать мелкую мото...
«Мастер – класс « «Мастер – класс «Песочная терапия в работе педагога – психолога»» + презентация
Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать кулич...
Мастер-класс для детей «Чудесное тесто!» . Мастер-класс проводит повар детского сада, мама Мирославы Морозовой – Морозова Елена Владимировна.
Цель мастер-класса для детей: Продолжать знакомить детей с профессией повара, через встречу с родителями и проведение мастер – класса. Познакомить с тестом, его приготовлением. Предложить д...
МАСТЕР-КЛАСС «Нетрадиционные формы оздоровления дошкольников» в рамках муниципального обучающего семинара-практикума на тему «Мастер-класс как форма распространения опыта работы педагога ДОУ»
Цель: Познакомить присутствующих педагогов с нетрадиционными формами оздоровления детей, используемыми в практической деятельности. Стремиться развивать у коллег коммуникативные навыки и ум...
Мастер - класс: " Рисуем солью и крупой". Фотоотчёт по мастер - классу.
В этом мастер - классе показано, какие поделки можно создать, используя соль и крупу (манную и рисовую). Как можно фантазировать, используя нетрадиционные тех...