Программа "Раз-словечко,два-словечко!"
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Дополнительная общеразвивающая программа "Раз-словечко,два-словечко!" для дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raz_slovechko_dva_slovechko_beketova_o.b.docx | 453.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Районный центр творчества детей и молодежи «Спектр»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«РАЗ - СЛОВЕЧКО, ДВА - СЛОВЕЧКО!»
Направленность: социально-педагогическая
Возраст: 5-7 лет
Срок реализации:1 год, 72 часа.
Автор-разработчик: Бекетова Ольга Борисовна педагог дополнительного образования |
Излучинск, 2017
Раздел №1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Направленность данной программы - социально-педагогическая. Возраст обучающихся - дошкольники седьмого года жизни.
Актуальность программы именно в дошкольном возрасте происходит становление, формирование и развитие речи. Поэтому, одной из основных задач дошкольного учреждения является развитие устной и усвоение письменной речи.
Одним из важнейших средств развития речи дошкольника является художественное слово, с помощью которого развивается связная речь и коммуникативные навыки, пополняется словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи. Развиваются творческие способности и умение передавать образы литературных героев, интонационная выразительность речи. С помощью художественной литературы у ребенка развиваются не только речевые и творческие способности, но и воспитываются нравственные ценности. У каждого народа существуют свои сказки, рассказы, стихи и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие, которые не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют всестороннему развитию личности ребенка.
Отличительные особенности программы: данная программа разработана на основе программы «Обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи» (Т.Б. Чиркина, Г.В. Филичева)
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.).
Адресат программы: система занятий по данной программе предназначена для детей 5-7 лет с ОВЗ (с общим недоразвитием речи).
Объем программы: 72 часа.
Формы обучения и виды занятий: практические занятия. Количество детей в каждой группе по 5-6 человек.
Срок освоения программы – 1 год (9 месяцев).
Режим занятий: Частота встреч - 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия – 30 минут.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых актов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- СанПиН 2.4.2.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных учреждений дополнительного образования детей» от 04.07.2014г. №41;
- Письма Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
1.2.Цели и задачи реализации программы
Цель программы: развитие речевых способностей и воспитание нравственно-патриотических качеств у дошкольников шестого гожа жизни средствами художественной литературы.
Задачи программы:
- Воспитывать нравственные нормы: добро, дружба, взаимопомощь, взаимоуважение, трудолюбие, милосердие, сострадание, сочувствие и т.д., используя художественные произведения (сказки, рассказы, стихи, песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки и др.)
- Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций с помощью детской художественной литературы.
- Развивать способность воспринимать литературные произведения, учить понимать суть произведения, видеть замысел автора.
- Развивать творческие способности, умение передавать образы литературных героев, интонационную выразительность речи, тембр голоса.
- Развивать связную речь и коммуникативные навыки, грамматический строй речи,пополнять словарный запас, закреплять правильное звукопроизношение.
- Расширять кругозор, развивать познавательные процессы, воспитывать эстетический и художественный вкус, развивать музыкальную культуру (интерес к классической инародной музыке).
1.3. Содержание программы.
Программа состоит из трех сезонных блоков занятий: первый - осень (вводный), второй – зима (основной), третий – весна (заключительный). Каждый цикл занятий данной программы предполагает учет психолого-возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников с ОВЗ, уровень понимания и восприятия детей данной категории. В синтезе с чтением художественной литературы русских поэтов и писателей использовались: разные виды театра, дидактические, развивающие и театрализованные игры, демонстрация мультфильмов советских мультипликаторов, репродукции картин известных художников, иллюстрации, народные песни, потешки, пословицы, загадки, музыкальные произведения композиторов, рисование и конструирование детьми героев литературных произведений из бумаги или из природного материала.
Учебный план | |||||
№ занятия | Наименование разделов | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | Знакомство. Игра | |||
2 | «Осень» | 26 | Драматизация сказки, участие в конкурсе Игра в настольный театр Составление рассказа и создание книжки с рисунками-иллюстрациями | ||
3 | «Зима» | 22 | Чтение стихов и описание пейзажной картины конструирование игрушек из бумаги | ||
4 | «Весна» | 23 | Составление рассказа Рисование игрушек пластилином по шаблону. Участие в осенней ярмарке | ||
5 | Итоговое занятие | 1 | Выступление на празднике, | ||
Итого | 72 |
Содержание учебно-тематического план
Блок | № занятия | Наименование раздела программы. Тема занятия. | Цель | Тип занятия |
ОСЕНЬ | 1 | Тема: «Детский сад». Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад» | Расширять кругозор детей о окружающем мире. Учить понимать смысл стихотворений. Беседа о работе детского сада. Воспитывать уважение к сверстникам и сотрудникам детского сада. | Вводное |
2 | Тема: «Детский сад». Составление рассказа про детский сад по образцу. | Учить составлять рассказ из простых предложений по образцу педагога. Расширять кругозор детей о окружающем мире, уточнять значимость работников детского сада в жизни дошкольников. Воспитывать уважение к работникам детского сада. | Получение новых знаний | |
3 | Тема: «Игрушки» Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из серии «Игрушки» | Расширять словарного запаса по теме, учить рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи; Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей. | Получение новых знаний | |
4 | Тема: «Игрушки» Составление рассказа по образцу педагога. | Учить составлять рассказ из простых предложений по образцу педагога. Воспитывать бережное отношение к своим игрушкам и игрушкам своих друзей, доброжелательное отношение друг к другу. | Получение и закрепление новых знаний | |
5 | Тема: «Я и мое тело» Чтение и заучивание потешек: «Водичка, водичка….», «Расти, коса, до пояса», «Потягушки». | Учить понимать смысл содержания потешек. Пополнять знания о строении тела человека. Воспитывать и прививать культурно-гигиенические навыки. | Получение новых знаний | |
6 | Тема: «Я и мое тело» Просмотр мультфильма по мотивам произведения К.Чуковского «Мойдодыр» | Расширять кругозор детей о окружающем мире, пополнять знания о строении тела человека. Воспитывать и прививать культурно-гигиенические правила. | Получение и закрепление новых знаний | |
7 | Тема: «Ранняя осень». Чтение и заучивание пословиц и поговорок об осени. | Учить понимать смысл содержания поговорок и пословиц. Расширять кругозор детей о окружающей природе. Воспитывать бережное отношений к природе. | Получение новых знаний | |
8 | Тема: «Ранняя осень». Чтение стихов русских поэтов об осени. | Учить понимать смысл содержания стихов. Расширять кругозор детей о окружающей природе. Воспитывать бережное отношений к природе. | Получение новых знаний | |
9 | Тема: «Фрукты» Составление описательного рассказа по сюжетной картинке о фруктах с опорой на схему Воробьевой. | Расширять кругозор детей о окружающем мире, пополнять знания о фруктах. Учить составлять описательный рассказ, пользуясь схемой. | Получение новых знаний | |
10 | Тема: «Фрукты». Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» | Уточнять и пополнять знания детей о фруктах. Воспитывать нравственные качества: дружба, щедрость, взаимовыручка. | Закрепление полученных знаний | |
11 | Тема: «Овощи» Отгадывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций по теме, исполнение русских народных песен про овощи. | Учить детей понимать смысл загадок про овощи и обучать их отгадывать. Уточнять и пополнять знания о овощах. Воспитывать бережное отношений к природе и уважение к труду взрослого. | Получение новых знаний | |
12 | Тема: «Овощи» Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Репка». | Развивать интонационную выразительность речи и творческие способности. Воспитывать нравственные качества: дружба и взаимопомощь | Закрепление полученных знаний | |
13 | Тема: «Золотая осень» Чтение и заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень» | Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать и прививать интерес к художественному слову. | Получение и закрепление новых знаний | |
14 | Тема: «Золотая осень» Описание пейзажной картины «Золотая осень» И.С. Остроухова с использованием картинного плана, чтение стихотворений про золотую осень Муз.произведения из цикла «Времена года» | Познакомить детей с творчеством художника И.С. Остроухова и учить детей составлять описание пейзажной картины по опорному картинному плану. Воспитывать интерес к произведениям живописи и музыки. | Получение и закрепление новых знаний | |
15 | Тема: «Поздняя осень» Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало…». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень» | Учить понимать смысл содержания стихотворения. Закреплять умение детей рассказывать стихотворение с интонационной выразительностью. Расширять и пополнять знания детей о красоте окружающей природы и поэтах России. Прививать интерес к художественному слову и музыке. Воспитывать бережное отношений к природе. | Получение и закрепление новых знаний | |
16 | Тема: «Поздняя осень» Составление рассказа о поздней осени по опорным картинкам. | Развивать умение у детей составлять рассказ по опорным картинкам; Воспитывать интерес к изменениям в природе, формировать эстетическое восприятие осеннего пейзажа. | Получение и закрепление новых знаний | |
17 | Тема: «Осень» Обобщение Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам. | Учить составлять пересказ текста по опорным рисункам; систематизировать знания детей об осени; уточнять, расширять, активизировать словарь по теме «Осень»; воспитывать интерес к сезонным изменениям в природе. | Получение и закрепление новых знаний | |
18 | Тема: «Осень» Обобщение Составление рассказа о поздней осени с опорой на серию сюжетных картин. | Учить составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картин. Расширять и пополнять знания детей о приметах осени. Воспитывать бережное отношений к природе. | Получение и закрепление новых знаний | |
19 | Тема: «Наша страна» Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Красная площадь» | Учить понимать смысл содержания стихотворения. Закреплять умение детей рассказывать стихотворение с интонационной выразительностью. Расширять и пополнять знания детей о достопримечательностях Москвы. Воспитывать любовь и чувство патриотизма к Родине. | Получение новых знаний | |
20 | Тема: «Наша страна» Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану. | Учить составлять рассказы о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану; уточнять, пополнять и активизировать словарь по теме; воспитывать у детей любовь к нашей Родине, уважительное отношение к символам России. | Получение и закрепление новых знаний | |
21 | Тема: «Дикие животные» медведь, ёж Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Дядя Миша» | Уточнять и пополнять знания детей о жизни диких животных. Беседа по теме. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, щедрость, взаимопомощь, взаимовыручка. | Получение и закрепление новых знаний | |
22 | Тема: «Дикие животные» медведь, ёж Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. | Учить детей пересказывать текст подробно; точно воспроизводя реплики героев; воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки. | Закрепление полученных знаний | |
23 | Тема: «Дикие животные» заяц, белка Составление близких к тексту пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка». | Учить детей выразительно пересказывать тексты близко к образцу, без помощи вопросов; развивать внимание, память, логическое мышление; воспитывать у детей правильное поведение по отношению к животным. | Получение и закрепление новых знаний | |
24 | Тема: «Дикие животные» заяц, белка Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». | Развивать творческие способности и интонационную выразительность речи при инсценировке сказки. Воспитывать нравственные качества: милосердие, дружба, взаимопомощь, взаимовыручка. | Закрепление полученных знаний | |
25 | Тема: «Дикие животные» лиса, волк. Чтение и пересказ рассказа Е.Чарушина «Волчишко» | Учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Активизировать словарь детей по теме. Воспитывать бережное и заботливое отношение к диким животным. | Получение и закрепление новых знаний | |
26 | Тема: «Дикие животные» лиса, волк. Драматизация сказки «Теремок» | Учить детей пересказывать текст подробно; точно воспроизводя реплики героев; воспитывать у детей артистизм, воображение и умение передавать интонации героев сказки. | Получение и закрепление новых знаний | |
ЗИМА | 27 | Тема :«Зима» Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций. | Расширять словарного запаса по теме Зима. Учить рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи, прививать интерес к художественному слову.; Воспитывать любовь к природе и бережное отношение. | Получение и закрепление новых знаний |
28 | Тема: «Зима» Просмотр мультфильма по мотивам русс.нар сказки «Снегурочка» и пересказ | Расширять кругозор о природных явлениях зимы. Продолжать обучать детей пересказывать сказку. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, забота и уважение к пожилым людям. | Закрепление полученных знаний | |
29 | Тема: «Зимующие птицы». Сорока, воробей Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей»» | Продолжать обучать детей пересказывать произведение близко к тексту. Развивать умение логически выстраивать своё высказывание. Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам. | Получение и закрепление новых знаний | |
30 | Тема: «Зимующие птицы» Сорока, воробей Заучивание и чтение стихотворения Е.Фейерабенд «Дозорная» | Расширять знания детей о зимующих птицах. Учить рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи, прививать интерес к художественному слову. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам. | Получение и закрепление новых знаний | |
31 | Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица Составление рассказов описания и сравнения по опорному картинному плану Н. Арбековой | Продолжать учить составлять рассказ с опорой на картинный план. Расширять знания детей о зимующих птицах. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам. | Получение и закрепление новых знаний | |
32 | Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» о зимующих птицах. | Расширять знания детей о зимующих птицах. Продолжать учить составлять рассказ по сюжетным картинкам. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам. | Закрепление полученных знаний | |
33 | Тема: «Новый год» Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Ёлка» или «Когда зажигаются ёлки» | Продолжать обучение детей рассказыванию сказки с опорой на сюжет мультфильма, использование выразительных средств (эпитетов), развитие памяти и воображения. Воспитывать и прививать интерес к народным праздникам и традициям русского народа. | Получение и закрепление новых знаний | |
34 | Тема :«Новый год» заучивание стихов про Новый год. | Развивать интонационную выразительность речи и творческие способности при чтении стихотворений Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать интерес к традиционным праздникам. | Комбинированный | |
35 | Тема: «Зимние забавы» Загадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме. | Закреплять знания детей по теме «Зимние забавы». Учить детей в составлять загадки, опираясь на схемы-описания Ткаченко. Воспитывать любовь к разным видам зимних развлечений. | Получение и закрепление новых знаний | |
36 | Тема: «Зимние забавы» Заучивание с детьми колядок. | Расширять знания детей об окружающем мире. Развивать интонационную выразительность речи и творческие способности. Воспитывать интерес к русским народным праздникам и традициям. | Комбинированный | |
37 | Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Голубь» | Продолжать учить детей рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам. | Комбинированный | |
38 | Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь Чтение и заучивание стихотворения А. Прокопьевой | Расширять знания детей о окружающей природе. Продолжать учить понимать смысл содержания стихотворения. Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать любовь к своему краю и бережное отношение к птицам. | Закрепление полученных знаний | |
39 | Тема: «Зимняя одежда» Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» | Продолжать учить детей пересказывать текст рассказ о предметах одежды. Расширять знания детей о предметах одежды. Воспитывать уважение у труду взрослых и бережное отношение к одежде. | Получение и новых знаний | |
40 | Тема: «Зимняя одежда» Составление описательных рассказов об одежде с опорой на схему. | Учить детей составлять описательный рассказ о предметах одежды с опорой на схему описания; развивать у детей умение обращать внимание на детали описания. Воспитывать аккуратность и навыки ухода за предметами одежды. | Получение и закрепление новых знаний | |
41 | Тема: «Обувь» Чтение и заучивание стихотворения О. Чернорицкой «Ботинок» | Продолжать учить детей рассказывать стихотворения, развивая интонационную выразительность речи. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к предметам обуви. | Получение и закрепление новых знаний | |
42 | Тема: «Обувь» Чтение и пересказ р.н.сказки «Чудесные лапоточки» | Продолжать учить детей пересказывать сказки, выделяя основную мысль и развивая интонационную выразительность речи. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, взаимопомощь, дружба. | Получение и закрепление новых знаний | |
43 | Тема: «Домашние животные» корова Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Бодливая корова» | Продолжать обучение детей рассказыванию сказки. Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. | Получение и закрепление новых знаний | |
44 | Тема: «Домашние животные» корова Просмотр мультфильма по мотивам сказки А. Толстого «Хаврошечка» | Расширять знания детей о домашних. Продолжать обучать детей пересказывать сказку. Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать нравственные качества: трудолюбие, любовь и бережное отношение к животным. | Получение и закрепление новых знаний | |
45 | Тема: «Домашние животные» кошка, собака Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина «Томка» | Учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Активизировать и расширять словарь детей по теме. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. | Получение и закрепление новых знаний | |
46 | Тема: «Домашние животные» кошка, собака Просмотр мультфильма по мотивам сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» | Продолжать обучать детей пересказывать сказку близко к тексту, используя интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным. | Получение и закрепление новых знаний | |
47 | Тема: «Домашние животные» лошадь, свинья Чтение и пересказ р.н.сказки «Зимовье зверей» | Продолжать обучать детей пересказывать сказку, используя интонационную выразительность речи. Воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным. | Закрепление новых знаний | |
48 | Тема: «Защитники Отечества» Чтение и заучивание стихотворений к празднику. | Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать любовь к Родине и чувство патриотизма. | Закрепление новых знаний | |
ВЕСНА | 49 | Тема:«Весна» Чтение и заучивание стихотворений о весне Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист !…..» | Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи, память, воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Получение и закрепление новых знаний |
50 | Тема: «Весна» Составление рассказа весне по опорному картинному плану. | Развивать умение у детей составлять рассказ с опорой на картинный план; расширять словарь детей по теме. Воспитывать интерес к изменениям в природе. | Получение и закрепление новых знаний | |
51 | Тема: «Мамин праздник» Чтение и заучивание стихотворений к празднику. Е. Благининой «Вот какая мама» | Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать и прививать интерес к художественному слову. | Закрепление новых знаний | |
52 | Тема: «Мамин праздник» Чтение рассказа З. Воскресенской «Мама» | Продолжать учить детей пересказывать произведение близко к тексту. Активизировать словарь по теме. Воспитывать у детей уважение и любовь к маме. | Получение и закрепление новых знаний | |
53 | Тема: «Моя семья» Заучивание пословиц и поговорок о семье. | Учить понимать смысл содержания поговорок и пословиц. Расширять кругозор детей по теме. Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи. | Получение и закрепление новых знаний | |
54 | Тема: «Моя семья» Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). | Обучать детей составлять связный последовательный рассказ по серии сюжетных картинок; формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую сюжетную ситуацию. Воспитывать у детей уважение и любовь к членам своей семьи. | Закрепление полученных знаний | |
55 | Тема: «Мебель» Составление загадок-описаний о мебели. | Продолжать учить детей составлению загадок-описаний о мебели с опорой на картинный план. Расширять кругозор и активизировать словарь по теме. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели. | Получение и закрепление новых знаний | |
56 | Тема: «Мебель» Чтение и пересказ сказки Ириса Ревю «Счастливый шкаф» | Расширять знания детей о мебели. Продолжать учить понимать смысл содержания сказки и передавать его при пересказе. Прививать интерес к художественному слову. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели. | Получение и закрепление новых знаний | |
57 | Тема: «Посуда» Чтение и заучивание стихотворения Г. Шагалиевой «На кухне…» | Расширять знания детей о предметах посуды. Закреплять умение детей рассказывать стихотворение, используя интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение и навыки ухода за предметами посуды.. | Получение и закрепление новых знаний | |
58 | Тема: «Посуда» Составление описательных рассказов о посуде с опорой на схему Ткаченко. | Учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды с опорой на схему описания. Воспитывать бережное отношение и навыки ухода за предметами посуды.. | Получение и закрепление новых знаний | |
59 | Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец Описание пейзажной картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова с использованием картинного плана Арбековой Муз.произведения из цикла «Времена года» | Познакомить детей с творчеством художника А.К. Саврасова и учить детей составлять описание пейзажной картины по опорному картинному плану. Воспитывать интерес к произведениям живописи и музыки. | Получение и закрепление новых знаний | |
60 | Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец Чтение и заучивание стихотворений С. Михалкова «Скворец» и А. Барто «Скворцы прилетели» | Развивать творческие способности и интонационную выразительность речи при рассказывании стихотворения. Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам. | Получение и закрепление новых знаний | |
61 | Тема: «Космос.» Чтение стихотворений о космосе А. Хайт «Планеты» и Я. Аким «Берегите свою планету». | Продолжать обучать детей рассказывать стихотворения с интонационной выразительностью. Расширять кругозор детей о Космосе. | Получение и закрепление новых знаний | |
62 | Тема: «Космос.» Составление рассказа о космосе по сюжетным картинкам. | Продолжать обучать составлять рассказы по сюжетным картинкам. Расширять кругозор детей о Космосе. Воспитывать уважение и гордость к профессии космонавта. | Получение и закрепление новых знаний | |
63 | Тема: «Наш поселок» Чтение и заучивание стихотворения о поселке Излучинск Просмотр фильма о Излучинске. | Пополнять и обогащать словарь детей по теме. Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство любви к родному поселку. | Получение и закрепление новых знаний | |
64 | Тема: «Наш поселок» Составление рассказов о своём доме и посёлке по готовому вопросительному плану. | Закреплять знания детей о посёлке, в котором мы живём и умение составлять связный рассказ. Воспитывать патриотические чувства к родному посёлку. | Получение и закрепление новых знаний | |
65 | Тема: «Транспорт» Составление загадок-описаний о транспорте. | Продолжать учить детей составлению загадок-описаний о транспорте с опорой на картинный план. Расширять кругозор и активизировать словарь по теме. Воспитывать внимательное отношение к правилам поведения на дороге. | Получение и закрепление новых знаний | |
66 | Тема: «Транспорт» Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково» | Расширять знания детей о транспорте. Продолжать учить понимать смысл содержания сказки и передавать его при пересказе. Воспитывать уважение к людям, работающим на транспорте | Получение и закрепление новых знаний | |
67 | Тема :«День Победы» Чтение и пересказ рассказа С. Георгиевской «Галина мама» Рассматривание иллюстраций, прослушивание военных песен. | Продолжать обучать детей пересказу текста. Развивать диалогическую и монологическую речь детей, память и воображение. Пополнять и обогащать словарь детей по теме. Воспитывать чувство любви к Родине, к ветеранам войны. | Получение и закрепление новых знаний | |
68 | Тема: «День Победы» Чтение и заучивание стихотворений о празднике День Победы. | Пополнять и обогащать словарь детей по теме. Закреплять умение детей заучивать и рассказывать стихотворение, передавая его смысл. Развивать интонационную выразительность речи. Воспитывать чувство любви к Родине. | Получение и закрепление новых знаний | |
69 | Тема: «Насекомые» Загадывание и отгадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме. | Закреплять знания детей по теме. Продолжать упражнять детей в составлении загадок, опираясь на схемы-описания. Воспитывать любовь и бережное отношение к насекомым. | Закрепление полученных знаний | |
70 | Тема: «Насекомые» Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» | Расширять знания детей о насекомых. Развивать творческие способности и интонационную выразительность речи при инсценировке сказки. | ||
71 | Тема: «Читаем стихи вместе!» | Закреплять умение детей рассказывать стихотворение с интонационной выразительностью, передавая его смысл речи. Воспитывать дружеские взаимоотношения между конкурсантами. | Комбинированный | |
72 | Итоговое занятие Тема: «Чему мы научились?» Викторина по разделам программы | Активизировать словарь детей по изученным ранее темам. Закреплять умение детей быстро давать правильные ответы на вопросы. Закрепить знание и понимание детьми образных выражений. Продолжать развивать произвольное внимание, память, мышление. Закреплять умение детей работать сообща. | Комбинированный |
1.4. Планируемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы у детей:
- Формируются нравственные нормы поведения в обществе, среди сверстников, чувство любви к Родине средствами художественной литературы.
- Развиваются творческие способности, связная речь и коммуникативные навыки, грамматический строй речи, расширяется словарный запас, закрепляется правильное звукопроизношение и интонационная выразительность речи.
- Расширяется кругозор, развиваются познавательные процессы.
- Воспитывается эстетический и художественный вкус.
Раздел №2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1. Календарный учебный график
Начало учебного года | 1 сентября |
Окончание учебного года | 31 мая |
Продолжительность учебного года | 2 часа в неделю - 72 часа в год и 36 учебных недель |
1 полугодие - 17 учебных недель | |
с 01.09. по 28.12. (праздничный день- 4ноября) с 01.12. по 28.12. | Учебный процесс Подведение итогов за 1 полугодие, отчетные мероприятия, концерты |
2 полугодие - 19 учебных недель | |
с 09.01. по 25.05. с 29.12. по 08.01. с 26.03. по 31.03. (праздничные дни - 23 февраля, 8 марта, 1 мая, 9 мая) с 01.05. по 25.05. | Учебный процесс Зимние каникулы Весенние каникулы Подведение итогов за год. Научно-практическая конференция «Вектор успеха». Фестиваль детского творчества «Вдохновение» |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Предметно-развивающая среда в групповой комнате и в кабинете учителя-логопеда, наполненная специальными объектами, средствами, развивающими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами.
В помещении группы и в кабинете учителя-логопеда ДОУ организованны разнообразные уголки: уголок для творчества и развития речи, уголок патриотического воспитания, уголок природы с многочисленными растениями и «уголок уединения». В «уголках уединения» находятся альбомы и папки с семейными фотографиями.
В уголке патриотического воспитания размещены наглядные пособия, по ознакомлению с культурой России и ХМАО. Также находятся разнообразные атрибуты, отражающие культуру и особенности разных народов. Имеется картотека детской художественной литературы нравственно-патриотического содержания.
В уголке по развитию речи размещены разнообразные пособия и развивающие игры по развитию всех категорий речи и детская художественная литература с портретами писателей и поэтов по данной программе.
В уголке творчества - находится ширма для демонстрации кукольного театра, а также размещены разные виды театров (пальчиковый, настольный, теневой, кукольный и др). Имеются костюмы, маски, декорации для театрализованных представлений.
Для реализации данной программы используются следующие технические средства обучения:
- мультимедийное оборудование для просмотра фильмов, презентаций;
- аудиозаписи, видеотека.
- компьютер и принтер в логопедическом кабинете для подготовки материалов к совместной деятельности с детьми и с родителями;
- музыкальный центр в музыкальном зале для проведения праздников, развлечений, прослушивания музыкальных произведений;
- магнитофонв логопедическом кабинете ив групповой комнате для прослушивания музыкальных произведений.
2.3. Формы аттестации
Текущий контроль - проводится в конце изучения каждой темы - заучивание стихов, составление пересказов, викторины, театральные постановки, творческие задания;
Промежуточный контроль - диагностика уровня компетенции дошкольников (вводная - сентябрь, итоговая - май);
Итоговая -проводится по завершению обучения дошкольников по данной образовательной программе - творческая работа, наградные документы за участие в конкурсах различного уровня (портфолио).
2.4. Оценочные материалы
Определить уровень достижения дошкольниками планируемых результатов отражается в диагностических методиках по обследованию речи дошкольников: Акименко В.М., Трубникова Т.А. и др.
Учитывая этическую направленность содержания программы, в качестве показателей были отобраны критерии: отношения ребенка и виды деятельности.
Первый критерий – отношения ребенкав рамках которых проявляются три базовых моральных чувства, формирование которых составляет нравственную основу личности:
Данные моральные чувства являются источниками морального опыта в отношении трех основных объектов:
- Отношение к своей личности;
- Отношение к другим людям;
- Отношение к культуре как системе жизни.
Развитые нравственно-патриотических норм являются формой проявления морального опыта жизни ребенка. Это проявляется в том, как ребенок, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение:
- к людям (семье, знакомым, друзьям, незнакомым);
- к окружающему миру (природе, животным);
- к себе (видит ли он свои недостатки, хвастается ли достоинствами, спорит ли, когда ему делают замечание, или стыдится своего плохого поступка, просит прощения);
- значимым социальным ценностям (отношение к Родине, родной земле);
- духовным ценностям (что ценит, чему радуется).
Второй критерий – виды деятельности, которые выбирает ребенок в связи с полученными представлениями (проявляет ли желание помогать родителям, выражает ли впечатления в продуктах творчества и т.д.).
Формы контроля – вариативные: анализ продуктов творческой деятельности, наблюдения за поведением детей в повседневной жизни.
Патриотическое воспитание осуществляется во всех направлениях работы с детьми: в ознакомлении с окружающим и с художественной литературой, развития речи, музыке, изобразительном искусстве.
2.5. Методические материалы программы
В процессе освоения программы решаются главные задачи развития личности дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие.
- Рассматривание картин, беседы о предметах и явлениях окружающего мира.
- Игровые ситуации на усвоение норм и правил поведения со сверстниками.
- Беседы о семье, о родном городе, о родной стране, о государственных праздниках
Речевое развитие.
- Игры на развитие активного и пассивного словаря
- Развитие связной речи и коммуникативных навыков, интонационной выразительности речи.
- Рассматривание иллюстраций, знакомство с русским народным творчеством.
- Рассматривание репродукций картин известных русских художников.
- Слушание литературных произведений в аудиозаписи.
- Знакомство с иллюстраторами детских книг, чтение классической и современной литературы
- Игры-драматизации по сказкам и литературным произведениям, театрализованные представления, разные виды театра.
Познавательное развитие.
- Знакомство с творчеством художников.
- Ознакомление со свойствами и качествами материалов и веществ, игры, опыты, наблюдения (неживая природа)
- Дидактические игры, рассматривание картин, беседы.
- Игровые упражнения, беседы о правилах поведения в общественных местах.
Художественно-эстетическое развитие.
- Знакомство с декоративно-прикладным искусством, жанрами живописи.
- Хороводные игры с пением
- Слушание музыки. Знакомство с композиторами.
- Рисование и конструирование героев литературных произведений из бумаги или из природного материала
Физическое развитие.
- Динамические паузы, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, развитие основных движений, подвижные игры.
2.6. Рабочая программа:
Содержание учебно-тематического план
Блок | № занятия | Дата | Наименование раздела программы. Тема занятия. | Количество часов | Вид контроля |
ОСЕНЬ | 1 | сентябрь | Тема: «Детский сад». Чтение стихотворения О. Высотской «Детский сад» | 1 | Составление рассказа |
2 | Тема: «Детский сад». Составление рассказа про детский сад по образцу. | 1 | Чтение стихов конструирование игрушек из бумаги | ||
3 | Тема: «Игрушки» Чтение и заучивание стихотворений А.Барто из серии «Игрушки» | 1 | Составление рассказа Рисование игрушек пластилином по шаблону. | ||
4 | Тема: «Игрушки» Составление рассказа по образцу педагога. | 1 | Отгадывание загадок | ||
5 | Тема: «Я и мое тело» Чтение и заучивание потешек: «Водичка, водичка….», «Расти, коса, до пояса», «Потягушки». | 1 | Беседа по теме | ||
6 | Тема: «Я и мое тело» Просмотр мультфильма по мотивам произведения К.Чуковского «Мойдодыр» | 1 | Рассказывание пословиц и поговорок | ||
7 | Тема: «Ранняя осень». Чтение и заучивание пословиц и поговорок об осени. | 1 | Чтение стихов, рисование рисунков | ||
8 | Тема: «Ранняя осень». Чтение стихов русских поэтов об осени. | 1 | Составление рассказа Рисование пластилином фрукты по шаблону. | ||
9 | октябрь | Тема: «Фрукты» Составление описательного рассказа по сюжетной картинке о фруктах с опорой на схему Воробьевой. | 1 | Пересказ сказки | |
10 | Тема: «Фрукты». Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» | 1 | Отгадывание загадок Участие в осенней ярмарке | ||
11 | Тема: «Овощи» Отгадывание загадок Рассматривание картин и иллюстраций по теме, исполнение русских народных песен про овощи. | 1 | Показ настольного театра | ||
12 | Тема: «Овощи» Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Репка». | 1 | Чтение стихов | ||
13 | Тема: «Золотая осень» Чтение и заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень» | 1 | Чтение стихов и описание пейзажной картины | ||
14 | Тема: «Золотая осень» Описание пейзажной картины «Золотая осень» И.С. Остроухова с использованием картинного плана, чтение стихотворений про золотую осень Муз.произведения из цикла «Времена года» | 1 | Заучивание и чтение стихотворения Выступление на осеннем празднике | ||
15 | Тема: «Поздняя осень» Знакомство с творчеством А. С. Пушкина и заучивание стихотворения «Уж небо осенью дышало…». Прослушивание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Осень» | 1 | Составление рассказа | ||
16 | Тема: «Поздняя осень» Составление рассказа о поздней осени по опорным картинкам. | 1 | Составление рассказа и создание книжки с рисунками-иллюстрациями | ||
17 | Тема: «Осень» Обобщение Пересказ рассказа В.Г. Сутеева «Чей это гриб?» по опорным рисункам. | 1 | Составление рассказа и создание книжки с рисунками-иллюстрациями участие в ярмарке | ||
18 | ноябрь | Тема: «Осень» Обобщение Составление рассказа о поздней осени с опорой на серию сюжетных картин. | 1 | Заучивание и чтение стихотворения Коллективное рисование Красной площади | |
19 | Тема: «Наша страна» Чтение и заучивание стихотворения И. Токмаковой «Красная площадь» | 1 | Составление рассказа | ||
20 | Тема: «Наша страна» Составление рассказа о Родине по опорным предметным картинкам и картинному плану. | 1 | Пересказ сказки | ||
21 | Тема: «Дикие животные» медведь, ёж Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Дядя Миша» | 1 | Драматизация сказки | ||
22 | Тема: «Дикие животные» медведь, ёж Пересказ русской народной сказки «Три медведя» с элементами драматизации. | 1 | Пересказ рассказа | ||
23 | Тема: «Дикие животные» заяц, белка Составление близких к тексту пересказов по рассказам Е. Чарушина «Кто как живёт. Заяц. Белка». | 1 | Показ сказки малышам | ||
24 | Тема: «Дикие животные» заяц, белка Показ настольного театра по мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка». | 1 | Пересказ рассказа | ||
25 | Тема: «Дикие животные» лиса, волк. Чтение и пересказ рассказа Е.Чарушина «Волчишко» | 1 | Драматизация сказки участие в конкурсе | ||
26 | Тема: «Дикие животные» лиса, волк. Драматизация сказки «Теремок» | 1 | Чтение стихов участие в конкурсе | ||
ЗИМА | 27 | декабрь | Тема :«Зима» Чтение стихов о зиме, рассматривание иллюстраций. | 1 | Пересказ сказки |
28 | Тема: «Зима» Просмотр мультфильма по мотивам русс.нар сказки «Снегурочка» и пересказ | 1 | Пересказ рассказа | ||
29 | Тема: «Зимующие птицы». Сорока, воробей Пересказ рассказа Е.Чарушина «Воробей»» | 1 | Чтение стихотворения Участие в конкурсе | ||
30 | Тема: «Зимующие птицы» Сорока, воробей Заучивание и чтение стихотворения Е.Фейерабенд «Дозорная» | 1 | Создание книжки с рисунками-иллюстрациями | ||
31 | Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица Составление рассказов описания и сравнения по опорному картинному плану Н. Арбековой | 1 | Составление рассказа Изготовление кормушек | ||
32 | Тема: «Зимующие птицы» Ворона, синица Составление рассказа по серии сюжетных картин «Кормушка» о зимующих птицах. | 1 | Пересказ сказки Коллективное рисование новогодней ёлки | ||
33 | Тема: «Новый год» Просмотр мультфильма по мотивам сказки В.Сутеева «Ёлка» или «Когда зажигаются ёлки» | 1 | Концерт для родителей Участие в конкурсе «Новогодняя игрушка» | ||
34 | Тема :«Новый год» заучивание стихов про Новый год. | 1 | |||
35 | январь | Тема: «Зимние забавы» Загадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме. | 1 | Праздник «Рождественские колядки» | |
36 | Тема: «Зимние забавы» Заучивание с детьми колядок. | 1 | Чтение стихотворения Конструирование из бумаги голубя | ||
37 | Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь Чтение и заучивание стихотворения А. Барто «Голубь» | 1 | Чтение стихотворений Участие в конкурсе | ||
38 | Тема: «Зимующие птицы» Голубь, снегирь. Чтение и заучивание стихотворения А. Прокопьевой «Выбегай поскорей, посмотреть на снегирей…» | 1 | Пересказ рассказа | ||
39 | Тема: «Зимняя одежда» Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Как рубашка в поле выросла» | 1 | Составление рассказа Создание коллективного коллажа | ||
40 | Тема: «Зимняя одежда» Составление описательных рассказов об одежде с опорой на схему. | 1 | Чтение стихотворения | ||
41 | Тема: «Обувь». Чтение и заучивание стихотворения О. Чернорицкой «Ботинок» | 1 | Пересказ сказки | ||
42 | февраль | Тема: «Обувь» Чтение и пересказ р.н.сказки «Чудесные лапоточки» | 1 | Пересказ рассказа коллективное рисование | |
43 | Тема: «Домашние животные» корова Чтение и пересказ рассказа К. Ушинского «Бодливая корова» | 1 | Пересказ сказки | ||
44 | Тема: «Домашние животные» корова Просмотр мультфильма по мотивам сказки А. Толстого «Хаврошечка» | 1 | Пересказ рассказа Изготовление собаки | ||
45 | Тема: «Домашние животные» кошка, собака Чтение и пересказ рассказа Е. Чарушина «Томка» | 1 | Пересказ сказки составление коллажа коллективное рисование | ||
46 | Тема: «Домашние животные» кошка, собака Просмотр мультфильма по мотивам сказки С.Я.Маршака «Кошкин дом» | 1 | Пересказ рассказа | ||
47 | Тема: «Домашние животные» лошадь, свинья Чтение и пересказ р.н.сказки «Зимовье зверей» | 1 | Чтение стихотворений Участие на празднике | ||
48 | Тема: «Защитники Отечества» Чтение и заучивание стихотворений к празднику. | 1 | Чтение стихотворений | ||
49 | март | Тема:«Весна» Чтение и заучивание стихотворений о весне Е. Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист !…..» | 1 | Составление рассказа Коллективное рисование | |
ВЕСНА | 50 | Тема: «Весна» Составление рассказа весне по опорному картинному плану. | 1 | Чтение стихотворений Участие в праздничном концерте | |
51 | Тема: «Мамин праздник» Чтение и заучивание стихотворений к празднику. Е. Благининой «Вот какая мама» | 1 | Пересказ рассказа | ||
52 | Тема: «Мамин праздник» Чтение рассказа З. Воскресенской «Мама» | 1 | Рассказывание пословиц и поговорок | ||
53 | Тема: «Моя семья» Заучивание пословиц и поговорок о семье. | 1 | Составление рассказа | ||
54 | Тема: «Моя семья» Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин (с элементами творчества). | 1 | Составление загадок-описаний | ||
55 | Тема: «Мебель» Составление загадок-описаний о мебели. | 1 | Пересказ сказки | ||
56 | Тема: «Мебель» Чтение и пересказ сказки Ириса Ревю «Счастливый шкаф» | 1 | Составление рассказов рисование | ||
57 | апрель | Тема: «Посуда» Чтение и заучивание стихотворения Г. Шагалиевой «На кухне…» | 1 | Составление рассказов рисование | |
58 | Тема: «Посуда» Составление описательных рассказов о посуде с опорой на схему Ткаченко. | 1 | Описание пейзажной картины | ||
59 | Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец Описание пейзажной картины «Грачи прилетели» А.К. Саврасова с использованием картинного плана Арбековой Муз.произведения из цикла «Времена года» | 1 | Чтение стихотворений. Участие в конкурсе | ||
60 | Тема: «Перелетные птицы» Грач, скворец Чтение и заучивание стихотворений С. Михалкова «Скворец» и А. Барто «Скворцы прилетели» | 1 | Чтение стихотворений | ||
61 | Тема: «Космос.» Чтение стихотворений о космосе А. Хайт «Планеты» и Я. Аким «Берегите свою планету». | 1 | Составление рассказа по сюжетным картинкам Коллективное рисование | ||
62 | Тема: «Космос.» Составление рассказа о космосе по сюжетным картинкам. | 1 | Чтение стихотворения рисование | ||
63 | Тема: «Наш поселок» Чтение и заучивание стихотворения о поселке Излучинск Просмотр фильма о Излучинске. | 1 | Пересказ рассказов | ||
64 | Тема: «Наш поселок» Составление рассказов о своём доме и посёлке по готовому вопросительному плану. | 1 | Составление загадок-описаний | ||
65 | май | Тема: «Транспорт» Составление загадок-описаний о транспорте. | 1 | Пересказ сказки | |
66 | Тема: «Транспорт» Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково» | 1 | Пересказ рассказа рисование | ||
67 | Тема :«День Победы» Чтение и пересказ рассказа С. Георгиевской «Галина мама» Рассматривание иллюстраций, прослушивание военных песен. | 1 | Чтение стихотворения Участие в Фестивале «Чтобы помнить!» | ||
68 | Тема: «День Победы» Чтение и заучивание стихотворений о празднике День Победы. | 1 | Викторина | ||
69 | Тема: «Насекомые» Загадывание и отгадывание загадок с помощью схем описания Ткаченко. Рассказывание стихов и рассматривание иллюстраций по теме. | 1 | Инсценировка сказки | ||
70 | Тема: «Насекомые» Инсценировка сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха» | 1 | Конкурс чтецов | ||
71 | Тема: «Читаем стихи вместе!» | 1 | Викторина и выставка работ | ||
72 | Итоговое занятие Тема: «Чему мы научились?» Викторина по разделам программы | 1 | Викторина | ||
Итого: | 72 |
Список литературы:
Для педагога:
- Арбекова Н.Е. «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет». Москва. Просвещение. 2010 г.
- Бородина А.В. Культура и творчество в детском саду. Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Москва. 2007 г.
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи в детском саду. – Москва. Просвещение. 1983 г.
- Гомзяк О.С. «Говорим правильно в 6-7 лет».Москва. Изд-во «ГНОМ и Д», 2002
- Дерягина Л.Б. Моя Родина Россия. Серия «Малышам о родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007 г.
- Казакова Н.В. Большая река начинается с родничка, любовь к родине с детского сада // Воспитатель ДОУ 2008 г.
- Курцева З.И. Ты – словечко, я – словечко. Москва. Издательство: Баласс, 2001 г.
- Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. Москва. Просвещение, 1982 г.
- Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
- От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: СПб.: Мозаика-синтез, 2014 г.
- Практический материал из опыта работы МДОУ «Покровский» города Белгород. Раз ступенька, два ступенька. Белгород. 2010 г.
- Театрализованные игры в развивающей работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие/Под ред. Л.Б. Баряевой, И.Г. Вечкановой. - СПб.: КАРО,2009 г.
Для детей:
- Буре Р.С. Программа «Дружные ребята». Москва. Просвещение. 2002г.
- Чему мы доброму за лето научились. Ульяновск. Арское. 2011 г.
- Мир – прекрасное творение. Москва. Никея. 2011 г.
- Учебно-методический комплект «Добрый мир», составитель Л.Л. Шевченко, Москва. 2011 г.
Интернет-источники:
- Сайт «Все о детях и семье» http://www.7ya.ru/
- Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ee/